Православный портал о благотворительности

Нас называли alien – инопланетяне

Сейчас количество новообращенных канадцев растет. В Торонто есть организация «Боевое русское искусство». Ее руководитель – человек глубоко верующий, всегда подчеркивает, что корни русского боевого искусства в Православной Церкви. И это очень их привлекает, они начинают проявлять интерес к Церкви. Довольно часто бывает, что канадец женится на русской. Когда в этих семьях появляются дети, они начинают сближаться с Православной Церковью, потому что привозят сюда детей и жену

Продолжая проект «Портрет сестричества», мы хотели рассказать вам о сестричестве храма Святой Троицы в Торонто, одном из самых больших приходов РПЦз. Однако логика рассказа не позволила нам ограничиться им одним, поэтому предлагаем вашему вниманию рассказ обо всем этом приходе, его истории и современности, подготовленный нашим корреспондентом Елизаветой ПРАВИКОВОЙ и прихожанином Свято-Троицкого храма Сергеем СЕМЕНОВЫМ:

…Приход церкви Святой Троицы был основан в 1949 году русскими эмигрантами, которые попали в Канаду из немецких лагерей. Постепенно удалось построить и сам храм. При храме действует воскресная школа для детей, сестричество, иконописная школа, молодежный лагерь Рускока.

Организаторами прихода, строители и первые прихожане храма – те, кто категорически не желал возвращаться из Германии в советскую Россию. Эти люди перенесли множество лишений, прежде, чем им удалось приехать в Канаду. Первые транспорты с беженцами пришли сюда во второй половине 1947 года, заполненные нищими, не имевшими не только денег, но, зачастую, и запасной пары белья.
До 50-х годов принимали только молодежь: холостых мужчин и незамужних девушек и женщин. Позже Канада начала принимать и семейных беженцев. С ними подписывали контракт для работы в обусловленном правительством Канады месте, а по истечении контракта можно было поселиться и самим искать работу в любой части Канады. Мужчины обычно направлялись на работы в шахты, на железные и шоссейные дороги, на лесоразработки, а женщины – работницами в больницы, дома престарелых, в дома богатых канадцев. Отработав положенный срок по контракту, молодёжь съезжалась в большие города Канады, в том числе и в Торонто. Прежде всего, друзьям и знакомым нужно было искать друг друга, незнакомым знакомиться. Обязательно нужно было место, где можно собраться, поговорить, посоветоваться, узнать, где устроиться на работу.

Рассказывает прихожанка храма с 1953 г., Елизавета Хендерсон:
«Мой отец, киевлянин, из военной семьи, был артиллеристом во время первой мировой, воевал на Румынском фронте, присягал Царю и не изменил. Из Севастополя ушел с Врангелем в Турцию. Армия жила там целый год. Мама была из Минска, родители встретились в Болгарии в университете, в 1927-мом.

Семья была русская, всегда говорили по-русски, религия была на первом месте. Позже мама с папой перебрались в Люксембург, где, в 1931 году я и родилась. Во время оккупации отец был без работы как иностранец. Немцы забрали его на работу в Германию, работал стекольщиком, присылал маме деньги. Нас немцы не притесняли, мы свободно ходили в школу в Люксембурге, изучали немецкий и французский языки. В нашей небольшой русской колонии был батюшка, мы имели маленькое подвальное помещение, где соорудили церковь, иконостас. Все было очень бедно, но Люксембургское правительство оплачивало священнику пособие и комнату. Один из офицеров, Евгений Трещин, принял священство, и он нас крестил и венчал и службы совершал. Немцы не преследовали Церковь.

Когда началась война на германо-советском фронте, мы очень тихо сидели. Иммиграция была политическая, если бы Россия освободилась от коммунистов, папа собрал бы чемоданчик, и мы бы поехали на родину. Но этого не случилось, и мы должны были оставаться на западе. Подданство не могли получить, к иностранцам относились с недоверием, отца все время увольняли.

