Православный портал о благотворительности

Надо ли вместе с родительскими правами отбирать квартиры?

Родители, лишенные родительских прав, вслед за ребенком могут потерять и квартиру – с такой инициативой выступил столичный департамент соцзащиты. Соответствующие поправки в федеральный закон предположительно будут внесены в самое ближайшее время.

Родители, лишенные родительских прав, вслед за ребенком могут потерять и квартиру – с такой инициативой по решению «квартирного вопроса» выпускников детских домов выступил столичный департамент соцзащиты. Соответствующие поправки в федеральный закон предположительно будут внесены в самое ближайшее время.

Фото с сайта http://www.r72.fssprus.ru/

Станет больше бездомных?

С одной стороны, у родителей, лишенных родительских прав, остаются обязательства перед детьми, с другой стороны, ни для кого не секрет, что подобные семьи живут в очень тяжелых условиях, квартиры их запущенные, грязные, непонятно, как такую жилплощадь можно разменять? Не будет ли данная инициатива способствовать тому, что станет больше бездомных? И, кроме того, не появятся ли злоупотребления в связи с квартирами?

Очевидно, что данная инициатива направлена на то, чтобы снять, хотя бы отчасти, с государства бремя по обеспечению сирот, достигших 18 лет, жильем. Горе-родителей предложено переселять в социальное жилье (где на человека приходится 6 кв.м.), а квартиры отдавать их детям, или, как вариант, квартиры будут размениваться на родителей и детей.

Фото из http://nyka-huldra.livejournal.com/

Но, как считает режиссер фильма о системе российских детских домов «Блеф, или с Новым годом!» Ольга Синяева, «помимо материальных издержек для исполнителей и моральных – для нерадивых родителей, это не даст ничего. Даже если родителей выселят, они, как пить дать, вернутся обратно в квартиру к своему ребенку. И что там потом будет, одному Богу известно. Кроме того, от переселения пострадают и другие дети, если таковые имеются у родителей, лишенных прав, которые проживают с ними, а не находятся в детском доме. В инициативе говорится о размене родительского жилья, но разменивать те халупы, в которых обычно живут эти люди – вообще гиблое дело».

Екатерина Аруцева, приемная мама 2 детей, также не верит, что мера что-то даст: «У таких семей, как правило, ничтожные квартиры, эта инициатива сталкивает лбами пьющих родителей и их детей. Государство хочет решить проблемы чужими руками, сбрасывает с себя ответственность. А в случае с детьми-отказниками вообще ничего не решается. По закону родители имеют право отказаться от ребенка-инвалида. Это на сегодня не преступление. Возможность отказаться нужна, потому что иначе «ненужных детей» будут просто выбрасывать или убивать. Получается, что государство своих же граждан попросту выбрасывает на улицу, оставляя им только путь к гибели».

Не решаем проблему, а создаем новую

Однако в социальных сетях нашлось немало людей, которые поддерживают инициативу: «С какой стати родители пьют, бедный ребенок воспитывается в детском доме, а потом ему государство должно что-то выделять, пусть отец с матерью несут ответственность за того, кого родили, пусть у них и забирают квартиры!»

Разумное зерно в предлагаемом новшестве видит руководитель БФ «Волонтеры в помощь детям-сиротам» Елена Альшанская: «Дать социальное жилье, на самом деле, это неплохой вариант, потому что сейчас мы имеем ситуацию, когда выпускники детских домов, которые были изъяты из семьи и сохранили в доме родителей регистрацию, в 18 лет возвращаются обратно в семью, которая пьет еще больше (потому что после изъятия детей для родителей не было никакого стимула бросить пить). И это очень тяжелая ситуация, потому что деваться такому ребенку некуда: жилье у нас стоит непомерно дорого, отсутствует рынок социального жилья, доступной социальной аренды в городах. В результате большое количество людей оказываются без жилья, и, конечно, выпускники интернатов и их родители находятся в наибольшей зоне риска. Они часто сталкиваются с потерей возможности где-то проживать, потому что они не очень работоспособны, не очень экономически свободны, чтобы заработать себе на аренду.

