Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Найден ангел, мозаики засияли: базилика Рождества в Вифлееме реставрирована

В Вифлееме почти завершилась реставрация базилики Рождества Христова. Этот храм, стоящий века посреди бурных исторических событий, всегда ремонтировали всем миром: сперва монархи средневековой Европы, теперь – христианские диаспоры и благотворительные организации. Как и что восстановлено сейчас?

Фото: Nasser Nasser/AP/TASS

Город с огромным храмом, где мало христиан

Учебники Священной истории рисуют нам Вифлеем, в котором родился Христос, пригородом Иерусалима, частью одной с ним Римской провинции. Христиан в местах земной жизни Христа в древности было множество. С течением веков, однако, все изменилось. Сейчас христиан в Вифлееме – всего несколько тысяч, чуть больше 10% населения.

Рассказывает управляющий домом паломника Русской духовной миссии в Вифлееме Юрий Ромашук:

«Я сам – православный христианин, мой отец – русский, а мама – арабка. Наши места – это места Священной истории. Например, рядом, вплотную к Вифлеему, находится город Бецахур, где ангел явился пастухам, а с другой стороны – Бенджала, покровитель которой – святой Николай.

После того, как мусульмане пришли сюда в VII веке, 1500 лет христиане в наших местах живут рядом с мусульманами, даже их язык стал нашим языком. Мои соседи-греки говорят по-арабски и не понимают по-гречески. Так же и с армянами, хотя местные армяне и пытаются держаться обособленно. Нас всех называют «арабские христиане», хотя по сути это не совсем верно, арабы мы только по языку».

«Этот город стоит благодаря храму Рождества, живет благодаря туристам и паломникам», – говорит Юрий Ромащук. Здесь почти 70 гостиниц, все их владельцы – христиане. После того, как Израиль построил стену на границе с Палестиной, поток туристов уменьшился. Теперь к этому добавилась еще и пандемия, и второй год никто не может сказать,  что будет дальше.

«Приличной работы сейчас почти не найти, поэтому часть христиан из Вифлеема уехали. А для нас, оставшихся, храм Рождества – всё! Мы очень надеемся прожить рядом с храмом в мире со всеми ещё много веков», – говорит Юрий.

Рождественская базилика в Вифлееме огромна – больше чем 50 на почти 30 метров. Одна из ее проблем – в разные века ее всегда строили пришлецы, она всегда был не столько местом молитв местной общины, сколько памятником евангельских событий. Местные же христиане не только не имели сил защитить храм, но и сами то и дело страдали от разных конфликтов.

Местные разрушители и строители-пришлецы

По ходу реставрации выяснилось, что крыша держится на сложной системе балок из кедра, дуба, кипариса, сосны и лиственницы. Фото: о.Игорь Пчелинцев/fb

Первый храм в Вифлееме был освящен еще в 339 году, после того, как на Святую землю совершила паломничество мать Константина Великого императрица Елена. Императрица увезла с собой в Константинополь Крест Христов и другие святыни, но по ее распоряжению пришли строители и воздвигли храмы над пещерой Гроба Господня и местом Его Рождества.

Построенный Еленой храм сгорел в 529 году во время самаритянского восстания. В это время иудеи почти совсем покинули Палестину, а вот родственные им самаритяне (сородичи самарянки, с которой некогда беседовал Христос) остались и пытались основать собственное государство, независимое от Константинополя. Своими главными противниками самаритяне считали христиан, которых во множестве уничтожали. Лилась кровь, горели храмы.

Подавив восстание, император Юстиниан посчитал своим долгом восстановить храм в Вифлееме, он и оплатил возведение нынешнего огромного строения. Раскопки показали, что храм Юстиниана, в целом, повторяет очертания храма Елены – он стал немного выше и длиннее, но местами в нем даже сохранился древний мозаичный пол.

Собор крестоносцев, мозаики византийцев

Каждый кусочек золотой смальты в мозаиках в древности был вмонтирован под своим определенным углом, чтобы лучше всего отражать солнечный свет и создавать вокруг фигур максимальное сияние. Фото: Nasser Nasser/AP/TASS

Шли века, храм стоял. По преданию, в 614 году, когда мимо него проходила армия персов, от разрушения его спасло искусное изображение персидских волхвов, поклоняющихся Деве Марии, на фасаде. Воины подивились портретам соотечественников и не тронули здание. До нашего времени изображение не дошло.

В 637 году в Вифлеем пришли арабы, а в 1130-е годы в результате крестовых походов Святую землю на недолгое время отвоевали у них крестоносцы. Храм Гроба Господня в то время был разрушен, поэтому именно базилику Рождества правители Иерусалимского королевства сделали своим главным собором, здесь же они короновались.

