Петербуржец Дмитрий Иоффе – специалист по интернет-маркетингу и венчурным инвестициям – придумал командные соревнования по сбору мусора в духе своих любимых ролевых игр, от Толкиена и Достоевского до фильмов Тарантино.
Дмитрий увидел мусор так, как до него никто не видел: как ценный ресурс, «золото», за которым с азартом охотятся участники игры. Чья команда соберет больше всех, тот и победил.
Так в 2014 году родились «Чистые игры». Спустя несколько лет их признали лучшей природоохранной инициативой страны.
Сегодня у проекта два направления – бесплатное и коммерческое. По запросу «Как можно провести такую игру в моем городе или школе?» команда «Чистых игр» бесплатно высылает методические материалы – как собрать команды, организовать призы, выстроить игру – и консультирует организаторов плюс предоставляет мобильное приложение, чтобы присваивать баллы. Иоффе называет это некоммерческой франшизой.
За плату «Чистые игры» организуют игру для крупных компаний – в рамках программ по корпоративному эковолонтерству, тимбилдингу или как необычный корпоратив.
Платные «Чистые игры» – для компаний, бесплатные – для всех
– Через год после старта «Чистых игр», в 2015 году, вы уволились с прежней работы и занялись проектом как бизнесом – стали принимать заказы от компаний на проведение корпоративных игр: «Газпром», «Сбербанк», «Русал» и другие. Чего сейчас больше в «Чистых Играх» – коммерческого или социального?
– Бренд у нас один, организаций несколько. Есть коммерческие проекты – корпоративные «Чистые игры» для компаний, есть некоммерческие, по грантам – когда мы помогаем бесплатно организовать «Чистые игры» в разных городах.
Стараемся держать баланс, не допускать перекосов ни в ту, ни в другую сторону. На самом деле все тесно переплетено – нам приходится прибылью от коммерции поддерживать наши некоммерческие проекты. Например, пандемия, грант проигран, спонсоры ушли, а сотрудников надо сохранить. Начинаем платить зарплаты из нашей коммерческой структуры.
По сути, наша коммерческая составляющая в том, что мы проводим корпоративы. Но даже в этом случае мусор убирается, люди вовлекаются в проблему. Это и есть социальное предпринимательство. Мы склонны себя относить именно к нему.
«Мы не работаем с алкогольными и табачными брендами публично, но готовы с ними проводить корпоративы»
– Есть ли компании, с которыми вы не работаете по принципиальным соображениям?
– В первую очередь, мы совсем не работаем с политическими партиями. У нас есть корпоративные игры, а есть публичные. И в публичных мы не работаем с алкогольными и табачными брендами. При этом готовы с ними проводить корпоративы.
Если сотрудники такой организации пришли, как обычные граждане, на публичные «Чистые игры», это не запрещается. То же и с политическими партиями, лишь бы символики не было. Использование корпоративной символики обсуждаем отдельно. В каких-то регионах она допустима, в других для этого нужно стать спонсором. Если приходится сталкиваться с компанией, «грязной» в глазах общественности, стараемся понять, ради чего она пришла на проект и какие у нее достижения в области экобезопасности.
Зачастую бывает, что «гонят» зря. Например, я лично был свидетелем ситуации с возгоранием нефтепровода на московском НПЗ в Капотне. Нефтепровод, на котором случился пожар, принадлежит не этому НПЗ, а «Транснефти». Там и табличка есть. Но в СМИ сообщили непроверенную информацию, что именно завод устроил пожар. В результате общественное мнение сформировали слухи: все, что происходит в Капотне, – это НПЗ.
С компаниями, по которым нам удается выработать твердую, понятную позицию, как на самом деле выглядит ситуация, мы несколько раз работали.
Важнейший элемент любого успешного социального проекта, по опыту Иоффе, – развлекательный (геймификация). Табличка «Берегите лес» давно не работает, банально, скучно.
Среди интересных эко-практик Дмитрий называет «Мемы в лесу» московской организации «МосЭко» – на деревьях расклеивают смешные картинки с надписями в духе «Не мусори в лесу – не огорчай котика». Или челябинский Чистомэн и его единомышленники: молодые люди убирают мусор в масках.
Если ты набил мешок всем подряд, то получаешь за это гораздо меньше баллов, чем если ты его отсортировал
– Для крупных компаний участие в «Чистых Играх», скорее, гринвошинг и выполнение программы по устойчивому развитию. Система обращения с отходами включает в себя сбор, сортировку мусора, потом отправление его на переработку. Без всех этих этапов это похоже не на уборку в квартире, а на заметание мусора под ковер. Что происходит с мусором, который «добывают» игроки? На ваш взгляд, как можно решить эту проблему системно?
– По нашим правилам, команды, чтобы победить, должны набрать как можно больше игровых баллов. Для этого они должны за ограниченное время собрать мусор. Если ты набил мешок всем подряд, то получаешь за это гораздо меньше баллов, чем если ты его отсортировал. Поэтому для игроков выгодно именно сортировать. Так или иначе – все игроки сортируют, просто некоторые неправильно. Потом собранный на игре мусор отправляется на полигоны, а отсортированный – на переработку.
Наша миссия в решении мусорной проблемы, в первую очередь, образовательная и агитационная. Вместо того, чтобы чувствовать вину, что не приносишь пользы для экологии, в нашей игре ты получаешь возможность убрать мусор не занудно.
В 2018 году «Чистые игры» шагнули за рубеж. Сначала россиянка, школьная учительница в Индии, провела игру со своими учениками.