В 45-м году в дом попало пару снарядов, он был частично разрушен. Государство после войны давало пособие на ремонт, а нам, иностранцам, никто ничего не давал. Тогда мне чудом повезло поехать в Англию (в 49 году) учиться на сестру милосердия. Английский консул ухаживал за сестрой и предложил мне поехать в Англию на курсы. Наш священник дал письмо к священнику в Англии, и я поехала туда. Мне дали удостоверение, где было написано: национальность не установлена. Это меня страшно задело, потому что я знала кто я, я русская. И уже спустя 30 лет узнала, что если бы мне написали национальность «русская», меня могли бы арестовать и сослать в Союз.

Священником в Англии оказался о.Виталий (Устинов, будущий митрополит). Он устраивал беседы на религиозные темы, было много русских приехавших на заработки, все вместе обедали, чем Бог послал. В будние службы по 20 человек собиралось, по воскресениям 100. В Лондоне была и Русская Зарубежная Церковь, и Московская Патриархия, обе хотели служить в большом наемном протестантском храме. По очереди там и служили. В основном люди были разделены, одни держались своей группы, другие своей.

В Англии я пробыла 4 с половиной года. Нас называли alien, одно из значений этого слова – инопланетяне. В 53 году уехала в Канаду, Торонто, начала работать медсестрой. Мой муж шотландец, мой ровесник. Он был протестантом пресветарианцем, дома было очень строго, и он отошел от религии, когда ушел из дома. Мы повенчались в русской церкви. Через 2 года родилась дочка, и когда ее крестил Владыка Виталий, тогда мой муж принял Православие. Когда я приехала, как раз освятили новопостроенное скромное помещение, которое стало нашей церковью. Там крестили, венчались, праздновали все праздники, дети ходили в воскресную школу, участвовали во всех постановках. Были молодежные кружки, молодежь, которая участвовала в этих кружках так и осталась при Церкви. Мы все старались купить участок земли около храма, что бы быть вместе. Помогали друг другу.

Наши дети и по-русски говорят, и мы очень следили за этим, старались их в русские лагеря посылать, хотя это было очень далеко – или в Чикаго или в Нью-Йорке. А вот мои внуки по-русски не говорят. Жалко, что в Торонто богослужения только на русском, потому что многие не понимают русский язык, и мы можем их потерять».

Русских общественных организаций в Торонто не было. Правда, была Федерация русских канадцев – прокоммунистическая организация, члены которой с презрением относились к новоприбывшим беженцам, называя их фашистами и врагами народа. Конечно, к такой организации новые эмигранты примкнуть не могли. Православная церковь была в Торонто одна и принадлежала Американской Митрополии. Эмигранты были рады тому, что нашли временный духовный приют; приходили на Богослужения, старались быть ближе к Церкви. Но всё чаще велись разговоры о возможности основания в Торонто прихода РПЦз. Предпринимать конкретные шаги стали с весны 1949 года: был послан запрос Митрополиту Анастасию в Мюнхен и получено его благословение. Нашли священника, о.Матвея Андрущенко, ранее служивший в Бельгии. Брали различные помещения в аренду – то помещение над прачечной, зал в Церкви всех наций, где ставили переносной иконостас только на время служб, в 1953 году силами прихожан построили собственную небольшую церковь и, наконец, в 1966 году купили здание синагоги и переоборудовали ее в храм.

Сейчас костяк прихода, кроме совсем немногих, ещё здравствующих старожилов, составляют дети и внуки российских беженцев – эмигрантов, приехавших сюда после Второй мировой войны из лагерей Австрии и Германии, а также православных, прибывших позже из стран Западной Европы и Южной Америки. Много богомольцев, приехавших сюда на постоянное жительство из России. Много молодежи, много семей с детьми. В большие праздники храм забит людьми. Например, на Троицу (престольный праздник) 2007 года было 200 причастников. На Пасху крестный ход уже возвращается к церкви (около 1 км вокруг квартальчика), а последние люди только выходят из ворот. Но к пяти утра остается несколько десятков постоянных богомольцев.


