Пассажирка без имени и адреса
Седая худенькая женщина лет 80-ти ехала в автобусе по Калининграду. Растерянным взглядом она провожала остановки и парки, перекрестки, жилые кварталы и музеи. Ленинградский район города – это прямые улицы, руины средневекового замка, кафедральный собор, Ботанический сад.
Прошло очень много времени, прежде чем кто-то из пассажиров поинтересовался, где нужно выходить пожилой женщине. Оказалось, что старушка не знает, куда едет и где находится, не помнит, как ее зовут, и на какой улице она живет.
Полицейские, приехавшие по вызову, забрали ее в отделение. Попытки установить личность ни к чему не привели. В итоге ее отправили ночевать в центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий.
Екатерина Преснякова, руководитель калининградского поисково-спасательного отряда «Запад», узнала об этом из соцсетей. Она связалась с сотрудниками центра социальной адаптации и начала поиски родственников старушки.
На следующий день добровольцам отряда удалось установить: потерявшуюся зовут Ираида Михайловна, ее сын болен алкоголизмом и забрать мать из социального учреждения пока не в состоянии.
«Пока мы все это выясняли, бабушка ушла из Центра социальной адаптации и снова потерялась», – рассказала Екатерина Преснякова «Милосердию.ru».
Шла по берегу карьера, куда глаза глядят
Найти Ираиду Михайловну удалось уже за пределами города. Она брела, куда глаза глядят, вдоль берегов песчаного карьера, наполненного водой.
«У карьера крутые склоны, если бы бабушка выбрала неправильное направление, она могла бы утонуть. И лесной массив был близко, в нем легко можно заблудиться», – говорит Екатерина Преснякова.
Оказалось, что Ираида Михайловна отправилась искать свой дом. Но отвезли ее опять в Центр социальной адаптации. Пожилая женщина не протестовала, у нее вообще веселый характер.
На этот раз Екатерина прикрепила к ее одежде специальный значок и зарегистрировала в проекте «Помогите мне вернуться домой».
Буквально на следующий день поступил звонок на горячую линию. «К нам в магазин пришла бабушка, она растеряна, не может сказать, кто она и откуда. На одежде у нее приколот значок с QR-кодом», – рассказали на другом конце провода. Екатерина попросила назвать номер, указанный на значке.
«Это была наша Ираида Михайловна. Я приехала, забрала ее и вернула в Центр социальной адаптации. А через неделю за ней приехал сын и отвез, наконец, домой», – рассказала она. Получается, благодаря значку время на поиск пропавшей старушки сократилось кардинально.
«Иду по мосту. Не знаю, по какому!»
За два дня до поездки с супругой в Турцию пожилой житель Калининграда отправился в баню. Вымылся, отдохнул и пошел к автобусной остановке. По дороге позвонил жене. «Он каждую неделю туда ходит, баня в двух остановках от дома», – рассказывает об этом случае Екатерина Преснякова.
Когда через два часа пенсионер не появился дома, жена принялась ему звонить. «Иду по мосту», – сказал он в трубку. Голос был крайне взволнованный. По какому мосту он идет, мужчина не знал.
Жена позвонила в поисково-спасательный отряд «Запад». Добровольцы тоже связались с пропавшим по телефону, но тот был взвинчен и не смог объяснить, где находится. Тогда они принялись ездить вдоль всех автобусных маршрутов, проходивших мимо бани.
«Я не знала точно, как выглядит потерявшийся мужчина, и его одежду нам описали не совсем правильно. Еду по мосту над железнодорожной сортировочной станцией, смотрю, идет дедушка, а на одежде у него наш значок с QR-кодом! Обрадовалась, выбежала и даже обняла его. Он не понял, что происходит», – улыбается Екатерина.
Оказалось, что пожилой мужчина сел возле бани не в тот автобус, дезориентировался, вышел на первой попавшейся остановке и не знал, куда идти дальше.
Как работает QR-код на одежде человека с деменцией
Проект «Помогите мне вернуться домой» действует в Калининграде с 2018 года. Его идея принадлежала президенту фонда знаний и технологий для малого и среднего бизнеса «Виктория» Олегу Матукевичу.
Суть в том, что на одежду пожилых людей с когнитивными нарушениями прикрепляют значок или термонаклейку с QR-кодом. (Раньше в Калининграде использовали круглые пластиковые значки на булавках, а потом решили, что наклейки практичнее). Это могут делать родственники, сотрудники социальных учреждений и даже соседи.
