Тему для Милосердия.ru комментирует Валентин Сергеевич Ковалев, врач-педиатр Детского научно-клинического центра инфекционных болезней Федерального медико-биологического агентства в Санкт-Петербурге.
– В последнее время в социальных сетях появилось несколько сообщений о скоропостижной гибели детей от менингита. Создается впечатление, что менингит на подъеме. Так ли это, или мы имеем дело с совпадением?
– Нет, это не совпадение. Действительно в последнее время наблюдается рост заболеваемости менингококковой инфекцией, в частности – менингококковым менингитом. Объясняется это тем, что для менингококковой инфекции характерны подъемы и спады заболеваемости с периодичностью в 20-25 лет, и сейчас мы находимся на волне подъема.
Но для начала нужно определиться с терминологией, так как здесь есть некоторая путаница.
Менингит – это инфекционное воспаление оболочек головного мозга, основными симптомами менингита будут сильные головные боли, сонливость, спутанность сознания, светобоязнь, высокая температура, у грудных детей – монотонный крик, повторные рвоты, отказ от еды.
Существуют разные варианты менингитов в зависимости от возбудителей. Есть вирусные менингиты, вызываемые энтеровирусами, вирусами паротита, простого герпеса. Вирусные, в частности, энтеровирусные менингиты, как правило, возникают в теплое время года и имеют благоприятный прогноз – пациенты выздоравливают.
Второй вариант – бактериальные гнойные менингиты, протекают тяжело и всегда имеют угрожающий прогноз для жизни. Основными возбудителями гнойных менингитов у детей и взрослых являются менингококк, пневмококк и гемофильная палочка типа В (ХИБ-инфекция). Пневмококк и ХИБ-инфекция, кроме того – ведущие возбудители острого среднего отита, синуситов и внебольничной пневмонии.
Менингококк кроме менингита, как такового, может вызывать менингококцемию – тяжелую инфекцию, связанную с бурным размножением бактерий в крови, протекающую по типу так называемого сепсиса с нарушением свертываемости крови, множественными кровоизлияниями во внутренние органы и в кожу с появлением типичных высыпаний по типу пурпуры, «чернильных пятен».
Менингококцемия – это наиболее тяжелый, молниеносный вариант менингококковой инфекции, способный привести к гибели за несколько часов и сопровождающийся очень высокой летальностью даже при своевременно оказанной помощи.
Довольно часто встречаются смешанные формы, сочетающие клинические проявления менингита и менингококцемии.
– Конечно, родителей волнует вопрос, как не пропустить тот момент, когда ребенку срочно требуется медицинская помощь.
– Это не так просто. Дети болеют часто, причем нередко с высокой температурой, сопровождающей большинство обычных сезонных вирусных инфекций, поэтому каждый подъем температуры трактовать как смертельно опасный не стоит.
Но нужно учесть то, что при менингококцемии начало заболевания очень бурное: это резкий подъем температуры с сильным ознобом. Типичная сыпь обычно появляется через несколько часов от начала заболевания.
Острое заболевание с высокой температурой и появлением сыпи, особенно быстро нарастающей и распространяющейся – повод немедленно обратиться за медицинской помощью.
– А что обычно предпринимают медики при подозрении на менингококцемию?
– При подозрении на менингококковую инфекцию, бактериальные менингиты дети немедленно госпитализируются в специализированные отделения реанимации инфекционных больниц, основа лечения – антибактериальная терапия в сочетании с комплексом всех направлений противошоковой интенсивной терапии.
Но даже при своевременной медицинской помощи летальность все равно остается довольно высокой.
Но, конечно же, предупредить заболевание гораздо проще, чем его лечить. И поэтому всем родителям я рекомендую привить своих детей от основных возбудителей менингита.
– Как оценить баланс пользы и риска при вакцинации? Исследования Кокрановской группы экспертов говорят о том, что полисахаридная вакцина от менингококка эффективна лишь на период до года.
– Да, это, действительно так. Полисахаридные вакцины можно использовать только для пациентов старше двух лет и только в определенных случаях, имея в виду непродолжительный срок защиты.
Мы прививаем такими вакцинами в очагах заболевания, если человеку придется контактировать с больными, или он собирается, например, путешествовать в Мекку или Африку в «менингококковый» пояс.
В общем же случае, я рекомендую родителям привить ребенка вакциной Менактра. Это конъюгированная вакцина от четырех штаммов менингококка: A, C, Y и W-135.
