Несмотря на демографический кризис, у нашего государства до сих пор нет внятной политики поддержки семьи. Может ли налоговая политика быть эффективным инструментом поддержки многодетных? Обозреватель газеты «Ведомости» Николай БОБРИНСКИЙ сравнивает для Милосердия «детские» налоговые вычеты в России, Германии и Великобритании:
Основная функция налогов – дать государству деньги на финансирование его деятельности. Однако правительства стран всего мира давно используют налоги не только для пополнения казны, но и для воздействия на экономику и общество в целях достижения тех или иных социально значимых результатов. В основе этого воздействия лежит простой принцип – если хочешь платить меньше налогов, поступай определенным образом, либо, наоборот, воздержись от каких-то действия.
Во многих случаях налоговое стимулирование удобнее, чем прямые запреты или предписания. Например, государство не может заставить Вас бросить курить. Но может существенно увеличить цену сигарет с помощью дополнительных налогов. Что, в свою очередь (если Вы действуете рационально), заставит Вас ограничить потребление табака. Или, напротив, государство заинтересовано в том, чтобы Вы приобрели жилье. В этом случае Вы можете уменьшить сумму Вашего налогооблагаемого дохода на стоимость купленного или построенного жилья, что приводит к существенному сокращению суммы налога.
Таким образом, налоги – это инструмент регулирования. А цели регулирования выбирает правительство исходя из интересов общественного развития (по крайней мере, так должно быть в демократическом государстве). Одним из таких интересов считается рождение детей – в тех странах, где население растет медленно либо вообще сокращается. Принуждать к деторождению невозможно в принципе. Применяются косвенные методы воздействия – прямое субсидирование родителей детей и предоставление им налоговых льгот.
Такие налоговые льготы есть и в нашей стране. Это так называемые стандартные налоговые вычеты, воспользоваться которыми может каждый человек, на попечении которого находится ребенок. Правда, сумма этих вычетов заставляет усомниться в искренности желания властей помочь деторождению. В уходящем году родители могут вычесть из своего налогооблагаемого дохода по одной тысяче рублей за первого и второго ребенка, и по три тысячи – за третьего и последующих. Речь идет об уменьшении базы для исчисления налога, а не его суммы – последняя сокращается, соответственно, на 130 либо 390 рублей в месяц.
Со следующего года «детский вычет» вырастет. На 400 рублей. То есть экономия достигнет целых 182 рубля. Правда, вычет применяется до тех пор, пока Ваша совокупная зарплата с начала года не превысила 280 тысяч рублей.
Разумеется, подобные микроскопические суммы никак не влияют на решение о рождении ребенка и лишь незначительно облегчают жизнь родителей. Сколько-нибудь существенное значение вычеты имеют для небогатых и многодетных семей. Представим семью с четырьмя детьми, где отец и мать работают и получают, без учета налога, по 22 тысячи в месяц. Ежемесячно их работодатели перечисляют в бюджет 2860 рублей подоходного налога. Вычет позволяет родителям сократить эту сумму на 1144 рубля. Т.е. в год семья сэкономит на налоге двадцать семь с половиной тысяч рублей, или, иными словами, ее располагаемый доход увеличится на 6%. Но, повторяю: подобный эффект от вычета заметен только при большом количестве детей и сравнительно низкой зарплате.
Для сравнения: в Германии детский налоговый вычет составляет 584 евро на одного ребенка в месяц. В Великобритании максимальный вычет на одного ребенка достигает 258 фунтов.
Правда, нужно учитывать существенное отличие налоговых систем этих стран от российской. У нас, как известно, подоходный налог уплачивается по единой для всех налогоплательщиков ставке 13%. В большинстве развитых стран ставки существенно выше, кроме того, зачастую применяется прогрессивная шкала налогообложения. Поэтому сравнивать наши и «их» вычеты без учета общего уровня налогового бремени некорректно.
Низкая ставка подоходного налога сама по себе ограничивает возможность стимулировать деторождение с его помощью. Однако есть возможность поддержать семьи с детьми с помощью страховых взносов во внебюджетные фонды. Эти взносы выплачивают работодатели с сумм заработной платы работников. Их ставка, хотя и будет снижена в будущем году, останется весьма обременительной – 30% на суммы зарплаты до 512 тысяч в год и дополнительно 10% на суммы зарплаты, которые превышают этот порог. Если установить пониженные ставки для работников, воспитывающих, к примеру, двоих и более детей, работодатели будут с большей охотой нанимать таких людей.
Не стоит забывать, что помимо налоговых стимулов государство может облегчить своим гражданам принятие решения о рождении ребенка и с помощью прямых выплат.