При считывании QR-кода появляется надпись: «Этот человек мог потеряться» – и номер контактного центра. В Калининграде роль такого центра играет поисково-спасательный отряд «Запад».
Получить информацию, заключенную в QR-коде, можно с помощью любого смартфона, на котором установлена соответствующая программа.
«Сейчас это не проблема, – уверена Александр Щеткина, президент фонда помощи пациентам с деменцией и их семьям «Альцрус». – Многие даже делают покупки с помощью QR- кодов».
Каждый комплект наклеек (4 шт.) имеет индивидуальный номер, присвоенный при регистрации пожилого человека с деменцией в качестве участника проекта. Номер помещается прямо на наклейке, вместе с телефоном контактного центра, который дублируется еще и в QR-коде.
«Никаких персональных данных на значках и наклейках нет», – подчеркнула Алла Яковлева, менеджер фонда «Виктория».
Оператор спросит: «Не потерялся ли ваш дедушка?»
Оператор контактного центра располагает базой, где индивидуальный номер связан с телефонами родственников человека с деменцией или сотрудников социального учреждения.
«Прохожий, встретивший сидящего на остановке дедушку с наклейкой на груди, спине или рукаве, может считать QR-код, позвонить в поисково-спасательный отряд и назвать номер этой наклейки. Оператор позвонит родственникам и спросит: «Не потерялся ли ваш дедушка?» Родственник может ответить: «Да, мы его ищем!» Или: «Все в порядке, он ждет автобус», – объяснила Александра Щеткина «Милосердию.ru».
Пожилому человеку может стать плохо на улице, он попадет в больницу. Медики увидят наклейку, кто-нибудь догадается позвонить по указанному на ней телефону, и родственники найдут своего дедушку.
Сейчас такие пожилые люди нередко пропадают бесследно для своих детей и внуков».
28 июля 2020 года состоялась презентация проекта «Помогите мне вернуться домой» в Общественной палате РФ. С сентября по март проект будет работать в Москве в пилотном режиме, а потом, возможно, распространится и на другие регионы страны.
В столице операторами проекта будут фонд «Альцрус» и поисково-спасательный отряд «ЛизаАлерт». Соответственно, в QR-коде у москвичей будет указан телефон ПСО «ЛизаАлерт», а выдавать бесплатные наклейки и регистрировать участников будет фонд «Альцрус».
«Если мы сумеем найти хотя бы двух-трех людей за эти полгода, проект можно будет считать успешным», – считает Александра Щеткина.
Упала во время прогулки и все забыла
Фонд «Альцрус» постоянно сталкивается с ситуациями, когда люди с деменцией уходят из дома и пропадают. «Женщина 68-70 лет каждый день гуляла по определенному маршруту рядом с домом, и ее родственники не волновались. Это был необходимый для нее моцион, часть режима дня, – привела пример Александра Щеткина. – Однажды она ушла, но в обычное время не вернулась.
Погода была очень жаркая. Родственники забили тревогу, позвонили на горячую линию «ЛизаАлерт». Когда бабушку удалось найти, она уже шесть часов просидела в соседнем дворе на скамеечке, у нее были ожоги от солнца».
Оказалось, что во время прогулки пожилая женщина споткнулась, упала и после этого не могла вспомнить, где она и куда идет. «Это чудо, что ее нашли», – считает президент фонда «Альцрус».
Нередко такие истории заканчиваются трагически. Год назад пропала Светлана Дорофеевна из Калининграда, и ее до сих пор не нашли. «Она каждый день ходила гулять на Летнее озеро в черте города, – рассказала Екатерина Преснякова. – Но однажды пошла дальше. Вышла за окружную дорогу, ее видели в одном из поселков рядом с Калининградом.
Об этом мы узнали во время поисков. А когда Светлана Дорофеевна нуждалась в помощи, никто не обращал на нее внимания. Все думали, что она просто гуляет. Возможно, если бы на ее одежде был наш значок или наклейка, кто-то остановил бы ее и помог найти дорогу домой».
Поход за грибами затянулся на трое суток
Лидию Петровну, другую пенсионерку из Калининграда, к счастью, удалось найти. Но если бы прохожие обратили на нее внимание раньше, она не оказалась бы в критическом состоянии, считает Екатерина Преснякова.
