О специфике проектов в малых городах
– У нас пять городов присутствия. Три моногорода, на 35-45 тыс. жителей: Выкса (Нижегородская область), Чусовой (Пермский край) и Благовещенск (Республика Башкортостан). И два небольших предприятия в крупных городах: в поселке Новосинеглазово – это район Челябинска – и в Альметьевске, республика Татарстан.
Чусовой – «кузница» олимпийских чемпионов, там тренируются сборные по лыжам и санному спорту. Горожане смеются: «Выйди на улицу, и обязательно встретишь мастера спорта или олимпийского чемпиона». Поэтому многие проекты в рамках грантового конкурса «ОМК-Партнерство» связаны с культурно-спортивными событиями. Кроме того, для Чусового очень важны проекты по адаптации, реабилитации детей с расстройствами здоровья, поддержке пожилых.
В Выксе фокус больше на здоровый образ жизни и благоустройство. В Челябинске популярны экология и профилактика онкозаболеваний, диабета. В Новосинеглазово востребованы также проекты для молодежи, помощь тяжелобольным и детям в трудной жизненной ситуации. В Благовещенске – акцент на поддержку семьи.
Об оценке эффективности социальных программ
– В 2017 году мы в сотрудничестве с CAF (признан в РФ иноагентом) провели оценку эффективности наших социальных программ в городах присутствия методом SROI. Впервые его использовал в начале нулевых американский фонд Джорджа Робертса, затем он получил распространение в Европе. Анализ учитывает три вида результатов: экономические, экологические и социальные.
Коэффициент социального возврата на инвестиции в целом по компании составил 3,4 к 1. Проще говоря, каждый вложенный компанией рубль принес пользы на 3 с лишним рубля. В Выксе, например, отдача составила 3,6 к 1, в Новосинеглазово 3,5 к 1, в Благовещенске 2,5 к 1, а в Чусовом – 3,9.
Об успехе Чусового
– Думаю, одна из причин лидерства Чусового в том, что там какое-то время проводился грантовый конкурс имени князя Сергея Михайловича Голицына. У горожан изначально был более высокий уровень социального проектирования, да и чусовской люд креативен и настойчив.
Плюс там работают продвинутые НКО из Перми: «Дедморозим», «Вектор дружбы». Они выигрывают президентские гранты и реализуют долгосрочные проекты. Так, в 2015 году мы запустили проект «Больничные мамы»: наши специально обученные волонтеры ухаживают за малышами-отказниками в центральной городской больнице Чусового, собирают средства на памперсы, занимаются детьми, пока им не подберут приемную семью.
Это долгосрочный проект НКО из Перми – сами чусовляне его никогда бы не придумали. Но он понравился городу и сейчас живет без нашей поддержки третий год подряд. Более того, координатор этого проекта Светлана Азовских, попробовав себя в социальном проектировании, в 2016 году запустила социально-предпринимательский проект «Свободная песочница» – пространство для отдыха и досуга молодых мам и детей.
О требованиях к заявке
– Все проектные идеи проходят через грантовый конкурс социальных и благотворительных проектов «ОМК- Партнерство». ОМК может поддержать существующий социальный проект в регионе присутствия или помочь создать его с нуля.
Одно из главных требований к НКО: опыт работы от года. Кроме того, важно, чтобы проект был устойчивый и в идеале продолжался после завершения финансирования. И третье условие – софинансирование. Мы не поддерживаем проекты, где нет собственных вложений со стороны благополучателей, партнеров, плана, предполагающего поиск дополнительных средств. Доля софинансирования должна составлять 25% от запрашиваемой суммы – это может быть аренда помещения, наличие компьютерной техники, финансовые средства, частично – зарплата персонала.
В первый год, в 2015 году, грантовый пул в 13,3 млн рублей частично не освоили – заявки не соответствовали качеству, которое компания хотела бы видеть. На следующий год ОМК уменьшила сумму до справедливых 9,3 млн рублей. За два года конкурсанты нарастили мышцы – предлагают все более проработанные, устойчивые, эффективные проекты – и в этом году грантовый пул составил 10,5 млн рублей.
