Православный портал о благотворительности

Наркозависимость: знать врага в лицо

Наркозависимость имеет свои стадии, и если человек дошел до какой-либо из них, а потом перестал употреблять и какое-либо время оставался трезвым, то при возврате к употреблению он вернется не в начало, а на ту стадию, где прекратил употребление

Публикуем отрывок из готовящейся к изданию книги Романа Прищенко «Азбука помощи наркозависимым: православный взгляд. Пособие для помогающих и желающих помогать».

Роман Иванович Прищенко

Характеристики наркозависимости

Хроническая. Есть острые заболевания, например, ОРЗ, а есть хронические, например, ВИЧ. Как хроническое заболевание, наркозависимость – это стойкое отклонение от нормы, которое не может просто взять и исчезнуть, но при этом ее можно остановить в развитии. Эта характеристика не означает, что человек обречен. Он может вернуться к радостной и полноценной жизни, но при этом он никогда не сможет вернуться к «радостному» употреблению химических веществ без губительных для себя последствий из-за необратимых физиологических изменений. При возобновлении употребления все симптомы (о них ниже) возвращаются в полном объеме и с течением времени только усугубляются. А это значит, что наркозависимость также и прогрессирующее заболевание.

Прогрессирующая. Мечта любого наркозависимого человека – вернуться в так называемое «шоколадное» или «розовое» употребление. Это самый начальный период употребления, когда нет критических проблем и пагубных последствий в различных жизненных измерениях. Но наркозависимость имеет свои стадии (о них ниже) и если человек дошел до какой-либо из них, а потом перестал употреблять и какое-либо время оставался трезвым, то при возврате к употреблению он вернется не в начало, а на ту стадию, где прекратил употребление. Это приводит нас к следующей характеристике.

Имеет высокую тенденцию к рецидиву. Рецидив, или срыв, также является симптомом болезни. Не всегда рецидив – это окончательный возврат в употребление. Часто рецидив, как бы это странно не прозвучало, «отрезвляет» человека. Иногда такой срыв называют «терапевтическим», так как он позволяет расставить все точки над iи серьезно настроиться на выздоровление. Но нужно также сказать, что рецидивы могут стать и «точками невозврата», и человек либо садится в тюрьму, либо продолжает медленно убивать себя, либо в итоге – умирает. Есть мрачная поговорка «Смерть – это когда наркозависимый окончательно надоел своей болезни». Отсюда мы приходим к следующей характеристике.

Приводящая к смерти. По оценкам Всемирной Организации Здравоохранения до 96 % людей, которые попадают в зависимость от алкоголя или наркотиков – в конце концов, погибает. Причины смерти могут быть различными: передозировки, инфекционные заболевания (такие как ВИЧ или гепатит С), аварии, сопутствующие заболевания(например, сепсис или запущенное воспаление легких), криминальные истории, истощение, самоубийства и т.д.

Заразная. По наблюдениям наркозависимый человек вольно или невольно вовлекает в круг своего употребления окружающих его людей, прежде всего, – свою семью, а также друзей, одноклассников, коллег, знакомых. Некоторые делают это для того, чтобы обеспечить себе постоянную возможность употреблять наркотики.

С возможностью выздоровления. Но не просто ремиссии как воздержания, а именно выздоровления как качественной и нравственно-ориентированной жизни. Опыт показывает, что это возможно, так как существует немало людей, преодолевших зависимость и вернувшихся с нормальному образу жизни.

Стадии и симптомы наркозависимости

Формирование зависимости происходит обычно незаметно для человека, что подтверждается опытом: зачастую, когда наркозависимый, встав на путь выздоровления, начинает пересматривать свою жизнь, чтобы восстановить историю формирования зависимости, та картина, которая в итоге открывается, становится для него неожиданностью.

Процесс формирования зависимости начинается с неосознанной встречи с веществом, неважно каким. Обычно это происходит в детстве в окружении семьи во время каких-либо праздников или юбилеев. Но это может произойти и в утробе наркозависимой матери и в квартире-притоне, где ребенок становится невольным свидетелем употребления. Необязательно при этом ребенок употребляет вещество – он может лишь наблюдать за процессом употребления или же видеть его последствия. Рано или поздно происходит осознанная встреча, толчком к которой может послужить любопытство, давление компании, желание почувствовать себя взрослым или иные факторы риска, о которых мы рассказывали выше. Часто эта встреча происходит так, что при наличии физиологической предрасположенности к зависимости именно от этого вещества, возникает осознание: «Это мое!».