«Она позвонила дочери и сказала, что собирается пойти «в лесок» за грибами. В том районе, где она живет, «леском» можно назвать только местность рядом с фортом № 4. Грибов там никаких нет, зато много мусора.
Лидия Петровна ушла из дома утром 6 июля. Сначала ее телефон был доступен, хоть она и не отвечала на звонки, а к вечеру стал недоступен. Семья позвонила в полицию и нам только 7 июля, – рассказала руководитель ПСО «Запад».
– Мы прочесали все, что могли, весь город обклеили ориентировками. Нашли ее только вечером следующего дня, 8 июля, за пределами города, рядом с просекой, ведущей на старый полигон.
Бабушка была в критическом состоянии, мы вызвали скорую, которая увезла ее в кардиоцентр. Дочка попросила нас после выписки выдать для Лидии Петровны наклейку с QR-кодом».
«Нам приходится разыскивать по два-три пожилых человека в неделю»
В Калининградской области в 2019 году волонтеры успели раздать около 800 значков и наклеек, в основном в социальных учреждениях. «Мы думали, что это сразу будет работать. Но оказалось, что прохожие не реагируют на значки. Чтобы проект действительно помогал, необходима большая просветительская работа», – подчеркнула Алла Яковлева.
Тогда фонд «Виктория» выпустил ролики и информационные листовки, в которых объяснялось, что делать, если видишь потерявшегося пожилого человека с наклейкой, и куда обращаться за QR-кодом для своего близкого.
«Нам очень помогла сеть магазинов Spar в Калининградской области: они показывали у себя эти ролики», – добавила менеджер фонда «Виктория».
Бывали и комичные случаи. «Пожилая женщина ехала в автобусе, на одежде у нее был значок проекта «Помогите мне вернуться домой». Другой пассажир, информированный о проекте молодой человек, начал донимать ее вопросами: «Как вас зовут? Где вы живете?» Женщина помнила, как ее зовут, и знала, где живет, но замкнулась в себе, потому что ее напугал этот молодой человек. А тот решил, что бабушка в опасности, и позвонил нам», – рассказала Екатерина Преснякова.
Не будут ли ответственные горожане слишком часто поднимать ложную тревогу? «Лучше так, чем на пожилых людей никто не будет обращать внимания, – считает Екатерина. – Обычно нам приходится разыскивать по два, по три человека с когнитивными нарушениями в неделю».
«Если мы говорим о людях с деменцией, здесь не может быть ложной тревоги. Человек может утверждать, что прямо сейчас едет в свой родной город и отлично знает туда дорогу. Но это не значит, что ему не нужна помощь. Лучше обратить на него внимание и сообщить о его местонахождении, чем не сделать этого. Даже если сейчас человек еще не потерялся, это может произойти в ближайшее время, и звонок поможет в его поиске. Хотя, безусловно, нагрузка на операторов нашей горячей линии возрастет, и нам важно понять, насколько» – сказала Анна Шипилова, руководитель направления психологии поисково-спасательного отряда «Лиза Алерт».
Поисково-спасательный отряд «Лиза Алерт» ранее ежегодно фиксировал до 2500 заявок о пропаже пожилых людей. Однако за первую половину 2020 года эта цифра превысила 4000 заявок, сообщила она.
Не станет ли наклейка опознавательным знаком для мошенников, указывающим на уязвимость пожилого человека?
«Это безопаснее, чем рассовывать по карманам бабушки записочки с ее адресом и номерами телефонов родственников», – считает Александра Щеткина.
Как проект будет развиваться дальше? «В Калининграде со временем функцию выдачи наклеек могли бы взять на себя МФЦ, – сказал руководитель проекта, президент фонда «Виктория» Олег Матукевич. – База номеров телефонов родственников могла бы храниться в службе 112. А задача НКО – вести просветительскую работу».
«Занимаясь информированием о проекте, мы поняли, что одновременно в какой-то мере снимаем стигму с людей, имеющих когнитивные нарушения, – продолжил он. – Горожане начинают воспринимать их в первую очередь как тех, кто нуждается в помощи.
Ведь волонтеры рассказывают не только о технологии использования значков с QR-кодом, но и о деменции, о методике общения с людьми, страдающими этим заболеванием».
«Надеюсь, проект «Помогите мне вернуться домой» что-то изменит, и количество потерявшихся пожилых людей с деменцией будет сокращаться», – заключила Александра Щеткина.