Если вас интересует благотворительность, вы хотите разбираться в новых технологиях, читать экспертные интервью с яркими фигурами в мире НКО и помогать с умом – подписывайтесь на секторную рассылку Милосердие.РУ. Чем больше мы знаем, тем лучше помогаем!
О процедуре подачи заявки
– График такой: 1 февраля мы объявили грантовый конкурс, до 31 марта принимаем заявки на участие. В марте проводим на местах тренинги для потенциальных благополучателей – по социальному проектированию, фандрайзингу и краудфандингу. Их помогают провести ресурсные центры для СОНКО. Дальше они подают заявку, и 23 апреля мы объявляем финалистов.
Основной принцип конкурса – построение трехстороннего партнерства бизнеса, власти и общества в решении острых социальных проблем в городах присутствия ОМК. Еще одно направление конкурса – развитие корпоративного добровольчества в партнерстве с местными сообществами, что позволяет соединить разных стейкхолдеров: активных сотрудников, местные сообщества, представителей бизнеса, госучреждений или администраций городов и НКО.
Мы не поддерживаем обращения по письму вне конкурса и уходим от адресной помощи – стремимся дать старт системным долгосрочным проектам, чтобы можно было измерить и оценить их социально-экономический эффект.
О личностном росте участников конкурса
– Участие в грантовом конкурсе дает местным жителям возможность решать проблемы на своем уровне. В моногородах это еще переход от пассивной позиции – «все проблемы решает градообразующее предприятие» – к гражданскому активизму. Меняется установка: увидел проблему – взял и решил.
И, конечно, грантовый конкурс направлен на сотрудников наших предприятий, решивших создать волонтерский проект. Мы помогаем развивать их лидерский потенциал, способствуем социальной карьере.
То же исследование эффективности CAF в 2017 году показало, что участие в грантовом конкурсе и реализация проектов эффективнее любых тренингов. Сотрудники говорили, что получили навыки ведения переговоров, расчета бюджета, взаимодействия с администрациями своих городов, СМИ. Некоторые из наших волонтеров стали депутатами местных органов власти, продвинулись по общественной и социальной лестнице. Это выгодно и компании, и жителям, и администрациям городов.
О выборе НКО на местах
– Грантовый конкурс и его прозрачность снимают любые вопросы. По заявке сразу видно, кто из НКО профи, а кто – нет. Отобрать лучшие проекты позволяют экспертные советы. В крупных городах в них входят представители региональных и республиканских министерств, ресурсные центры для СОНКО, представители администраций городов.
Например, у нас были сомнения в связи с проектом «Танцуй ради жизни» социально-психологического центра «Доверие» по профилактике ВИЧ. Нижегородское министерство внутренней региональной и муниципальной политики рекомендовало НКО как надежного партнера – это позволило реализовать важную инициативу в Выксе. Таким образом, представители региональных министерств для нас выступают гарантом. Они дают рекомендации, а мы, принимая решение, ориентируемся на их мнение.
Безусловно, в крупных городах НКО больше, и они опытнее в социальном проектировании, фандрайзинге, работе со СМИ, краудфандинге – качество проектов выше, спектр решаемых проблем шире. В моногородах НКО практически нет, поэтому именно там ОМК запустила дополнительную программу по соцпредпринимательству «Начни свое дело». Цель – вовлечь предпринимателей в решение острых социальных проблем.
Об экспертах
– У нас два экспертных совета. Один внешний – для НКО, государственных и муниципальных учреждений. В нем участвуют: управляющий директор завода и представители муниципальной власти, региональных профильных министерств и ведомств, представитель управляющей компании (ОМК), региональные ресурсные центры для СОНКО. Выксунские и чусовские проекты в сфере материнства и детства дополнительно оценивают представители нашего благотворительного фонда «ОМК-Участие», чтобы не дублировать финансирование.