Государство взяло на себя определенную ответственность. Много раз нам было сказано, что все сироты будут обеспечены жильем. Но, взяв на себя это, стало понятно, что государство не тянет. Чиновники стали искать варианты решения вопроса через население. А ближайшее население – родители этих детей.

Можно было бы говорить о справедливости такого решения, если бы мы были уверены, что когда родители еще не были лишены родительских прав, были сделаны все возможные шаги для того, чтобы эту семью сохранить, помочь им не потерять этого ребенка. Чтобы было понятно, что только их злая воля, нежелание быть родителями ребенка, привели к этой трагедии. В большинстве случаев сегодня это не так – родители не справились с ситуацией, конечно, не сразу дойдя до стадии полного алкоголизма, на предыдущих этапах никакая помощь не была им оказана.

Что происходит, если мы просто оставляем квартиру ребенку, а родителей выгоняем на улицу? Мы знаем, что выйдя из детского дома, лишьочень немноги сироты социализируются. Человек выходит из детского дома, и у него нет никаких навыков для того, чтобы полноценно функционировать. Поэтому есть большой риск, что и у него тоже будут проблемы с его детьми, и теперь у него заберут квартиру, отдав ее уже его детям.

Родители, которым негде жить, станут еще одной социальной проблемой. Надо смотреть на картинку целиком, а не на какой-то маленький кусочек – какие будут последствия, что было до того, как мы к этой ситуации пришли. Если мы будем говорить о картине целиком, то, конечно, самая главная проблема – это отсутствие помощи кровной семье ребенка и отсутствие социального жилья, которое должно быть доступным, но которое не может стать собственностью. Это помогало бы людям в трудных ситуациях. А такого нет».

Родительские страхи и что делать?

Некоторые приемные родители опасаются, что инициируя поправки, правительство Москвы хочет сбросить с себя ответственность за предоставление сиротам жилья. Одна приемная мама рассказала следующее: «Пока ребенок был под опекой, дамы из органов соцзащиты прилагали усилия, чтобы сын после 18-летия уехал в город, где он родился, за 300 км от Москвы и от нас, где якобы ему и положено жилье, что, на самом деле, противоречит законам Но, чтобы биться, надо нанимать адвокатов или быть самим очень подкованными. Слава Богу, мы его усыновили».

Еще один родительский страх, связанный с этой инициативой заключается в том, что органы опеки могут давить на семью и манипулировать, имея в руках такой мощный рычаг воздействия. «Вот придут ко мне в квартиру и скажут, что у нас нет того, сего, ремонт давно не делался, дети чему-то не соответствуют, и выставят нас на улицу. Может такое быть? Может!» – убеждена одна многодетная мама.

Приемная мама Екатерина Аруцева не разделяет этих страхов: «Думаю, нет, это уж слишком, зачем это нужно органам опеки? Если я не пью, дети сыты, обуты, одеты – как они смогут доказать, что у нас все плохо? Чтобы лишить родителей прав, надо очень сильно постараться».

На извечный русский вопрос «что делать?» находится только один ответ – бороться с причиной социального сиротства. Насколько это возможно? Ольга Синяева: «Можно, наверное, но, если честно и коротко, власти надо менять отношение к семье и детям вообще. У нас осталось 24 миллиона детей, и мы теряем, грубо говоря, по одному миллиону детей в год. Не трудно сосчитать, как скоро у нас не будет ни сирот, ни детей вообще!»

Фото с сайта http://deita.ru/

Елена Альшанская: «Когда мы не помогаем кризисным семьям, дети очень быстро оказываются внутри системы детских домов, а потом эти же семьи государство хочет наказать, отбирая у родителей квартиры. Если наладить профилактику, у нас куда меньше детей окажется в детском доме и на улице. Если, например, маме с пятью детьми, которая оказалась в трудной жизненной ситуации, помочь и дать этой семье квартиру, не надо будет потом искать, на какие деньги купить жилье для каждого из пяти выпускников детского дома. У нас же происходит наоборот – у нее отнимают детей, потому что она не справляется, помещают их в детский дом, а потом, когда им исполнится по 18 лет, оказывается, что у государства нет средств чтобы каждого из них обеспечить квартирой, а обязательства уже взяты. Эффективный ли это подход?»

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version