Православный портал о благотворительности

Наркоман в доме: техника безопасности для родственников

Зависимый человек подвергает опасностям человек не только себя, но и близких. О наиболее распространенных опасностях, а также способах их избежать рассказывает директор Центра индивидуальных программ реабилитации при Национальной Ассоциации реабилитационных центров Ирина Кутянова

Зависимый человек подвергает опасностям человек не только себя, но и самых близких. О наиболее распространенных, а также способах их избежать рассказывает директор Центра индивидуальных программ реабилитации при Национальной Ассоциации реабилитационных центров Ирина Кутянова.

Ирина Кутянова

Чтобы не остаться на улице

Обычно человек, страдающий химической зависимостью, не может похвастаться наличием крупных сумм денег, ценных предметов и т.д. Зачастую все, что у него есть – это жилплощадь. Но и ее он рискует лишиться, а вместе с ним – и его близкие.

Нередко так называемые «черные риэлторы» продают квартиру наркомана или алкоголика, заручившись предварительно доверенностью от него. Не исключено, что на улице в таком случае останется вся семья. Как обезопасить себя?

Прежде всего, обращайте внимание на круг знакомых своего близкого. По мере развития болезни он неминуемо будет меняться. Если между вами еще сохранились доверительные отношения, постарайтесь прощупать почву. Возможно, кто-то из новых знакомых заговаривает о сделках с недвижимостью, о возможности взять на себя какие-то юридические процедуры, которые необходимо провести зависимому.

В любом случае, необходимо принимать меры предосторожности. Зарегистрируйте в квартире, где прописан зависимый как можно больше народу. Пусть их будет хоть 10 человек! Хорошо, если среди них будут несовершеннолетние, инвалиды. Так труднее будет совершить сделку с недвижимостью.

Проблема в том, что акт дарения зависимый человек сможет совершить и без согласия других зарегистрированных на этой жилплощади людей. Чтобы этого не случилось, нужно поехать в федеральный орган регистрации права – вместе с зависимым – и попросить поставить отметку, что без его присутствия сделка дарения совершена быть не может. Ведь делаются они чаще всего по доверенности, который дает «черным риэлторам» сам наркоман или алкоголик.

В такой доверенности мелким шрифтом перечислены все действия, которые может совершать держатель доверенности от имени поручителя. Человек, сидящий на игле или увлекающийся алкоголем, вряд ли будет ее внимательно вычитывать, хотя, конечно, делать это необходимо. Если есть возможность (вдруг) постарайтесь отправиться вместе с ним к нотариусу на оформление этой доверенности.

В любом случае надо постараться поставить вашего зависимого родственника на учет в наркологический или психоневрологический диспансер. О том, почему не надо этого бояться и как это лучше сделать, мы поговорим ниже.

Можно также действовать через жилищную контору или участкового. Оставив там заявление, вы уже обзаводитесь свидетельством того, что ваш близкий злоупотребляет алкоголем или наркотиками. В жилконторе можно также попросить о том, чтобы вас ставили в известность, если он придет за какими-либо документами, необходимыми для сделок с недвижимостью.

Следующий шаг – полное или частичное лишение зависимого человека дееспособности. Звучит страшно, но порой сделать это необходимо. Делается это через суд, звучит очень жестоко. После этого никто не сможет распоряжаться имуществом, воспользовавшись неадекватным состояния вашего родственника. Мало того, на основании этого потом можно будет признать даже совершенную «черными риэлторами» сделку недействительной и вернуть все обратно. Теоретически сделать это можно будет и на основании нахождения человека на наркологическом или психиатрическом учете – но это гораздо сложнее.

Домашнее воровство

Зависимость требует денег, а взять их часто некуда. Рано или поздно семья пьющего или употребляющего наркотики человека сталкивается с тем, что из дома пропадают деньги и вещи.

Не держите деньги в ящике комода, а кошелек – на видном месте. Убирайте их, прячьте, кладите в банк или отдавайте на хранение надежным людям. То же касается и ценных вещей. Бытовую технику, мебель, посуду и одежду, конечно, из дома не уберешь и в банковскую ячейку не положишь. Все это можно сфотографировать. Для большего эффекта, презрев гордость, можно попробовать пригласить кого-то из официальных лиц (например, представителей жилконторы или участкового), чтобы те засвидетельствовали факт наличия этих вещей.

Сохраняйте все чеки, все документы, касающиеся покупки предметов – и тоже держите их в недоступном месте. В нужный момент вы сможете подтвердить, что покупали их вы, а не ваш домочадец.

Фотографируя предметы, поставьте зависимого в известность о том, зачем вы это делаете: «Если ты что-то вынесешь, я напишу заявление в полицию». И это должно быть не просто угрозой. Конечно, родственникам невероятно трудно решиться на такой шаг и «настучать» на близкого. Но иногда родителям удается убедить своего ребенка пойти на реабилитацию, поставив ультиматум: или ты идешь лечиться, или я пишу заявление о хищении.

Жестоко? Безусловно. Но надо понять один факт: начавшись, череда домашних хищений не прекратится. Она будет продолжаться, пока не случится что-нибудь по-настоящему плохое: например, зависимый совершит преступление уже вне дома. Так что затягивать ее нет никакого смысла. Ультиматум же приведет к общему оздоровлению семьи в целом (ведь созависимые страдают не меньше самого зависимого) и, главное, самого виновника. Очень часто, пока человек не дойдет до крайней точки, до кризиса, пока не поймет, что дальше его терпеть никто не будет, он не будет принимать решения, что с этим нужно что-то делать.