С этого момента начинается этап дружбы, когда вещество становится другом, а общение с ним – увлекательным и захватывающим процессом. Жизнь обретает полноту, краски становятся ярче, проблем меньше, появляются силы для творчества и решения разных жизненных задач.

Но рано или поздно в процессе употребления начинают случаться разные неурядицы, проблемы и т.д. Это означает, что наркотик из друга превратился в «мелкого пакостника». Этот этап можно соотнести с проблемным употреблением. С наступлением этого этапа заканчивается, так называемое, «розовое» употребление. Проблемы при этом никоим образом не связываются с наркотиком и употреблением. На фоне случающихся недоразумений за теми возможностями, которые дает дружба с наркотиком, человек не видит растущих издержек.

Это в итоге приводит к их умножению и наркотик из «мелкого пакостника» превращается в настоящего «врага» – на этом дружба заканчивается. Обычно на этом этапе наличие проблем очевидно для близкого окружения, но еще не является предметом осознания для самого употребляющего человека. Приобретений от употребления становится все меньше, а издержек и проблем все больше. Попытки противостоять врагу в «лоб», если они имеют место, в итоге обычно приводят к поражению, и враг превращается в «хозяина», а наркозависимый человек – в раба.

В этом процессе на разных этапах возникают определенные и узнаваемые симптомы, по которым можно понять, что зависимость формируется, а также определить, как далеко человек зашел в употреблении наркотиков.

Толерантность. Этот симптом связан с физиологической способностью организма переносить воздействие определенных доз наркотика. При переходе к систематическому приему переносимость наркотика возрастает. Это приводит к появлению потребности в заметном увеличении дозы наркотика для достижения прежнего эффекта. При таком раскладе начальная доза вещества, с которой человек начинал употребление, может вырасти на порядок. Часто такая доза является смертельной для обычного человека.

Абстиненция. Этот симптом называют еще абстинентным синдромом, а на сленге – «ломка», «кумар». Он представляет из себя целый набор телесных и психических расстройств – от диареи и ломоты в суставах до глубокой депрессии и высокой тревожности. Этот симптом – верный признак сформировавшейся зависимости на телесном уровне. Степень тяжести и продолжительности абстиненции, а также скорость ее формирования, зависит от вида принимаемого наркотика. Например, при употреблении героина абстиненция формируется быстро, протекает достаточно тяжело и может длиться порядка 5-7 дней. Замечено, что при прекращении употребления некоторых наркотиков абстинентный синдром почти отсутствует, например, при употреблении ЛСД. Но последние исследования разбивают мифы об отсутствии абстиненции в отношении некоторых наркотиков, например, марихуаны.

Влечение к наркотику. В просторечии – тяга. По наблюдениям, этот симптом является очень коварной силой и зачастую сводит на нет все усилия и наркозависимого, и его близких, и специалистов, направленные на освобождение от зависимости. Различают компульсивное Компульсия (от лат. compello — «принуждаю») – навязчивое поведение) влечение и психическое. Первое проявляется в процессе употребления или при резкой отмене приема наркотика и определяет, в основном, поведение человека. Выражается оно в неодолимом стремлении к употреблению наркотиков – «вижу цель, не вижу препятствий». Именно этот тип влечения лишает человека разума, ослепляет его, вызывает неумолимую жажду наркотика на уровне тела. Второй вид влечения проявляется обычно или до формирования физической зависимости или же после того, как заканчивается абстинентный синдром. Психическое влечение определяет эмоциональный фон и часто маскируется за состояниями раздражительности, подавленности и т.д. Работа с этим симптомом в трезвости – выработка навыка его осознания и преодоления – является одной из важных задач раннего этапа выздоровления.