Четвертый правитель Иерусалимского королевства Амальрик поддерживал дипломатические отношения с византийским императором Мануилом I Комниным. Император планировал совместное с крестоносцами завоевание Египта, и для крепости союза женился на кузине Амальрика. Латинский правитель, в свою очередь, взял в жены внучатую племянницу императора.

Именно император Мануил подарил Вифлеемскому храму его знаменитые мозаики. Он прислал как минимум одного из художников-мозаичистов, материал для мозаик также везли из Европы. Император принимал участие и в разработке плана изображений; его собственный портрет повторялся на стенах несколько раз.

Вклад самих крестоносцев во внутреннее убранство храма был гораздо скромнее. Они сами и приезжающие паломники стали заказывать фрески с изображениями своих святых покровителей на колоннах. По тем временам это было что-то среднее между росписью и граффити.

Так получился странный и неповторимый набор картин, созданный явно без единого плана, где Дева Мария встречается несколько раз, а восточные святые – Савва, Онуфрий или Евфимий – соседствуют с скандинавским святым Олафом и апостолом Иаковом, весьма почитаемым в Испании, главным в XII столетии покровителем паломников.

«Амбар без сена» ремонтировали всем миром

Фото: о.Игорь Пчелинцев/fb

В конце XII века крестоносцев из Вифлеема выгнали. Город заняли войска египетского султана Саладина, позже храм осквернили тюрки-хорезмийцы. Права на владение храмом власти отдавали то Сирийской православной, то Греческой церквям, то ордену францисканцев. Феликс Фабри, паломник XV века, описывал интерьер Рождественского храма как «амбар без сена, библиотеку без книг», – и отмечал, что «голуби свободно летают внутри и снаружи церкви через отверстия в крыше».

С разрешения мусульманских властей европейцы, по возможности, ремонтировали храм.

В XV веке свинцовые листы для новой кровли подарил английский король Эдуард IV, бревна для перекрытий пожертвовала Венецианская республика, а герцог Филипп Бургундский оплатил ремонтные работы.

Через 200 лет греки снова чинили крышу и установили новый иконостас. После землетрясения и пожара, случившихся в XIX веке, значительные суммы на ремонт и украшение базилики жертвовали российские императоры Александр III и Николай II.

Пули, снаряды, дожди и паломники

Восстановление первоначального великолепия. 06.12.2018 г. Фото: Majdi Mohammed/AP/TASS

К началу XXI века вопрос о реставрации храма встал особенно остро. Мозаики на стенах частично осыпались во время землетрясений, были покрыты слоями пыли и сажи, разрушались дождевой водой, сочащейся с дырявой крыши. Тюрки, захватившие город когда-то, не решались трогать изображения Девы Марии и Христа, Которого они считали пророком, но расстреляли из аркебуз лица ангелов. Посетители разных веков охотно отламывали золотые частицы смальты, надеясь впоследствии выплавить из них золото. В XX веке появился также благочестивый местный обычай перед большими праздниками протирать колонны, поддерживающие крышу базилики, бензином. Колонны от этого красиво блестели, но нанесённые на них древние фрески едва не были утрачены.

В 1967 году во время войны между Израилем и Иорданией в крышу попал минометный снаряд. А в 2002, когда израильские войска 35 дней осаждали группу укрывшихся в базилике палестинских боевиков, стены были изрешечены пулями. Стало понятно, что храм надо реставрировать немедленно,  иначе он будет утрачен.

В конце концов, палестинская администрация сумела усадить за стол переговоров представителей Иерусалимского патриархата, Армянской апостольской церкви и францисканцев, которые совместно владеют храмом с середины XIX века. Были разработаны планы реставрации не только самой базилики, но и исторической части города Вифлеем.

Реставрация начинается и буксует

После кропотливых реставрационных работ в феврале 2016 года стало возможным увидеть неизвестную ранее мозаику Ангела. Фото: Nasser Nasser/AP/TASS. После многочисленных протираний перед праздниками, древние фрески едва не были утрачены. Фото: о.Игорь Пчелинцев/fb

Деньги на проведение работ собирали палестинские власти, местный христианский и мусульманский бизнес, американские христиане. Порядка 200 тысяч долларов пожертвовало правительство Бразилии, переводы пришли от государства Палестина, Франции, России, Венгрии, Греции, Ватикана, Испании, Италии, Германии, Марокко, Польши, Бельгии, организаций и фондов в Турции и Кувейте.

