Мартину Лютеру приписывают изречение: «Бог любит меня не потому, что я хороший, а хороший я потому, что Бог любит меня». На деле же в церковной педагогике начиная с детских лет только и слышно: будь хорошим мальчиком/девочкой, Бог будет тебя любить. В чем тут ошибка – размышляет иерей Григорий Геронимус, настоятель храма Всемилостивого Спаса в Митино (Москва):
Жизнь – не компьютерная игра с набиранием очков
– Вы согласны с тем, что нужно заслуживать любовь Бога?
– Нет, не согласен. «Вы слышали, что сказано: «люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего». А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных» (Мф. 5: 43-45).
Господь призывает нас любить не только «хороших», но и «злых», потому что Он Сам любит и тех, и других.
Эти слова когда-то особенно поразили 14-летнего Андрея Блума, будущего митрополита Сурожского Антония. Он понял, что если хочет быть с Богом, то должен любить всех – потому что Бог любит всех. Именно это Он предлагает нам в качестве обоснования необходимости любви ко всем, в том числе ко врагам.
Однако когда человек только приходит в Церковь и мыслит еще не взрослыми христианскими категориями, ему может показаться, что жизнь похожа на компьютерную игру с набиранием очков. Перевел старушку через дорогу – получил очки, посетил богослужение – получил очки, отстоял многочасовое богослужение в монастыре – получил много очков. А если совершил грех, то очки сгорели.
Нет, наши отношения с Богом – это не игра, в которой нужно набирать и тратить баллы. Ефрем Сирин говорит: «Бойся назвать Бога справедливым». Если бы Господь судил только по справедливости, мы все давно были бы наказаны так, что от нас ничего не осталось бы.
Наш Бог – Бог милосердный и долготерпеливый, а еще Он заботится и обо всем мире, и о каждом человеке одновременно. А человек думает, как бы было хорошо, даже «спасительно» ему (его семье), а как с этим сочтутся судьбы других – не очень интересно.
Но для Бога каждый человек – его сын или дочь. Каждый.
– В чем разница между стремлением заслужить любовь Бога и стремлением к доброй жизни по заповедям, слову Божиему?
– В святоотеческой традиции есть учение о трех ступенях служения Богу:
1. Служение рабское, из страха наказания.
Когда человек от язычества или атеизма приходит к Богу, первое время им может двигать тот же страх и расчет: я должен делать хорошие дела, иначе Бог меня накажет.
2. Служение наемническое, за награду.
Слуга служит за вознаграждение: я должен быть хорошим, чтобы Бог меня любил. Эти служения подготовительные, они естественны для нашей поврежденной грехом природы, мысли, сердца.
3. Служение сыновье. Это, действительно, настоящее христианское отношение к Богу, который больше не Судья, не Раздаватель наград, а Бог-Отец. А сын служит отцу не из-за корысти, не ожидая награды, не опасаясь наказания, а из любви.
На этой ступени мы исполняем заповеди, потому что сами хотим этого. По собственной воле. Потому что любим. На этой ступени и можно ощутить, что «иго Его легко», заповедь Его – светла. Например, Ефрем Сирин в молитве обращался к Богу:
«Если Твоей любви будет угодно направить меня в ад, то и там я буду поклоняться Тебе и восхвалять Тебя».
Не все сразу могут перейти на третью ступеньку. Но все мы призваны именно к этому, сыновнему и дочернему служению.
Настоящая мать, как и Господь, любит свое еще не родившееся дитя
– Когда мы любим кого-то и хотим получить его одобрение (будучи ребенком, волонтером какой-нибудь организации или активным членом прихода), мы стараемся лучше выполнять порученное нам. Это плохо?
– Это хорошо. Это соответствует наемнической степени служения.
