Православный портал о благотворительности

Надо ли учить неправославное стихотворение?

Я учусь в 11 классе, мы сейчас проходим поэзию серебряного века, и нам задают учить стихотворения некоторых поэтов. Недавно задали А.Блока, стихотворение “Девушка пела в церковном хоре”, но мне оно почему-то не понравилось, мне показалось, что оно противоречит вере. И я почему-то думаю, что верующий человек так бы не написал. У меня душа не лежит к этому стихотворению и к этому поэту и я даже учить его не хочу. Может быть я не права, и это хорошее стихотворение? И оно не противоречит вере?

Здравствуйте, я хотела бы спросить про школьную литературу. Я учусь в 11 классе, мы сейчас проходим поэзию серебряного века, и нам задают учить стихотворения некоторых поэтов. Недавно задали А.Блока, стихотворение «Девушка пела в церковном хоре», но мне оно почему-то не понравилось, мне показалось, что оно противоречит вере. И я почему-то думаю, что верующий человек так бы не написал. У меня душа не лежит к этому стихотворению и к этому поэту и я даже учить его не хочу. Может быть я не права, и это хорошее стихотворение? И оно не противоречит вере? Просто мне кажется, если что-то не по вере, то человеку это не нужно. Мне в последнее время даже не приятно всё то что не по вере. Мне наверное надо спокойнее ко всему относиться? Ответьте, пожалуйста, если сможете! Екатерина

Отвечает священник Сергий КРУГЛОВ, клирик Спасского собора города Минусинска Красноярского края
Здравствуйте, Екатерина!
Ваш вопрос очень важен. И я не то чтобы даю на него ответ (на свете куда больше вопросов, чем ответов, и человека, говорящего, что заранее имеет на все ответы, стоит заподозрить в невменяемости), но я пытаюсь просто рассуждать, и буду рад, если мои слова хоть чем-то будут вам полезны.

Упоминание о поэзии не могло меня не задеть: я пишу стихи вот уже четверть века. И 10 лет служу священником. Крестился я довольно поздно, в 30 лет, но не избежал начального этапа входа в Церковь, через который проходят все. Кратко его называют «неофитством» – перед тобой открывается новый мир, мир веры Христовой, ты все пробуешь на вкус впервые, все видится ярким, прекрасным, важным, и остальное на какой-то момент тускнеет, отходит в сторону…Отходит, кажется (именно – «кажется»), навсегда. Так было и со мной. В порыве неофита я уничтожил все свои стихи (а к тому времени у меня были публикации и в России, и за рубежом), много книг выбросил на помойку, посчитав все это, говоря вашими словами, «не по вере». И несколько лет стихи не возвращались ко мне…

А потом – вернулись, хотя уже и на ином, христианском уровне. Оказалось, что поэзия и вера – не враги, а друзья. Поэзия – Божий дар человеку, тот самый евангельский талант, который надо не зарывать в землю, а развивать и служить им ближнему. Ведь и Самого Бога святые отцы называют «Поэт», «Творец»…

И что еще более важно – я понял, как согрешал своим неофитским самомнением в первые годы жизни в Церкви: тем, что сам, будучи в ней без году неделя, судил, что по вере, а что – нет… Оказалось, что Церковь – большая, а я – еще маленький. Что мои открытия уже кем-то были открыты в жизни Церкви, что на мои жгучие вопросы уже кто-то до меня искал ответы. Что люди просто – разные, но это не мешает, а даже помогает им быть едиными во Христе. Что выглядеть православным – не всегда значит на деле им быть. И наоборот: в людях, внешне далеких от православного облика, я увидел гораздо большую близость ко Христу, чем у меня самого, имеющего бороду и рясу, постящегося и молящегося по-церковнославянски… Евангелие полно словами Христа, обличающего фарисеев, имеющих все внешние атрибуты благочестия, но сердцем – далеких от Бога. Самое страшное – стать вот таким фарисеем!..

Милость Божия меня не оставила – моя гордыня не смогла помешать мне расти во Христе. В процессе роста я понял, что от Бога – не только то, что есть в церковной ограде, но и вообще все хорошее на земле и в людях. Да, конечно, Церковь, Литургия, Евангелие, Богообщение – центр всего. Но Божие творение, мир, который Христос пришел не уничтожить, но спасти, не состоит ТОЛЬКО из центра – для равновесия существуют и края… Искусство, поэзия, наука, бытовая жизнь – все способно славить Христа, если несет в себе любовь. Если же внешне что-то из этого имеет вид нехристианский (скажем, хороший человек – но он буддист или мусульманин, хорошие стихи – но не вписываются в каноны православной гимнографии, и так далее) – значит, мы, христиане, должны об этом помолиться, и то, о чем мы молимся, придет, обязательно придет ко Христу, а грехи и заблуждения – изживут себя, отпадут, ведь еще рано подводить итоги и выносить окончательный приговор миру и людям, мы еще «в процессе»…

Зачем вам учить стихотворение, которое вам не понравилось? Думаю, не только из послушания и чтобы получить аттестат. Изучая это стихотворение, можно понять состояние души поэта, а шире – состояние общества в России начала века, в котором Блок был одним из «властителей дум», понять, чем жили эти люди, и почему с Россией произошло в ХХ веке то, что произошло… Можно увидеть, как глубоки христианские корни у русских поэтов и писателей того времени, ведь все они – то борясь с Христом, то защищая Его, то пытаясь по-новому осмыслить жизнь Церкви и российского общества в новом веке – так или иначе питаются живительными соками именно через эти корни…

Есть слова Шоу : «Советы – как касторка: давать легко, принимать – противно», но я все же попробую представить, что бы сделал я в вашей ситуации. Выучил бы это стихотворение наизусть. Почитал бы побольше о творчестве Блока, в том числе и работы православных литературоведов, а также историков, пишущих о том времени. Попытался бы разобраться в христианских образах, имеющихся в тексте, и в том, что именно хотел сказать ими автор. И сделал бы письменную или устную работу под названием «Почему я считаю стихотворение А.Блока «Девочка пела в церковном хоре» антихристианским». Думаю, что вам была бы обеспечена не только пятерка с плюсом за хорошее знание предмета, но и уважение учителя, видящего вашу убежденную и – что не менее важно – доказательную духовную позицию. И, кстати, умение доказательно, а не просто эмоционально «нравится -не нравится» исповедовать свою веру – заповедь Божья христианам.
Благослови вас Господь!

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version