Праздник «Белая ромашка» в документах и воспоминаниях современников – известные факты и неизвестные личные переживания
Начало Дня белой ромашки в Петербурге: шествие сборщиц по Театральной улице. 1911
День Белой ромашки, Белого цветка – популярный в России праздник, устраиваемый с целью сбора средств для борьбы с туберкулезом. Символ, как известно, был выбран не случайно: ромашка применялась как народное средство борьбы с чахоткой.
Праздник этот для России начала двадцатого века, переживающей расцвет недолгой Belle Époque, был достаточно молодой – первый День Белого цветка прошел в Швеции 1 мая 1908 года под покровительством королевы Маргариты, учредившей Всемирный день благотворительности. Но уже в 1910-ом году праздник пришел в России, оказался под патронажем императорской семьи, и прошел с огромным успехом. Что так привлекало в празднике его современников? Многие упоминают «особое обаяние этого дня». Мы хотели бы предложить вам прочитать дневниковые записи участников Дня (личные эмоции), и некоторые факты из истории провинциальных торжеств.
«Может быть, мне так кажется, потому что я всем сердцем в этом празднике, но мне кажется, весь город в белых цветах, – так в своих «Записках врача» Федор С. Мефодиев, впоследствии медик-эпидемиолог, описывал праздник Санкт-Петербургский праздник Белой Ромашки 1912-го года. В то время Федор Сергеевич работал в «Александровской больнице для рабочего населения в память 19 февраля 1861 г.»
День Делого цветка, Воронеж (1911 г.)
«В элегантных местах можно увидеть дам из общества, которым цветы подвозят, «как говорится, на лошадях под синей сеткой», – пишет Мефодиев, – но много детей, которые предлагают цветы с настойчивостью маленьких абиссинцев. Все же милее всего наши барышни-медички, которые даже заходят в ресторации с пылающими щеками, но делают храбрый вид, и предлагают ромашки как простые цветочницы. В этот момент во многих заведениях распорядители велят музыкантам остановить игру, а мужчины и даже некоторые дамы встают – это так воодушевляет!».
О воодушевлении он пишет и дальше: «На этом празднике нас всех охватил тот редкий род воодушевления, когда сердце с умом в ладу, а электричество все же бежит по жилам: ты часть общего волнующего и хорошего, здорового, правильного дела. Это хорошее волнение. И мало все же у нас здоровых и хороших уличных праздников, потому что город прямо окунулся в возможность праздновать, ходить по улице с цветами, в цветах, провожать юных сборщиц – да все это весеннее, но здоровое!».
Еще ниже: «В этот день у некоторых светских молодых людей и студентов из общества шляпы были в цветах, как клумбы – так много они покупали цветов. В другой раз было бы смешно, а в этот день дамы восхищенно смотрели на таких щеголей. Все это волновало и волнует. Хотя это измененное состояние, конечно».
Об особой атмосфере в городе в этот день можно прочесть и в записках о праздничном Царицине: «После молебна под музыку Аварского полка все отправились к скверу на Московскую улицу, прошли по Астраханской и разошлись по заранее обговоренным местам.
Город принял праздничное настроение, продажа цветков шла очень хорошо, к 12 часам дня 25.000 цветков подходили к концу. Продавщицы вынуждены были продавать не только ромашку, но и любые цветы: живые и искусственные. В продаже цветков участвовали не менее 400 человек. При продаже цветков раздавались воззвания, летучки о чахотке, агитационные изречения. На улицах города в двух местах были устроены световые громадные афиши о празднике, освещенные электричеством.
День Белого цветка, Лахта (Санкт-Петербургская губ., 1913 г.)
Вечером в саду «Конкордия» состоялось гуляние с фейерверком, киосками для продажи цветков. В театре труппой под управлением Н. М.Строителева был дан спектакль с дивертисментом, в котором играли артисты и член комитета О. В.Максимова. Театр и сад были полны публикой (в распространении билетов помог член комитета полицмейстер В. В.Василевский).
К вечеру кружки были сданы городскую кладовую под расписку кассира И. С.Колмакова, позднее председателем комитета под охраной полиции перевезены в банк. Итоги праздника белой ромашки за 1911 год были очень высоки: чистый денежный сбор -5.254 рубля и огромный общественный резонанс».
Забавно, что частные царицинские наблюдатели тоже отмечают настойчивость детей – сборщиков денег, и обилие цветов у некоторых жертвователей: «Побывавший в Царицыне в мае 1916 года ученик Урюпинского реального училища Алексей Глазков оставил в своих заметках воспоминания о необычном празднике: «26 мая. В Царицыне был день «белой ромашки». Всякий, кто побывал на улице, имел приколотый к груди цветок. Множество мальчиков и девочек, несмотря на то, что на груди ромашек красуется целый ряд, неотвязно просят жертвовать».
А вот данные о бале – Белом вечере: «В театре местными любителями драматического искусства под режиссерством В. В.Черепанова была показана комедия в 3-х действиях « На рельсах». В заключении художником Королевым были поставлены живые картинки, затем состоялся танцевальный вечер. Белый вечер прошел очень оригинально, зал был декорирован плафонами с ромашкой, гирляндами цветов. В фойе стояли три киоска, где продавались белые розетки, бантики».
На какой день приходилось празднование Белого цветка? Так-таки первого мая? Нет, для праздника была выбрана другая дата – 19 апреля.
Журнал «Туберкулез» писал в 1914 году: «В День белого цветка 19 апреля 1914 года Ялтинский отдел Всероссийской Лиги по борьбе с туберкулезом во второй раз был осчастливлен личным участием продажи цветка Высочайших Особ: в Ливадии белую ромашку соизволила продавать Ея Императорское Величество Государыня Императрица Александра Федоровна, там же продавали цветы Их Императорские Высочества Наследник Цесаревич и Великие Княжны».
Их Императорские Высочества
А в провинции чаще всего праздник устраивался 20 апреля. И тогда местные газеты важно сообщали: «Правление мариупольского отдела всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом управляющий губернией разрешил устроить 20 апреля текущего года в г. Мариуполе, в мариупольском порту и на пригородных заводах «Никополь-Мариупольского о-ва» и «Русский Провиданс» публичный сбор пожертвований с продажей искусственных цветов «белой ромашки» в пользу отдела лиги».
День Белого цветка, Новгород (1911 г.)
Но мы – об особом настроении этих дней, об электричестве, бежавшем по жилам. Уже в 1911-ом году в день праздника «Комиссией по устройству увеселений было постановлено пригласить в дворцовые и городские сады военные оркестры, на что и были получены соответствующие разрешения». Так что День ромашки с самого начала кончался «вечером» и культурной программой. Организовывались танцы и концерты. Сбор денег продолжался и средь шумного бала.
Волонтеры, как правило, одевались нарядно. В петлицах у них красовались ромашки. Через плечо перекинута была белая лента с надписью «Борьба с чахоткой». Улицы, заполненные молодой толпой. Цветы. Хорошее дело, весна, маленькие дерзости волонтерок – медичек ( заходили в ресторации!) – все это способствовало особой атмосфере дня. Мы ведь и по себе знаем – общее, совместное, публичное дело сплачивает и волнует. Так, что электричество бежит по жилам».