Приход в идеале должен напоминать семью. В семье, если сын думает: «Я сейчас наведу порядок в своей комнате, хорошо закончу четверть, и тогда родители подарят мне на Новый год что-нибудь хорошее», нет ничего плохого. Но если ребенок делает что-то, чтобы просто порадовать родителей, послужить общему делу порядка и гармонии в семье, а не для того, чтобы заработать, это еще лучше.
Так и в церковной общине, когда прихожанин делает что-то хорошее, чтобы заслужить внимание руководителя, нет ничего плохого, это процесс роста. Плохим для самого человека это может стать, если здесь человек и остановится. Тогда он не сможет понять, что такое настоящая любовь, когда человек любит уже не потому, что есть какие-то «причины».
Так любит нас Господь. Нам это сложно понять, потому что в человеческой, самой романтической любви всегда есть это «за что» или «любовь» может быть страстью, зависимостью. Бескорыстнее всего, наверное, материнская любовь: в книге Исайи пророк говорит: «Забудет ли женщина грудное дитя свое, чтобы не пожалеть сына чрева своего?» (Ис. 49:15). Мать будет любить ребенка, даже если он будет безобразничать. Даже если он будет совершать страшные вещи, она не перестанет любить его, но ее любовь превратится в боль.
Но дальше пророк продолжает: «Но если бы и она забыла, то Я не забуду тебя». Действительно, встречаются такие мамы, о которых здесь говорится, но Господь уверяет: «Я никогда не оставлю тебя».
Бог, по Своему слову, первый полюбил нас: «Не вы Меня возлюбили, но Я возлюбил вас». И Бог любит нас независимо от того, на какой ступени мы находимся. Он любит нас, даже если мы вообще не подошли к этой лестнице.
– А как же другие тексты Ветхого Завета, в псалмах часто говорится: «Господь любит праведников», а грешников – ненавидит, погубит и прочее.
– Священное Писание дает нам и такие цитаты. Они призваны предостеречь человека от греха, показать последствия, которые могут прийти в его жизнь.
Вернемся к аналогии мамы и ребенка. Она, например, говорит: «Нельзя засовывать пальцы в розетку», ребенок не слушается, хочет обязательно провести эксперимент. И когда в очередной раз он тянется к розетке, а мама ругает его, ребенок сердится, плачет, ему кажется, что мама нехорошая, не дает ему сделать то, что так хочется. На самом же деле наоборот.
Так же и Бог – не карающий тиран, а милосердный Отец, который из любви старается нас, порой строго, предостеречь: если будешь служить идолам, то потеряешь благодать. В этом не угроза, а информация, предупреждение. Благодать Божия не может соединиться со злом. Человек, полный греха, просто сгорит, если благодать Божия не отступит от него.
Любовь Божия к каждому из нас неповторима, потому что каждый – неповторим
– Святой Силуан Афонский говорил: праведники будут друзьями Господа, а грешников Господь просто помилует. То есть любовь Господня не одинакова ко всем людям?
– Любовь Господня особая по отношению к каждому человеку в том смысле, что каждый человек неповторим. Я рос в хорошей семье. У родителей нас было шестеро. Так вот, моя мама часто говорила каждому из нас: «Ты должен знать, что ты мой самый любимый сын». Она говорила это не тайком от других детей, а открыто.
Так же и для Бога каждый является любимым в соответствии с тем, в какой любви мы нуждаемся. Какую можем вынести, принять.
У каждого из нас свои неповторимые отношения с Богом. И когда мы отворачиваемся от Божественной любви, она становится Его болью. Когда мы совершаем доброе – радостью, весельем.
Тот, кто совершает доброе и радует Господа, тот становится Его другом. Господь ждет от нас этой дружбы: «Вы – мои друзья, если исполняете то, что я заповедал вам» (Ин. 15:14). Когда мы отказываемся от этой дружбы, Он все равно не перестает любить нас, Он молился и о своих распинателях: «Прости им Боже, ибо не ведают, что творят» (Лк. 23:34).
