11 ноября исполняется 100 лет со дня гибели священномученика Николая Пробатова, расстрелянного в 1918 года карателями. Батюшка велел всем крестьянам села укрыться в лесу, а сам остался ждать прихода карательного отряда – хотел поговорить, образумить, примирить.
Позже крестьяне нашли его убитым, а руки о. Николая, уже застылые, были сложены для благословения – так он прощался со всеми, с жизнью. «Наш батюшка нас и мертвый благословляет», – поняли крестьяне.
«Священники-то уже не нужны!»
О. Николай родился в 1874 году под Тамбовом в семье сельского священника. Семья была страшно бедной, настолько, что учителя семинарии, где учился о. Николай, делали ему замечания за «заплатки». И семинаристы смеялись.
Помня собственную бедность, о. Николай, став священником, никогда не брал деньги за требы.
В 25 лет Николай женился на Варваре Алгебраистовой, поповне. В свадебное путешествие молодые отправились в Саровский монастырь, от всей души молиться, чтобы Господь благословил их семейную жизнь.
Когда началась Первая мировая война, тамбовский епископ Кирилл (Смирнов) стал приглашать священников своей епархии для полкового служения, но многие отказывались: говорили, что имеют плохое здоровье или не могут оставить семью с маленькими детьми.
Священник Николай Пробатов, слыша доводы коллег, удивился: «Что же это мы – священники, и отказываемся – у одного жена, у другого дети, а там наши же воины кровь проливают, защищая родину! Надо соглашаться!..»
И согласился, оставив бедную жену с тремя детьми справляться своими силами.
На фронте отец Николай пришел в ужас – как мало верующих людей вокруг! В храм на богослужение приходило не больше трех десятков человек. Потом он рассказывал дома: «Священники уже тут не нужны!» В 1917 году отец Николай возвратился в свою деревню.
Как решит народ
Большевики издали декрет, согласно которому из церквей у священников забирали не только злато-серебро, но и метрические книги (где записывалось, кто когда рожден, крещен, обвенчан законным браком и с кем именно).
К отцу Николаю пришли солдаты и стали требовать отдать церковные книги (информация о крещении и венчании говорила о том, что люди «поддерживают старый режим»). Отец Николай сказал: «Хорошо! Не хотите слушать церковное начальство, соберем сход крестьян. И как решит народ, так и сделаю!»
Во время схода отец Николай, конечно, произнес речь, после чего крестьяне с шумом выгнали солдат из храма.
Попытка восстания
В феврале 1918 года большевики объявили мобилизацию в Красную гвардию. Агломазовские крестьяне не хотели записываться в армию. Они попросили отца Николая отслужить молебен, после которого крестьяне собирались идти в город и разгромить там представителей новой власти.
Отец Николай молебен отслужил и произнес проповедь: «Благословляю вас идти на борьбу с гонителями Церкви Христовой!» Народ вооружился топорами и вилами и отправился в уездный город. Но появились предатели, они помчались предупредить большевиков.
Толпа мятежников стала редеть – решимость покинула людей. А когда оставшиеся смельчаки приблизились к городу, с колокольни началась стрельба. Все и разбежались.
Карательный отряд
Власти направили на бунтующих карательный отряд. Священник велел односельчанам уйти в соседние села для укрытия. На душе было тревожно: он видел, что и в людях нет крепости для борьбы, да и сама гражданская война – не то средство, которым «защищают Бога».
Отец Николай молился, а потом открыл Библию на первой попавшейся странице. И увидел слова: «Верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так, чтобы вы могли перенести». На такой Божий ответ в душу пришло утешение, спокойствие и мир.
Крестьяне просили священника: «Беги, батюшка, убьют!» Отец Николай отвечал: «Я никогда не бежал и сейчас не побегу!»
С отцом Николаем остался его старший сын Александр. Как только отец не уговаривал его идти с матерью, Александр не хотел оставлять отца.
Священник оделся потеплее и вышел на крыльцо. Вдалеке виднелся карательный отряд. Отец Николай сказал: «Римские легионы идут…» Карателя разместились в доме возле храма. Стали арестовывать людей по списку, который составил безбожник сельский учитель Петр Филиппович, не любивший батюшку.
Два красногвардейца арестовали отца Николая, а в доме священника устроили обыск. В тот день арестовали 18 человек. Их жестоко избивали в подвале.
Священнику отбивали пятки шомполами и принуждали танцевать: «И раньше не плясал и перед смертью не буду!», отвечал о. Николай.
Расстрел
Арестованным объявили, что вскоре их расстреляют. Отец Николай всех утешал и исповедовал. Вечером 11 ноября 1918 года осужденных вывели из подвала на берег реки Цны.
Красногвардейцам приказали построиться. Приговоренные тихо стояли и молились. Отец Николай поднял руки вверх и громко произносил молитву: «Господи, прости им! Они не знают, что делают!» Раздался выстрел.
После первого залпа отец Николай собрал последние силы и продолжил молитву: «Достойно есть…». Эту молитву, посвященную Божией Матери, обычно произносят в конце молитвенного правила или службы. Вторым залпом священник был убит.
Из 18 расстрелянных выжило 5. Ночью они доползли до ближайших домов и их спрятали жители. Уцелевшие и рассказали о подробностях казни.
Благословение
На утро сын о. Николая Александр вместе с крестьянами приехал на место казни. На окровавленном песке среди трупов выделялось тело священника, словно продолжавшего свою молитву: руки воздеты вверх и пальцы сложены для благословения. Так и повезли по селу, а крестьяне переглядывались и говорили: «Батюшка нас и мертвый благословляет!»
Отца Николая отпевали и хоронили священники соседних приходов в его доме глубокой ночью тайно от властей.
Священник Николай Пробатов был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.
Церковь в Агломазово
Богоявленская церковь в Агломазово при советской власти была уничтожена. В 1953 году было принято решение о сносе храма и использовании материала стен для строительства «культурно-просветительных учреждений».
В мае 2012 года в селе было заложено основание под строительство нового храма – в честь священномученика Николая Пробатова. Храм построен.