Оценку волонтерского проекта проводит другой экспертный совет. В него входят: управляющий директор, председатель профсоюзов, директора по персоналу, администрация городов присутствия, представитель ОМК. Их задача – поиск лидеров, которые могут реализовать социальный проект в своем городе. В этом году мы пошли навстречу пожеланиям наших сотрудников и решили провести очную защиту волонтерских заявок. Процедура защиты пройдет на предприятиях. Она прозрачна, позволяет легко договориться всем участникам процесса и поддержать по-настоящему нужные для города инициативы.
О проектах, которые не пошли
– Пожилые люди – самая тяжелая на подъем социальная группа. У нас не получилось реализовать проект «Бабушка на час» – женщины пенсионного возраста присматривают за детьми, оказывают репетиторские услуги, пока родители заняты. Автору не хватило проектного опыта, системного мышления, навыков администрирования.
Да и сами люди «серебряного возраста» не готовы – они рассматривают себя как объект помощи, а не как источник ресурсов. Казалось бы, юрист, доктор, учитель со временем не теряет своих профнавыков и может реализовать социальный проект. Но пока побеждает шаблонное мышление: вышел на пенсию – жизнь завершена.
Тем временем мы поддерживаем межпоколенческие истории. В прошлом году в Чусовом появился проект «Территория заботы». Студенты чусовского индустриального колледжа оказывали парикмахерские услуги на дому ветеранам и детям, оставшимся без попечения родителей в педиатрическим отделении чусовской районной больницы. А в первый год конкурса студенты-сантехники защитили проект «Заботливые внуки» – делали мелкий ремонт пожилым людям, ветеранам. В Выксе волонтеры реализовали проект «Выкса в «серебре» – занятия йогой, фитнесом на свежем воздухе для старшего поколения.
Эффект от таких историй потрясающий.
О волонтерстве в московском офисе и на предприятии
– На предприятиях волонтерские проекты более многочисленные, чем в Москве. В том числе, видимо, потому, что там люди не тратят столько времени на дорогу. Кроме того, в московском офисе работают «белые воротнички», люди поколений Y и даже Z. Московские проекты – это pro bono или экологическая тема.
Например, в офисе организован сбор использованных батареек по контракту с фирмой «Бокси», которая их утилизирует. Сотрудники IT-департамента передают б\у компьютерную технику (обязательно в рабочем состоянии) социально уязвимым группам населения – в дома престарелых, пожилым людям – в городах присутствия ОМК. Этот проект долгосрочный. Кроме того, наши волонтеры реализовали экологический проект в Дроздовском парке. И еще у нас был чудесный совместный проект с Charity shop.
О краудфандинге
– Каждый год мы предлагаем НКО – участникам конкурса – новые опции. Краудфандинг – еще один эффективный метод индивидуального фандрайзинга для проектов, которые могут получать деньги не только в моногороде, но за его пределами. С 2017 года у нас партнерство с краудфандинговой платформой Planeta.ru – она предоставляет тренинги, а также здесь можно создать спецноминацию. Наша – «ОМК-Малым городам».
В прошлом году победители конкурса «ОМК-Партнерство» и программы «Начни свое дело» собрали на платформе 800 тыс. рублей. Из них 435 тыс. рублей привлек проект в Чусовом – приют для бездомных животных. Также собрал деньги выксунский проект по подготовке молодых журналистов «Выкса с высоты птичьего полета». В Челябинске 100 тыс. собрал проект по иппотерапии «Верхом на звезде» – он к тому же выиграл президентский грант 500 тыс. рублей. Но провалился проект, связанный с реабилитацией женщин с раком груди. Видимо, онкологическое заболевание – пугающая «стигма», отсюда нежелание об этом думать, жертвовать средства.
Мы делали ставку на «миллионник» Челябинск, а больше всего денег собрали организации моногорода Чусового!