Потом собрались команды в Прибалтике, Венесуэле, Японии, Нигерии, Вьетнаме, Китае, других странах. В октябре 2020 «Чистые игры» прошли между 11 городами в России и 10 городами в США: велась онлайн-трансляция с турнирной таблицей.
Сейчас в «Чистые игры» играют уже в 20 странах, в 207 городах, а количество участников перевалило за 63 тысячи человек.
Бесплатная франшиза помогает развивать бренд
– Как эволюционировали «Чистые игры» за шесть лет?
– Дух мероприятия не изменился – это по-прежнему open-air, где люди собираются и в веселом формате соревнуются в очистке природы от мусора. А чисто технически изменилось очень многое. В первую очередь, IT-система, через которую все проводится. Обновилось приложение, правила игры стали более четкими. Они вообще постоянно меняются, дополняются.
За игру в среднем 100-200 человек собирают 2-6 тонн мусора. Из него половина отправляется на переработку. Бюджет одной игры – 100-200 тыс рублей.
– Какова маржинальность проекта, как она менялась? Сколько человек работает в команде и какова средняя зарплата?
– Сначала мы делали просто классное мероприятие, на личном энтузиазме, тратили на это свои деньги. Через пару игр у нас появился вдруг плюс. Тогда поняли: да, на этом можно зарабатывать. А значит – надо переходить на фулл-тайм, чтобы работать нормально.
У нас есть смета на проведение корпоративных мероприятий. В ней стоят рыночные цены, к которым добавляются налоги и административные расходы. Поверх всего идут еще 10% агентской комиссии. Это даже не столько комиссия, сколько наша прибыль – ее мы направляем на развитие организации. В зависимости от условий работы она может составить и 20%.
У нас работает порядка 10 человек, кто-то на фулл-тайм, кто-то нет. Средняя зарплата на фулл-тайме – 35-40 тыс.
Что касается координаторов игр в других городах и странах, то ни о каких зарплатах речь не идет. Специально организаторов и места для уборки мы не ищем. Есть постоянный поток людей, которые пишут, хотят организовать игры у себя в городе, в селе, в районе. Мы подписываем с ними соглашение.
Бесплатно предлагаем нашу идею, методику, консультации – пожалуйста, используйте и проводите игры. Это и есть наша некоммерческая франшиза. Нам такое сотрудничество помогает развивать бренд.
В конце 2020 года Дмитрий придумал еще одну громкую акцию, автоволонтерский проект «Подвези врача». Медики «зашивались» с вызовами – вместо нескольких в день их стало несколько десятков. Волонтеры-автолюбители заступали на смену, развозили врачей. Удалось договориться, что АЗС «Газпром-Нефть» компенсирует баллами бензин, «ВКонтакте» бесплатно рекламировала акцию, кафе «Пироговый дворик» и другие кормили врачей и волонтеров.
Когда у тебя есть онлайн-статистика, проще общаться с госструктурами и спонсорами
– Как удалось так быстро все организовать с «Подвези врача»?
– Идея у нас возникла осенью. Я написал пост «Вконтакте» – кому сейчас нужнее всего помощь? Мне ответили – врачам, с машинами. Я позвонил своему партнеру, руководителю общественной организации автомобилистов «СПБ.АВТО» – у него уже несколько лет действует проект «Автоволонтеры».
Быстро все организовать получилось благодаря тому, что мы сами сели с ним в машины и поехали волонтерить. Выкладывали в соцсетях посты с фотографиями. Люди откликались, хотели быть полезными. Нам начали приходить обращения от клиник, мы сами вышли на медиков через ассоциацию «Врач Санкт-Петербурга», через комитет здравоохранения. И все потихоньку наладилось.
В итоге мы собрали около 180 автоволонтеров с машинами. Они два месяца возили врачей по вызовам – всего пять тысяч пациентов. Закрывали эту брешь до тех пор, пока не подоспела госпомощь, и медикам не закупили транспорт от правительства города.
Сейчас проект постепенно затухает. Уже и потребности большой в такой помощи нет, и народ устал, нужно искать другие способы мотивации. Мы просто хотели в нужный момент быстро среагировать на проблему, и нам это вроде бы удалось.
– Что из опыта «Чистых игр» тут пригодилось в первую очередь?
– Сначала даже статистику вели на сайте «Чистых игр». Указывали адреса, сколько волонтеры проездили и скольким людям помогли. Потом автоматизировали процесс, перешли на новые инструменты. Сделали рейтинг в часах – кто из волонтеров больше времени берет, тот и молодец. Нашли спонсора, который еженедельно выбирал лучшего волонтера.
Сейчас мы работаем с сетью гипермаркетов «Лента», эта компания выделила для них подарочные карты. И конечно, воспользовались нашими связями от «Чистых игр», опытом составления рейтинга, статистики.
– Какие фонды и соцпроекты вам самому ближе и интереснее всего? Вы помогаете кому-то из НКО регулярно?
– Мне нравится проект «Тотальный диктант». У него очень интересная, простая и понятная идея вовлечения людей в образовательную акцию. Раз в год прийти и оценить свою грамотность, подержать ручку в руке, послушать тексты интересных авторов – отличная идея.
Удачный проект, на мой взгляд, – игры-экскурсии «Бегущий город», он наполовину коммерческий, хотя задумывался как полностью социальный. По сути, это геймификация экскурсий по городу.
Что касается сотрудничества с НКО, то у нас есть свой круг экологических волонтерских организаций. Среди партнеров – движение «Мусора. Больше. Нет» и «РазДельный сбор» плюс эко-движения в разных регионах страны. Создан Совет эковолонтерских организаций России, это около тридцати НКО. Я лично в рамках этого круга участвую в благотворительных проектах – консультирую, помогаю найти партнеров, подготовить заявку на гранты.