Почему на недавних националистических акциях на Манежной площади не было ни одного религиозного деятеля, который попытался бы вразумить участников, удержать их от погрома? Этот вопрос обозреватель газеты «Известия» Борис Клин задал в начале круглого стола «Память о прошлом: боль настоящего и взгляд в будущее», который состоялся 27 декабря в медиа-центре «Известий». Ведь религиозные организации претендуют на ведущую роль в жизни общества.
«События развивались стремительно, но это не оправдание», – ответил заместитель председателя ОВЦС протоиерей Всеволод Чаплин. Он считает, что религиозные деятели должны активнее заниматься проблемой межнациональных отношений. Необходимо реагировать на такие ЧП, но еще важнее сделать все возможное, чтобы они не повторялись.
По мнению главного раввина России Адольфа Шаевича, главную роль в решении таких проблем должно играть государство, а религиозные организации – помогать ему.
Замдиректора по науке Института Российской истории Владимир Лавров говорил о раздвоенном сознании современных российских людей, и именно в этом он видит одну из основных причин проявлений национализма. Если молодой человек знает, что Николай II канонизирован как страстотерпец и при этом часто проезжает на метро станцию «Войковская», названную в честь одного из убийц царской семьи, то он с большой вероятностью перестанет отличать добро от зла. Лавров рассказал, что в октябре этого года депутаты Государственной думы обратились к мэру с Москвы с просьбой убрать имя Войкова из названий улиц, районов, станций метро. За это проголосовали все фракции, кроме КПРФ. На днях был получен ответ заместителя мэра Валерия Виноградова: «Войков как был, так и останется, и на том стоять будем!».
«Когда власть защищает цареубийцу и детоубийцу, она растлевает молодых людей. Если желать угодить всем, можно выиграть выборы и даже обеспечить на несколько лет стабильность. Но в итоге это дезориентирует народ», – считает Владимир Лавров. Он также считает, что наше государство должно стать правопреемником не только СССР, как сегодня, но всей тысячелетней России.
Разные национальности существуют по Божьей воле, и в этом разнообразии тоже проявляется красота Божьего мира, убежден настоятель храма новомучеников и исповедников российских в Бутово протоиерей Кирилл Каледа. В силу исторических обстоятельств между некоторыми нациями складывается противостояние, и с этим нельзя не считаться. Но все-таки у всех народов, живущих в России, есть много исторически общего. Отец Кирилл сказал, что на Бутовском полигоне были расстреляны люди 70 национальностей. Каждый день туда приезжают люди со всей страны и из бывших республик (в основном внуки и правнуки пострадавших, а еще лет 5 назад приходили и дети). «Среди них есть люди разных мировоззрений, но мы всегда находим общий язык и у нас складываются братские отношения», – сказал отец Кирилл. Внук расстрелянного на Бутовском полигоне священномученика Владимира Амбарцумова, он не сомневается, что именно память об общей трагедии, которую пережила Россия в прошлом веке, может объединить ее народы.
Директор Мемориального научно-просветительского центра «Бутово» Игорь Гарькавый говорил о необходимости покаяния, без которого невозможно возрождение общества. Это вызвало возражения у президента редакции газеты «Известия» Владимира Мамонтова и члена Общественной палаты РФ Елены Зелинской. Они удивились, что нужно каяться за злодеяния других людей, да еще совершенные до их рождения. Елена Зелинская сказала, что никто из ее близких родственников не принимал участия в революции. Игорь Гарькавый объяснил, что покаяние – не просто посыпание головы пеплом, но изменение ума, сознания. Отец Кирилл Каледа напомнил, что часто именно простые крестьяне, не раз воспетые русскими писателями, зверски убивали помещиков только потому, что большевики предложили им забрать чужую собственность. Через 12 лет самые трудолюбивые и энергичные из них – кулаки – были разорены, отправлены в лагеря или зверски убиты.
Во время служения в Бутовском храме отец Кирилл слышал много страшных историй от детей и внуков погибших, но больше всего его потрясло, когда к нему пришла женщина-иконописец, с ужасом узнавшая, что ее любимый дедушка в 1937-1938 годах был комендантом Бутовского полигона. Именно в эти годы там и проходили массовые расстрелы. «Пока мы возлагаем вину на случившееся на кого-то, никаких перспектив нет. Только изменив восприятие жизни, поняв, что это наша земля, в которой лежат наши жертвы, мы двинемся вперед», – считает настоятель храма Новомучеников и Исповедников Российских.
Игорь Гарькавый рассказал, что на Бутовском полигоне планируется установление вдоль аллей доски с именами всех расстрелянных. О каком бы числе жертв ни узнавали люди, цифры шокируют только в первый раз, потом к ним привыкают. А вот когда человек пройдет по аллее с мемориальными досками и среди тысяч имен найдет доску с именем своего родственника, он не сможет забыть, какую трагедию пережила наша страна. Для православного человека Бутовский полигон – святое место, но в этом месте расстреливали не только православных, и понятно желание представителей других религий иметь там свои памятники. Пока это обсуждается. Были высказаны опасения, что появись там иудейская символика, среди тех, кто воспринимает Православие как идеологию, найдутся экстремисты, которые осквернят этот памятник. Все согласились, что такую вероятность исключить нельзя, так как приезжают на полигон очень разные люди. По словам отца Кирилла Каледы, и сегодня постоянно оскверняют Поклонный Крест – периодически на нем появляются пятиконечные звезды.
Десятки тысяч людей были расстреляны и на полигоне Коммунарка, находящемся на 24 километре по Калужскому шоссе. Среди них раввин синагоги в Марьиной Роще Шмарьягу-Йегуда-Лейб Янкелевич Медалье, арестованный в 1938 году как «участник контрреволюционной террористической организации» и реабилитированный в 1957. Иудеи чтут его память, поэтому представители Московской еврейской религиозной общины принимают активное участие в создании там мемориала. Совместно с православными.
Верующих часто упрекают в том, что религии разъединяют людей. Такие упреки прозвучали и на круглом столе. Но как раз этот круглый стол показал, что верующие разных религий, несмотря на разное понимание истины, умеют уважать убеждения друг друга и вести конструктивный диалог.
Леонид ВИНОГРАДОВ