Свято-Троицкая Приходская Школа.
Действует при храме. Одна из самых больших русских приходских школ в Сев. Америке

90% прихожан – новые иммигранты, приехавшие в 90-е годы. Просто и прозаично: прошли интервью и медкомиссии и приехали жить сюда. Но есть у каждого свое что-то особое. И есть истории необычные. Например, приехала танцевальная группа. Никто и не думал оставаться. А тут война против Югославии, а обратные билеты через Белград. Аэрофлот кинул пассажиров. Разбрелись они по Канаде, здесь и осели. Некоторые только через несколько лет смогли перевезти сюда семьи.

В приходе сейчас все делятся на зарегистрированных прихожан и богомольцев, такая местная классификация. Церковный совет при храме состоит из прихожан. Чтобы стать прихожанином, надо подавать заявление и ежегодно платить взносы – $ 180 на содержание прихода (иногда взнос берется не «подушно», а с семьи, а пенсионеры платят половину).


Протоиерей Владимир Мальченко (настоятель прихода): «Сейчас количество новообращенных канадцев растет. В Торонто есть организация «Боевое русское искусство». Ее руководитель – Владимир Валентинович Васильев – человек глубоко верующий, это сильная православная личность. Около 100 канадцев общаются с ним в этом клубе регулярно 2-3 раза в неделю. Владимир Валентинович Васильев всегда подчеркивает, что корни русского боевого искусства в Православной Церкви. И это очень их привлекает, они начинают проявлять интерес к Церкви. Владимир Валентинович дает им православные книги на английском языке, и очень многие из его спортсменов принимают крещение. Он становится крестным отцом, а его жена – крестной матерью. И если у нас сейчас в приходе где-то человек, ну скажем, 12-15 человек канадцев, это только благодаря Русскому боевому искусству. Мы крестили корейца, американца, чистокровного канадца. Были 7 приезжих из Европы, из Германии, из Англии.

Есть среди наших прихожан небольшое количество сербов и ливанец. Это люди, которые осознают, что русская церковь сохранила традицию, сохранила консерватизм и их это привлекает, хотя они не понимают нашего богослужебного языка. Они чувствуют, что наша церковь на правильном духовном пути. И есть несколько человек из англиканской церкви, потому что сейчас она полностью перестроена на новый лад, совершенно порвала со своими традиционными взглядами на Священное Писание. Она перестает быть Церковью, и серьезные члены англиканской веры должны искать альтернативную Церковь. Есть такие люди и у нас.

Довольно часто бывает, что канадец женится на русской. Как правило, эти мужья не имеют определенного вероисповедания. Когда в этих семьях появляются дети, они начинают сближаться с Православной Церковью, потому что привозят сюда детей и жену. Так как веры у них нет настоящей, то мужья, или наоборот, жены, принимают Православие, чтобы была одна вера в семье. Жены делают свою миссионерскую работу, да и сама жизнь, так сказать, располагает человека к познанию Православной веры. Общаясь с Православной Церковью, они начинают интересоваться, уважать ее, но это длительный процесс.

Сейчас англо-говорящие прихожане слушают проповедь и объявления через синхронный перевод, в наушниках. Они чувствуют нашу службу, они чувствуют благодать. Они молятся на нашей службе, не понимая не одного слова. И мы, видя их рвение к церкви, обязаны их духовно окормлять. Может быть, раз в месяц введем литургию на английском языке. Великим постом мы совершили соборование на английском языке для англо-говорящих, и это было молитвенно, хорошо. Даже несколько русских пришло, которые не успели прийти на «русскую службу». Смешивание двух языков во время службы я считаю нецелесообразным, потому что одни понимают по-русски, другие по-английски».

На приходе проводятся встречи с интересными людьми (недавно, например, приезжал Кураев (признан в РФ иноагентом)), выставки икон и просмотры фильмов, концерты, в т.ч. – детские. Блины и прочие «особые» обеды, связанные с праздниками. Несколько раз в год собирается группа и куда-нибудь едет в паломничество с батюшкой.


