«Мама, я в команде «зеленых», нам надо обязательно победить! Я побежал!» – сказал мне мой сын, быстро чмокая в щеку, пачкая меня боевой раскраской. Насчет «побежал» – он преувеличил, бегать он не может с двух лет, а ходить… в этом году мы сели на инвалидную коляску. Такая у него болезнь.
Полевой штаб установлен – можно размещаться
Я присмотрелась к удаляющемуся силуэту своего мальчишки: не по годам высокий, загорелый, тонкие подростковые руки перебирают колеса «личного транспортного средства». Спешит, спешит туда, где он без лукавства может сказать «побежали», потому, что не будет ощущать особой разницы между собой и теми, кто ходит. Ребята из отряда с радостными воплями ухватились за поручни коляски и помчались вместе, навстречу каким-то своим приключениям.
Задание получено, надо выполнять
«Хоть бы победили», – подумала я и оглядела территорию: клумбы, скамеечки и… пандусы. Везде, в неимоверном количестве, при входе в каждое здание. С недавних пор, намаявшись с бесконечными бордюрами и лестницами, пандусы на улицах стали буквально моей мечтой, и здесь мое зрение отдыхало. Никогда не думала, что несколько метров цемента могут принести столько вполне глубокого счастья. Но против фактов не возразишь, особенно, когда выслушиваешь тираду своего «победившего индейца»: «понимаешь, мам, здесь нет больших порогов, и я могу сам ездить куда хочу, понимаешь?» Мамы все понимают, и они готовы памятник поставить тем, кто все это проектировал, строил, создавал. Табличка у ворот с надписью: «Образовательное учреждение г. Москвы, Санаторно – лесная школа равных возможностей № 7».
«Наш отряд – «Робинзоны»! Наш девиз – «Не нужны нам няни, мы островитяне!» – слышится хор детских голосов. Да, примерно такими были речевки моего пионерского детства. Тогда хотелось почувствовать настоящую самостоятельную жизнь. И ни капельки не меньше, а может быть и больше этого хочется особым детям. Вот они бегут в первых рядах вместе со сверстниками, которые намного лучше взрослых управляются с их колясками. Дети с ограниченными физическими возможностями здесь живут рядом с теми, у кого нет внешних проявлений инвалидности. Они всегда вместе: на уроках, в спальных корпусах, спортивных соревнованиях, участвуют во всех мероприятиях, выступают на сцене, смотрят, болея, футбольные матчи, занимаются в кружках и студиях, поют караоке.
Спортивный праздник. Соревнования на веломобилях и велосипедах. Кто быстрее? Никто не желает отставать. Кажется, что уже все давно перестали замечать, что велосипеды оснащены специальными крепежами и мчатся на них ребята с нарушениями опорно-двигательной системы.
Конкурсы, выступления на концертах, аплодисменты, овации, крики «браво», искренняя радость за своих друзей. Все для многих впервые: большое количество кружков, вплоть до ковроплетения, настоящая «Зарница», ужин в полевых условиях, заплыв в открытом бассейне, общение с большим количеством детей. Не перечислить всего того, что происходит здесь впервые для детей.
В школе три лошади. Одна лошадь для поцелуев. Ни один ребенок не уйдет, не поцеловав ее. Здесь проходят занятия кружка животноводства.
«Самое главное для нас – индивидуальная программа реабилитации, – говорит
Лариса Дмитриевна, отдыхающая в лагере вместе с ребенком. – Мы очень любим иппотерапию. Моему ребенку катание на лошади просто необходимо. Сидя на лошади, Вася радуется, светится от удовольствия, чувствует себя увереннее и при этом получает серьезное лечение».
Шахматный турнир
«Мне приятно отметить, что копилка методик Лесной школы заметно выросла, – говорит заместитель руководителя Департамента образования г.Москвы Гусева Татьяна Николаевна. – Опыт занятий канис-терапией, практикующихся в санатории, показывает отличные результаты».
Дети здесь ухаживают за кроликами, приносят еду лошадям, у каждого – подшефные животные. И не только животные. На территории санатория есть теплицы и грядки с овощами, куда дети с удовольствием приходят помогать поливать овощи. В подарок им разрешается сорвать понравившийся плод, который кажется намного вкуснее, чем, если бы он лежал на обеденной тарелке.
«Очень важно, чтобы ребенок, попав к нам, смог многое приобрести, – говорит директор Лесной школы Ирина Шпитальская, – знания, друзей, опыт общения. Наше понимание комфортности среды – это, прежде всего то, что среда должна быть насыщенной, профессиональной, избыточной, чтобы ребенок мог выбрать то, что ему надо в данный момент времени. Дети самостоятельно, без участия взрослых, решают, что ребенок на коляске должен выйти на сцену сам. Вот это и есть толерантность. Это его мотивирует и стимулирует на деятельность.
Судари и сударыни из 10 отряда
Мы ушли от телевидения и мобильных телефонов. То есть все то, что зомбирует ребенка и отвлекает его от жизненной стимуляции, надо аккуратно, но настойчиво убирать. На это много тратится времени, а у ребенка его очень мало. И, конечно же, очень важно – двигательная активность. Не имеет значения, на коляске он, на ходунках или на своих ногах – очень много движения: игры, каток, лыжи, бассейн, фитнес, восточные единоборства, тренажеры, велосипеды, иппотерапия, кружки дополнительного образования, выступления на концертах, – и никаких ограниченных возможностей. Здесь нет такого словосочетания».
Воспитанники литературного кружка пишут заметку по теме, предложенной семилетним Даней Богаровым «Наш мир».
«В Бога надо верить, потому что в нем сила», — пишет Сергей Костиков. Просит вернуть листок и добавляет: «В Бога надо верить не потому, что в нем сила, а потому что Бог ЕСТЬ. Потому что Он существует».
Вот еще слова мальчиков: «Моя жизнь изменилась, потому что я увидел, что можно жить иначе».
«Я вполне внимательный человек и задал себе вопрос: лучше бы я жил, если бы не увидел другую жизнь? Нет, жил бы хуже».
«Здесь я понял, можно попытаться жить для других».
Вечером у ребят танцы. Мой ребенок приуныл, но не подавал виду, что-то бормотал о том, что год назад был смысл туда пойти, а на коляске – непривычно. Последнюю фразу он договаривал уже не так уверенно, рядом с ним стояла ребятня и через несколько минут они уже мчались по тротуарчикам лагеря навстречу доносящейся из динамиков музыке. Руки взмыли вверх, коляска закружилась в центре, и таких самопроизвольных «хороводиков» – несколько, в каждом из которых самые разные дети.
Танцуют все!
В каждой семье есть свои традиции и устои. Некоторые из них кажутся совсем незначительными, мы на них не обращаем внимание. Так каждое утро мой отец-пенсионер встает пораньше и идет в магазин или просто посидеть на скамейке, при этом машет нам рукой и говорит: «Ну, я пошел». Я никогда не обращала внимания на эту фразу, а сын, проведя неделю в лагере, сказал: «Помнишь, как каждый день дедушка говорит – «ну, я пошел?». Я все думал, как это здорово, пойти совсем одному, пораньше, и привычно сказать своим: «я пошел». А здесь я каждое утро так говорю…»
Елена ВЕРБЕНИНА
Фото предоставлены администрацией Санаторно-Лесной школы №7