Отрицание. На медицинском языке этот термин звучит как анозогнозия (неспособность человека критически оценивать свое болезненное состояние). Этот симптом наблюдается не только при наркозависимости, но и при других медицинских заболеваниях. Вообще, отрицание как самооправдание, нежелание видеть правду, свойственно всем без исключения – и здоровым, и больным, лишь святые свободны от этого. В случае наркозависимости этот симптом может быть: следствием неинформированности о природе болезни, непризнанием самой болезни или ее симптомов и последствий, эмоциональным неприятием болезни, несогласием на получение помощи и непринятием трезвости. Этот симптом, как и влечение, часто не дает человеку выйти из замкнутого круга употребления или возвращает его к наркотикам через много лет трезвости.

Неуправляемость. Она может быть количественной и качественной. При количественной вещество употребляется чаще и в больших дозах, чем это предполагалось. Качественная неуправляемость связана с болезненными изменениями в различных жизненных измерениях человека вследствие употребления наркотика, например, увольнения с места работы, разводы, преступления и т.д.

Бессилие. Этот симптом обычно характеризуется неудачными попытками прекратить употребление, уменьшить дозу или заменить привычный наркотик на какой-либо другой. Человек дает клятвы и обещания, которые не работают, применяет различные ухищрения, но это не помогает.

Сосредоточенность на веществе. Симптом проявляется в том, что человек тратит очень много времени на действия, необходимые для поиска, приобретения и приготовления наркотика, а зачастую и на добывание средств для его покупки.Этот симптом может быть связан и с высокой частотой употребления наркотика, например, по 3-4 приема в день.

Употребление вещества, несмотря на болезненные последствия. Что сделает нормальный трезвомыслящий человек, если увидит, что употребление разрушает его жизнь? Ответ очевиден. Но в случае наркозависимости – все наоборот.В каком-то смысле этот симптом перекликается с симптомом бессилия. Болезненные последствия могут быть связаны с физическими или психическими проблемами, которые возникли на фоне употребления наркотика, а также с общественной, профессиональной и иной деятельностью в жизни человека.

Считается, что о зависимости с большой долей уверенности можно говорить, если сформирована физическая зависимость и наблюдаются такие ее симптомы, как толерантность или абстинентный синдром. По данным, которые представлены в руководстве по диагностике и статистике психических расстройств DSM-IV, о наркозависимости можно говорить, если три или более из вышеперечисленных признаков, проявились в течение года употребления.

Как можно увидеть, большинство симптомов не исчезают при прекращении употребления наркотиков, мало того, некоторые из них, например, влечение или отрицание, могут проявляться через много лет даже при наличии качественной трезвости – такова болезнь.

Православные центры реабилитации наркоманов

ОБ АВТОРЕ
Роман Иванович Прищенко – заместитель председателя правления Благотворительного фонда святого праведного Иоанна Кронштадтского, учрежденного Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви.
Помощью наркозависимым людям и их близким занимается с 2000 года. Имеет два высших образования: психологическое (Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова) и богословское (Православный Свято-Тихоновский Гуманитарный Университет).

Работал в различных светских реабилитационных центрах и православных организациях, оказывающих помощь зависимым людям. Проходил обучение и стажировку в различных программах и лечебных центрах как в России, так и за рубежом (Германия, Польша).

В 2010-2011 гг. участвовал в работе экспертной группы по подготовке и написанию документа «Об участии Русской Православной Церкви в реабилитации наркозависимых» в рамках Межсоборного присутствия. В 2010-2012 гг. руководил направлением по противодействию наркомании в Синодальном отделе по церковной благотворительности и социальному служению. С июня 2011 г. – член совместной рабочей группы Государственного антинаркотического комитета и Русской Православной Церкви.

Соавтор книг«Методология социальной реабилитации наркозависимых в церковной общине» (2011), «В храм пришел наркозависимый. Как помочь?» (2013). Автор статей по проблемам наркозависимости «Наркозависимость? Выход есть!» (ЖМП, 2011), «Оловянные души» (НаркоНет, 2011), «Роль вспомогательных структур в системе церковной помощи наркозависимым людям» (Наркология, 2014).Соавтор и участник документального фильма о реабилитации в церковной общине «Пропадал и нашелся» (2012).

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version