С паломниками на 75-летии Джорданвилля

О. Владимир: «Мы очень легки на подъем. Если есть какая-то выставка, скажем, выставка Фаберже или Третьяковской галереи, Византийская выставка, в Нью-Йорке или в где-то в другом месте, мы едем туда и стараемся посещение выставки приурочить к какому-то празднику, чтобы после нее быть на всенощной или литургии в какой-нибудь местной церкви. Или в монастыре какой-то праздник. 2-3 раза в год, автобусом, совершаем паломничества с посещением какой-то интересной выставки. В этих поездках участвуют и пожилые наши прихожане и молодые семьи.

Каждый год наши ребята ездят на Афон. В прошлом году было 22 человека, в этом будет 18, наверное. На Афонской горе проводим неделю. Человек, один раз вкусив сладость Афонской горы, хочет каждый год посещать этот благодатный край. Ездили, наверное, 3-4 раза на Святую Землю в Израиль. После перестройки у нас было 2 поездки в Россию. Ездили мы и в этом мае на подписание Акта о единстве русской Церкви, нас было 60 человек».

Самой активной и деятельной в приходе благотворительной организацией является сестричество. Оно устраивает благотворительные базары, в воскресные дни – обеды и другие мероприятия и на вырученные деньги оказывает посильную помощь нуждающимся православным монастырям, помогает больным, престарелым и бедным россиянам в Зарубежье и России.

По многочисленным отзывам, поступающим в приход, можно судить, что сестричество – самая лучшая благотворительная организация в Канадской епархии. Надо сказать, что в заграничных приходах сестричества выполняют не совсем такие же функции, как в России. Здесь они организуются в первую очередь как сообщество добровольных помощников для поддержания порядка в храме. Конечно, и благотворительная деятельность есть, просто она по-другому построена, чем в России.

Рассказывает старшая сестра сестричества Мария Артюхова-Слинько: «Сестричество создалось по необходимости, раньше были просто какие-то женщины при храме, которые помогали. Но наш первый храм был в съемных помещениях, постоянно надо было его собирать и разбирать, и нужна была помощь сестричества – и облачения нужно было подготовить, и присмотреть, что бы чисто было и полотенца для духовенства, руки вымыть. Чтобы вступить в сестричество, нужно достичь 18 лет, платить взнос – доллар в месяц, так было постановлено с самого начала 49 года. Изначально сестер было мало, потом, когда купили это здание, началась большая деятельность; сейчас уже где-то 70 сестер. Делаем все для украшения храма, на роспись тоже пожертвовали много. К каждому празднику украшаем все цветами.

Получилось обустроить кухню, и тогда мы решили устраивать обеды, в первое время скромные. Было уже довольно много сестер, сколько я даже не могу сейчас вспомнить, где-то около 30. Все сестричество работает безвозмездно, никто ничего не получает. Все деньги идут на украшение храма. Уже лет 30 мы устраиваем благотворительные обеды, благотворительные базары для помощи монастырям. Слава Богу, сестричество обновляется молодежью, потому что мы-то уже в возрасте.

Если кто из нуждающихся обращается к нам, мы стараемся не отказать. Из здешних, правда, никто не обращается, наши прихожане, слава Богу, не нуждаются, как-то обходятся. У нас есть благотворительное общество, при приходе. Пару раз в году бывает сбор денег, в основном для бедных стран – Чили, Бразилии. Помогаем тем, кто находиться в нищете в Южной Америке, потом Югославия.

Для приходской школы мы готовим пирожки и борщ, около 1000 пирожков и 2 большие кастрюли борща. В воскресение второе готовим, подаем сладкое. Обедает около 100 человек каждое воскресение».

О. Владимир: «Сестричество объединяет многих. Здесь есть молодые и пожилые и средних лет. Регулярное присутствие, регулярный труд подле церкви это тоже миссионерское дело, потому что не каждая женщина может сразу же себя перевоспитать, стать церковной. А здесь это происходит через кухню, через благотворительность, через некоторую жертву, через общение с пожилыми сестрами».

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version