К сожалению, Менактра не покрывает серотип В, а он является причиной почти четверти летальных исходов у нас в России. Особенно активен этот серотип был 2014–2015 годах. Чтобы защититься от серотипа В, я советую привить ребенка вакциной Bexsero от менингококка в Европе, если семья едет туда в отпуск, так как у нас в стране эта вакцина на зарегистрирована.
За последний год наблюдается рост заболеваемости менингококковой инфекцией, вызванной серотипом W-135. Его особенность состоит в том, что им болеют не только дети, но и подростки, и молодые взрослые в закрытых группах.
Этот серотип распространен среди новобранцев, курсантов, студентов, проживающих в общежитиях. Не так давно в Москве был случай с летальным исходом, широко обсуждавшийся в СМИ: заболела студентка в общежитии МГУ.
К счастью, Менактра защищает от серотипа W-135.
В Национальный календарь РФ эта вакцина не входит, по большей части из-за ее высокой стоимости, поэтому родители ее делают за свой счет, обычно в коммерческих центрах вакцинации. Иммунизировать можно ребенка с 9 месяцев. Прививка делается дважды с разницей в 3–6 месяцев, если начали прививать после 2 лет, достаточно вакцинировать однократно.
– Каков профиль безопасности Менактры?
– Эта вакцина низкореактогенная. За тот период, который мы работаем с этой вакциной, мы не наблюдали каких-либо осложнений и выраженных побочных реакций на ее введение. Наш Центр является профильным детским инфекционным стационаром по менингитам и менингококковой инфекции.
Подавляющее большинство детей Санкт-Петербурга и Ленинградской области с подозрением на менингиты и менингококковую инфекцию госпитализируется к нам ежедневно и круглосуточно.
Все сотрудники Центра хорошо представляют, что такое менингококковая инфекция, как она протекает, поэтому, когда вакцина была зарегистрирована в России, в первую очередь вакцинировали своих детей. К слову, во всех случаях заболеваний менингококковой инфекцией дети были не привиты против нее.
Существуют вакцины не только от менингококков, но и от других возбудителей гнойных бактериальных менингитов.
По Национальному календарю от ХИБ-инфекции в России прививают тех, кто находится в группе риска. Но, на самом деле, эта прививка очень важна всем детям, так как этот возбудитель широко распространен и многие являются бессимптомными носителями. Менингит, вызываемый гемофильной палочкой, даже при своевременном лечении часто осложняется необратимой тугоухостью.
От ХИБ-инфекции можно привиться вакцинами Инфанрикс Гекса (комбинированная вакцина от коклюша, дифтерии, столбняка, полиомиелита, гепатита В и ХИБ-инфекции) и Пентаксим (от дифтерии, коклюша, столбняка, полиомиелита, ХИБ-инфекции), также есть моновакцины.
Еще один возбудитель бактериального менингита – пневмококк. Причем если пик заболеваемости менингококковой инфекцией приходится на возраст 1–2 года, то пневмококк часто поражает малышей, начиная с двухмесячного возраста, и в этом возрасте заболевание протекает в виде тяжелого менингоэнцефалита с высокой летальностью (порядка 25%) и очень высоким процентом осложнений.
Именно поэтому вакцинация конъюгированными пневмококковыми вакцинами и в России, и в мире начинается с двухмесячного возраста.
– Есть ли какие-либо научные прорывы в области лечения менингита?
– Основные научные разработки ведутся в направлении интенсивной терапии, повышения выживаемости при тяжелых бактериальных инфекциях.
В нашем центре в отделении реанимации и интенсивной терапии дополнительно к стандартным общепринятым методикам ведения менингококковой инфекции мы используем методы гемокоррекции, в виде так называемой продленной вено-венозной гемодиафильтрации.
Этот метод позволяет удалять из крови токсины и продукты распада менингококка, играющие существенную роль в повреждении сосудов, что дает возможность несколько снизить летальность при тяжелых формах менингококковой инфекции.
Еще раз хочу подчеркнуть: профилактика значительно важнее лечения.
Терапия менингитов и менингококковой инфекции довольно дорога и доступна она не везде. Если в Москве, Санкт-Петербурге и еще нескольких крупных городах помощь еще можно получить, то во многих областях России дела обстоят значительно хуже, поэтому настоятельно рекомендую родителям привить детей от возбудителей этого очень опасного заболевания.