В прошлом году над «Домом Надежды на Горе»(бесплатный реабилитационный центр для лечения алкоголе- и наркозависимых под Санкт-Петербургом) сгустились тучи и разогнать их не удалось до сих пор. Сейчас самому существованию центра реабилитации угрожает реальная опасность. Наш корреспондент встретился с председателем Совета директоров центра, художником-митьком Дмитрием Шагиным, чтобы узнать подробности.
История началась с того, что в 2009 году в центр неожиданно пришла бумага с требованием заплатить за 2008 год налог на собственность 530 000 рублей. 45 соток земли, на которых стоит центр, принадлежат основателю дома доктору Евгению Зубкову. Речь идет именно о налоге на собственность, а не об аренде. В 2007 год, например, этот налог составил для центра 305 рублей.
В результате визита в администрации Ломоносовского района директора центра Светланы Мосеевой и члена директоров центра Дмитрия Шагина, им удалось выяснить, что кто-то внёс эту землю в реестр, как землю с офисными строениями. «Тут, видимо, имеются ввиду офисы банков или что-то подобное. Нас к ним приравняли, – комментирует Дмитрий Шагин. – У нас в центре действительно есть некий офис, но в нём не делают деньги, а принимают больных».
В результате переговоров администрация согласилась, что 530 000 рублей для некоммерческого реабилитационного центра многовато. В результате дальнейших хождений представителей «Дома на горе» по различным инстанциям, удалось снизить сумму налога на 2009 и 2010 годы. В итоге центр должен: за 2008 год – 530 000 рублей, за 2009 год – 80 000 рублей, за 2010 – 10 000 рублей.
– Может ли центр найти необходимую сумму? – спрашиваю я у Дмитрия Шагина.
– У нас есть жертвователи: Юрий Шевчук даёт благотворительные концерты, пивоваренный завод «Балтика» даёт какую-то сумму, ещё кое-кто, но это не такие большие суммы. А в кризис нам совсем сложно стало.
Мы написали письмо президенту Медведеву, в котором рассказали обо всём, попросили о помощи. Через некоторое время директор Шевчука, сообщил, что у Юрия будет встреча с премьер-министром, предложил написать и ему. Так что это письмо оказалось в знаменитой теперь уже папке Шевчука, которую он передал Путину. На всю информацию, которая была в этой папке, в том числе и на наше письмо, позже последовал комментарий, что там никакой конкретики, всё это общеизвестные факты.
Однако в начале августа нам пришло письмо от администрации Ломоносовского района, в котором говорилось, что ответ на наше обращение к президенту России нам сообщают, что за нами нет задолженности – 530 000 рублей за 2008 год, а 80 000 рублей за 2009 год оплатил анонимный благотворитель. В начале 2011 года мы должны заплатить за 2010 год 10 000 рублей. И вдруг 3 сентября приходит письмо из налоговой: «Если вы до 5 сентября не заплатите недоимку в размере 450 000 рублей за 2009 год, мы подадим на вас в суд». Мы пытались выяснить, что происходит, нам сообщили, что анонимный жертвователь заплатил за нас мало – только 80 000 рублей, а надо было всё-таки 530 000, они передумали. Как это понимать, мы не знаем, ведь нам пришел специальный счет, где была указана сумма – 80 000 рублей.
– Может быть, чтобы платить налоги, центру стоит брать деньги со реабилитантов?
– Мы весь 2009 год ходили по инстанциям, и один из начальников в администрации Ломоносовского района в конце нашей с ним встречи с грустью сказал: «Вы знаете, у нас обида на «Дом на Горе». Вы с самого начала всё стали делать неправильно». К тому времени «Дом на Горе» уже проработал 13 лет. И мы спрашиваем: «А что неправильно-то?». Но он не расшифровал. Как я думаю, чиновникам изначально не нравилось, что в «Доме на Горе» не на чем было нажиться. У нас центр бесплатный, как тут поживиться-то? Но если бы этот центр организовывался, как коммерческий, то лично я не стал бы с ним сотрудничать. Коммерческие центры существуют и так. Но в этом вся и соль, что это единственный центр, куда приезжают лечиться люди со всего бывшего СССР и даже из Америки приезжают русские эмигранты. Центр рассчитан на людей, которые не в состоянии заплатить за лечение, которые в состоянии, может, найти деньги только на билет на электричку, чтобы доехать до «Дома на Горе». Кто в состоянии заплатить, может обратиться в любой коммерческий центр.
– В случае, если действия чиновников подорвут работу «Дома на Горе», у вас есть какие-то альтернативы?
– Придётся брать меньше пациентов, например, не 30, а 20. Мы ведь все 13 лет выживаем. К примеру, когда-то СЭС обязала нас провести водопровод (до этого воду привозили в больших канистрах). Мы нашли способ провести водопровод, диких денег это стоило. Провели – за свой счёт. Кроме того, чтобы провести понадобившийся чиновникам из СЭС водопровод, Владимиру Ивановичу Трифонову, нашему тогдашнему директору, пришлось собрать столько печатей, подписей, согласований, что он из-за этого получил инфаркт и умер. А в этом году «Водоканал» снизил давление – к нам вода не поступает. Якобы построили какие-то новые дома, куда нужно подавать воду. Как будто нам не надо. Воду снова стали привозить в канистрах.
Бандиты и те бывают добрее и понятливее. Я помню, когда мы только начинали работать, лет 10 назад, приехали бандиты и потребовали денег. Владимир Иванович показал им всю бухгалтерию, всё рассказал, объяснил. Бандиты заплакали, дали нам денег сами и уехали. Вот такой реальный случай.
СПРАВКА
«Дом надежды на Горе» – единственный в России реабилитационный центр для лечения алкоголиков и наркоманов, работающий на некоммерческой основе. Он находится под Санкт-Петербургом, в деревне Перекюля Ломоносовского района. Открылся «Дом на Горе» в 1997-м году, его учредители: имеющий 25-летний опыт трезвости президент одной из крупнейших в США табачных кампаний Лу Бентл (скончался 11.10.10 в возрасте 82 лет), директор Международного института по проблемам алкоголизма доктор Евгений Зубков и бывший тогда архимандритом и настоятелем Феодоровского Государева собора в Царском Селе под Санкт-Петербургом, а ныне епископ Петергофский Маркелл (Ветров). В 1998-м году для православных пациентов «Дома на Горе» на его территории построена часовня великомученика и целителя Вонифатия. В состав Совета директоров Центра входят: Дмитрий Шагин (председатель), главный врач Санкт-Петербургской психиатрической больницы специализированного типа (ПБСТИН) заслуженный врач РФ Виктор Стяжкин, Епископ Петергофский Маркелл, американский бизнесмен и глава фирмы «AMERUSSIA» Рик Шеннон, Анвар Либабов (театр «Лицедеи»), предприниматели Александр Затравкин, Сергей Брок, доктор Алексей Александров. В настоящее время Центр вмещает 30 пациентов, наряду с Первичной программой помощи, работают Семейная программа и Программа профилактики срыва.
Игорь ЛУНЕВ
См. также:
На Горе живет надежда
Праздник на горе
Из-под «Дома надежды» выбивают почву. Налогами