Мы ведь вовсе не делимся на две категории: праведники и грешники. Мы все разные, и у каждого из нас свои уникальные отношения с Богом. У большинства из нас есть друзья, но с каждым из них дружба особая, каждый из них нам дорог по-разному.
Друзья Божии: святые, праведники, угодившие Богу, – тоже все разные. И величайший из всех рожденных женами Иоанн Креститель – друг Божий, и какой-нибудь малоизвестный преподобный, про которого мы знаем только имя, – тоже друг Божий. Надо полагать, что и в Царствии Небесном праведники сохраняют свои различия. Я думаю, что также и грешники пребывают в разном состоянии.
– А как понимать слова из послания апостола Иоанна: «В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши» (1 Ин. 4:10).
– Если продолжить аналогию между любовью Бога к человеку и матери к ребенку, то, когда ребенок рождается, он уже любим, хотя его только-только увидели родители. Мать любит своего малыша после рождения, и когда он еще во чреве, и даже когда его еще нет, а она мечтает о нем.
Ребенок же сможет ответить на любовь матери, только когда у него появится способность осознавать. Но и до этого его уже любят.
Так же и Бог любит нас прежде всего. Иоанн Богослов говорит об этом так: «Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:19).
В Прологе есть удивительные слова о сотворении мира – Отец обратился к Сыну: «Сыне, мы сейчас создадим человека, который может согрешить, и тогда Тебе придется воплотиться и принести Себя в жертву на кресте. Ты готов на это пойти?» И Сын отвечает: «Ей, Отче, да будет воля Твоя». И тогда был создан человек.
Еще до сотворения Бог возлюбил нас. Зная, что отступим от Него, предадим, будем говорить, что Его нет, а есть эволюция, что религия – опиум и т.д.
В Апокалипсисе Христос назван Агнцем прежде создания мира (Откр. 13:8). Как это может быть, когда мы знаем, что распятие произошло в определенный исторический момент, мы намеренно подчеркиваем это в Символе веры – «при Понтии Пилате»? Но Спаситель был назван Агнцем (предназначенным для заклания) прежде создания мира.
А предание себя в жертву за тех, кто отвернулся, предал, распял – что это, если не любовь?
– Как объяснить человеку безусловную любовь, если он ее никогда не испытывал?
– В какой-то степени в глубине души мы ее знаем, даже если земные родители были не очень добры к нам. Раскрыть в себе это знание помогает богатство духовной жизни, участие в таинствах, молитва.
Конечно, если человек встретит уже во взрослой жизни того, кто сможет проявить к нему эту безусловную любовь, то понять любовь Бога ему будет намного легче.
Не упустить возможность сделать хорошее
– Как безусловная любовь Бога к человеку соотносится с Его призывом к совершенству? «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш небесный» (Мф. 5:48).
– Мы созданы по образу и подобию Божию, мы имеем в себе потенциальную возможность любить.
Божией силой в нас заложен огромный потенциал любви к нашим ближним, даже к нашим врагам, чувствуем мы это или нет.
Как-то Силуан Афонский сказал одному монаху очень строгое: «Стой на грани отчаяния, но не отчаивайся». Монаху это показалось суровым и трудным. Тогда старец Силуан пояснил: «Но когда тебе тяжело, то отойди, сядь и выпей чашку чая».
Применительно к жизни мирян эта наставление значит, что мы должны быть внимательны, сосредоточены, чтобы не упустить возможность сделать что-то хорошее.
Однако, чтобы делать что-то хорошее нужны силы, чтобы чем-то делиться, нужно что-то иметь, поэтому каждому человеку нужен отдых, нужно какое-то время, чтобы собраться с силами. Некоторые из нас испытывают чувство вины, когда уделяют время себе. Это неправильно. Для того чтобы иметь возможность послужить ближним, нам нужно иногда отойти и выпить чашку чая.
Большинство из нас внешне сосредоточенны, а внутренне расслабленны. Должно быть наоборот. Внешне мы должны быть расслабленны, а внутреннее собранны.
Коллажи Оксаны Романовой