Опасная работа

Если ваш непутевый близкий вдруг пришел домой с радостной вестью, что нашел работу за большие деньги, самое время насторожиться и задать вопросы. Где он нашел объявление о работе? Что это за фирма? Чем она занимается?

Возможно, это банальный сетевой маркетинг, но не исключено, что его хотят нанять «зиц-председателем» в фирму-однодневку. Ему даже, скорее всего, дадут некоторую сумму, но вскоре выяснится, что фирма эта заключила сделку на огромные деньги, обязательств своих не выполнила и исчезла в неизвестном направлении. Отвечать за все будет руководитель, а точнее, как и в случае с кредитом – его родственники.

Быстрые кредиты

Самый верный способ быстро обзавестись деньгами – взять кредит в не очень добросовестном банке, который не интересуется ни доходами клиента, ни адекватностью его состояния. Солидный банк потребует от такого человека найти поручителей – и очень важно, чтобы родители не брали на себя эту роль, какие бы истории ни сочиняло им чадо.

Если они такого обязательства не брали, спрашивать с них деньги никто не имеет права. Однако спрашивают. Банки перепродают непогашенные кредиты коллекторским компаниям, представители которых начинают требовать возврата денег, не особо церемонясь. Они звонят (часто ночью или рано утром), они приходят домой, они угрожают, оскорбляют.

Очень хорошо, если есть возможность, записывать все такие разговоры, собирать приходящие письма, а после подать заявления в прокуратуру и Роспотребнадзор. Дело в том, что по закону о защите прав потребителей и закону о персональных данных, банк не имел права передавать третьим лицам сведений о родителях, поскольку те не являются поручителями по кредиту. О том, что вы собираетесь подавать в суд, надо предупредить коллекторов: иногда их это останавливает.

Однако к ответу могут призвать и самого зависимого: если у него есть недвижимость, есть риск ее отчуждения – в итоге вся семья рискует оказаться на улице. Действия близких здесь те же, что и в ситуации с «черными риэлторами» (постановка на учет, признание частичной недееспособности).

Но даже если родители являются (все бывает) поручителями по кредиту, есть выход. Иногда именно эта ситуация подвигает зависимого, оказавшегося в безвыходной ситуации, идти на реабилитацию. Родители выплачивают какую-то часть суммы, требуя, чтобы поставивший их в эту ситуацию родственник шел лечиться. Далее реабилитационный центр может прислать в банк письмо, подтверждающее, что в настоящее время человек проходит у них курс лечения. Кредит на это время нужно попросить заморозить: то есть проценты начисляться не будут. Банки идут на это. Вернувшись, человек устраивается на работу и постепенно выплачивает кредит.

Дорогое удовольствие

Близкие наркомана порой расстаются с деньгами совершенно добровольно, переплачивая за слишком дорогую детоксикацию или реабилитацию. Иногда даже берут те же самые кредиты для прохождения реабилитации, продают машины и квартиры, чего делать нельзя ни в коем случае: ни один центр, даже самый дорогой, не дает стопроцентной гарантии исцеления. Процент выздоровления составляет максимум 30-60.

Платный центр не всегда означает лучшие реабилитационные возможности. Там более комфортные условия, анонимность, более квалифицированная психологическая помощь. Если человек может себе позволить такой сервис, почему бы нет. Но причин разбиваться ради этого в лепешку нет никаких. Случается так, что люди продают все, долго и безрезультатно лечатся частным образом, а потом приходят в государственную бесплатную клинику – и там выздоравливают. Происходит это потому, что зависимый понимает: все ресурсы исчерпаны, тянуть уже некуда.

Не стоит увлекаться нетрадиционными методами исцеления (они стоят дорого, а эффективность или хотя бы безвредность не доказана). Должна насторожить близких астрономическая цена и слишком быстрый срок детоксикации (к примеру, три дня по 100 тысяч рублей). Это, во-первых, неоправданно дорого, а во-вторых, чревато побочными эффектами. Средняя цена этой процедуры – 5 тыс. руб. в сутки, а продолжительность 10-12 дней. В государственных клиниках ее можно пройти бесплатно в течение 21 дня. За это время очень часто человек успевает настроиться на дальнейшую реабилитацию, а не только на «чистку организма». «Побочный эффект» тут один и о нем мы говорили выше: постановка на наркологический учет.

Ложный страх «учета»

Люди часто боятся делать это, жалеют своих близких, считают, будто совершают предательство по отношению к ним. Но если взвешивать возможные риски, когда на одной чаше весов – шанс лишиться квартиры, а на другой – самолюбие и ложный страх, все становится на свои места.

Как убедить человека пойти на это? Обычно родственники собираются всем миром и ставят вопрос ребром: мы видим, что происходит нечто очень нехорошее, грозящее неприятными последствиями всем нам. Ты человек взрослый, можешь поступать, как считаешь нужным, но и мы вправе обезопасить себя. Уговорить зависимого нередко оказывается гораздо проще, чем самих себя.

Телефон доверия Центра индивидуальных программ реабилитации НАРЦ: 8-499-340-37-33.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version