Реставрация началась, но чуть не провалилась, когда в 2014 во время конфликта Израиля с сектором Газа 30 контейнеров с медью, свинцом и древесиной для Вифлеемской базилики застряли в израильском порту Ашдод. Если бы в них попала ракета, несколько миллионов долларов пришлось бы собирать заново, а работу по поиску древесины XV века в разрушенных церквях Италии было просто не повторить.

К тому же в 2014 году городские власти Вифлеема собрались строить под примыкающей к храму Ясельной площадью автомобильный тоннель.

Находящийся в 10 километрах от Иерусалима, Вифлеем – палестинская территория, с одной стороны от него – израильская граница и пограничные посты, с другой – города Западного берега реки Иордан – Хеврон на юге и Рамаллах и Наблус на севере. В итоге через город все время идет мощный транзит, причем машины обязательно проезжают через Ясельную площадь; если она перекрыта во время христианских  праздников, водители начинает петлять по узким улочкам. Городские власти собирались решить эту проблему кардинально, прокопав тоннель под площадью. Вряд ли это положительно сказалось бы на фундаменте древней постройки. К счастью, в конце концов, от этого проекта отказались.

«Вася был здесь в 1586 году»

После того, как уже в XX веке в крышу базилики попал снаряд, ее стены были изрешечены пулями стало понятно, что храм надо реставрировать немедленно. Фото: ©Bethlehem Development Foundation

Первым делом реставраторы привели в порядок крышу и окна храма. Перекрытия перебрали, кровлю восстановили и усилили, чтобы впредь обезопасить базилику на случай землетрясений.

По ходу выяснилось, что крыша держится на сложной системе балок из кедра, дуба, кипариса, сосны и лиственницы. Сосна и лиственница в XV веке были доставлены в Вифлеем из итальянских Альп. Такие же бревна – прямые, длинные и легкие – в свое время использовали для строительства крыш в Константинополе. Часть балок украшена узорами, на одной из них даже нашли древние ноты в виде перьев павлина. Для реставрации брали древесину того же периода из Италии.

С внешней стороны стен заменили часть камней, углы укрепили, чтобы новая крыша имела прочную опору.

Во время ремонта стен удалили и некоторые «граффити», оставленные древними посетителями. Кто-то из крестоносцев пытался нарисовать прямо на стене древней базилики эскиз своего шлема, а один из более поздних посетителей даже оставил на стене дату – «1586 год».

Ангелы, волки, грибы и зайцы

Император Мануил подарил Вифлеемскому храму его знаменитые мозаики. Фото: Nasser Nasser/AP/TASS

Самой сложной частью работы было восстановление настенных мозаик.

В XII веке храм был украшен изображениями весь; на северной и южной стенах они располагались в пять рядов. Однако во время землетрясений смальта отходила от стен и осыпалась. В итоге осыпалась большая часть.

И все же до нашего времени дошли изображения двунадесятых праздников, множество орнаментов с арабскими и европейскими мотивами, а также часть шеренги ангелов, обращенных к алтарю и славящих Рождество Христово.

Во время нынешней реставрации число ангелов неожиданно пополнилось, когда между четвертым и пятым окном с северной стороны реставраторы обнаружили неизвестное ранее изображение. Лицо ангела сильно пострадало. Найденные в стене свинцовые шарики свидетельствовали, что когда-то по нему стреляли из аркебузы. При ремонте XIX столетия ангела и вовсе закрасили толстым слоем побелки.

Реставрируя мозаику, художники сделали сразу несколько открытий. Во-первых, каждый кусочек золотой смальты в ней в древности был вмонтирован под своим определенным углом, чтобы лучше всего отражать солнечный свет и создавать вокруг фигур максимальное сияние.

Продолжению реставрационных работ помешала пандемия. Фото: о.Игорь Пчелинцев/fb

Во-вторых, мозаичист, проявивший незаурядный талант в плетении орнаментов, был, очевидно, европейцем – в мозаичных фризах храма можно увидеть и грибы, и волка, и зайца – животных и растения, неизвестные на Ближнем Востоке.

Кстати, известны имена двоих художников, украшавших храм. В надписи на одной из стен упомянут «Ефрем, монах, живописец и мозаичист». Рядом с одним из ангелов есть надпись: «Василий диакон изобразил это». Полное имя третьего художника до нас не дошло, о нем осталась лишь греческая надпись: «Помни, Господи, раба Твоего Зан…»

Пандемия и тут все осложнила

Нынешняя пандемия резко сократила количество поступающих пожертвований. Из-за этого работы в Базилике Рождества до сих пор не окончены. К нынешнему празднику Иерусалимский патриархат самостоятельно отреставрировал центральный иконостас. А вот работы в пещере Рождества еще даже не начинались.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?