7 июля, в пятницу, в рамках Межконфессиональной выставки «С верой, надеждой, любовью в третье тысячелетие» силами сектора тюремного служения Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями и Комиссии по церковной социальной деятельности при Епархиальном совете г. Москвы при поддержке Комиссии по межнациональным и межконфессиональным отношениям Московской городской Думы прошел круглый стол, посвященный вопросам помощи лицам, освобождающимся из мест лишения свободы – как вы помните, второй круглый стол на эту тему за последние два месяца.
В заключении люди по нескольку лет ходят только строем. Имеет смысл идти вместе и людям, занимающимся их постпенитенциарной реабилитацией
Основное ядро участников осталось без изменений: кроме организаторов также присутствовали представители Центра содействию правосудия фонда ИНДЕМ (Виктория Шмидт), Центра поддержки православных общин в заключении во имя прп.Ефрема Сирина (Татьяна Орлова), комитета «За гражданские права» (Светлана Андриенко), Федеральной службы исполнения наказаний (полковник Виктор Давыденко), присутствовали также депутат мосдумы Игорь Елеференко, президент Фонда помощи заключенным, помощник депутата ГД Чуева Мария Валериевна Каннабих, один из создателей и руководителей православной общины для бывших заключенных в с.Костенки (Воронежская обл.) Роман Безуглов; межконфессиональный характер выставки позволил пригласить также инославных специалистов по интересующей проблеме (хочется отметить, что, хотя званы были все, посетили круглый стол только представители различных христианских деноминаций: Московской церкви Евангельских христиан-баптистов «На Лосинке», церкви «Часовня на Голгофе», Союза христиан веры Евангельской, организации евангелистов «Русское Христианское Радио» и др.)
Мероприятие началось заметно позже намеченного срока – в отведенном для него конференц-зале затянулось вручение наград о.Анатолию (Берестову) и другим борцам с наркоманией, а закончилось почти вовремя – поджимала конференция «Церковь и армия», однако, обсудить успели многое и, в целом, мероприятие прошло даже успешнее, чем предыдущее на выставке «Православная Русь».
Начинался этот круглый стол так же как и предыдущий – некоторые выступления даже повторялись. Так, представитель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями Наталия Пономарева почти дословно повторила прозвучавшие на прошлом круглом столе тезисы Андрея Бабушкина о первоочередной важности покаяния для реабилитации бывшего заключенного («Допустим, мы откроем в колонии спортзал, компьютерный класс, службу психологической помощи. Кто выйдет из спортзала? Физически укрепленный преступник с непреображенным сердцем. Большинство психологических практик и теорий ориентированы на достижение благополучия в этом мире. Кто уйдет от психолога? Человек, желающий реализации своих страстей, поклоняющийся маммоне. Чтобы этого не произошло, мы должны заниматься комплексной реабилитацией, реабилитацией не только телесной и душевной, но и духовной – приведению к осознанию своей отдаленности от Бога, к покаянию»), Татьяна Орлова вновь рассказала о проекте создания православного реабилитационного центра в Москве, а Виктория Шмидт вновь указала на необходимость воспитания в себе духа терпимости и толерантности («На Западе есть центры для бывших осужденных, в которых волонтеры – пожилые люди разных конфессий. Представьте себе наших пожилых людей, которые работают с освободившимися заключенными и то количество нотаций и морали, которое они хотели бы своим подопечным сообщить. А в этих центрах волонтеры собираются каждый вечер, и среди них проводится конкурс: кто сегодня допустил самое дискриминационное высказывание в адрес заключенного»; ее поддержала и Наталия Кузнецова, руководитель направления по работе с освобождающимися из мест лишения свободы при Комиссии по церковной социальной деятельности: «Наша задача – обобщить свой опыт, очистить его от конфессиональной принадлежности и передать тем, кто пока не готовы идти работать в какую-либо конфессию, но хотят помогать заключенным просто потому что они хорошие, неравнодушные люди… В тех колониях, где есть и православные и неправославные общины, зачастую наблюдается острое противостояние заключенных: эти не любят тех, а те – этих. И мне кажется, что руководителям конфессий, да и всем, кто работает в зонах, надо начать уделять этой проблеме особенное внимание, больше говорить об этом. Конечно, мы все миссионерствуем, хотим, чтобы люди шли за нами в наши церкви. Но есть вещи, ради которых иногда можно это отвести на второй план, а на первый вывести терпимое отношение людей, которые сидят там: в тюрьме каждая искра дает пламя»). Вновь был озвучен основной круг проблем, мешающих организации системы масштабной реабилитации освобождающихся заключенных: провалы в законодательстве, недостаточное внимание к проблеме общественности, нехватка кадров, низкий уровень профессиональной подготовки волонтеров, разрозненность усилий существующих организаций и проектов, общеэкономическая ситуация в стране и феномен стигматизации, т.е. отторжения обществом бывших зеков. Вновь Виктор Давыденко высказал ряд критических замечаний по поводу существующей среди участников тенденции заменяя общее – частным, уходить от заявленной темы или рассказывать о своей работе в местах заключения. Однако, если на «Православной Руси» спич Виктора Михайловича, сопровожденный, к тому же, резкой критикой правозащитных организаций, не был принят и поддержан другими участниками, то сейчас он послужил сигналом к заметному оживлению круглого стола и возврату обсуждений как раз в практическую плоскость заглавной темы: чинная последовательность выступлений нарушилась и монологи сменились оживленным диалогом. Реализовалось и пожелание Виктории Рудольфовны Шмидт: участники до конца выдержали конструктивный и доброжелательный тон, несмотря на ряд «скользких» и, местами, противоречивых моментов (так, представитель московской церкви евангельских христиан-баптистов «На Лосинке» в качестве рекомендуемой стратегии приводил свой пример: «Я, когда проповедую в зоне, всегда говорю: спасение есть и Православной Церкви, и в баптистской, и в пятидесятницкой», а специалист ЦСА «Люблино» по работе с бездомными и представитель церкви «Часовня на Голгофе» указывал, что без истиной веры ни о какой реабилитации говорить не приходится – между тем, у участников априори было разное представление о том, какая именно вера истинная и есть ли таковая вообще). Более весомым оказался и итог заседания: если на предыдущем круглом столе было решено подготовить итоговую резолюцию, до сих пор существующую только в черновом варианте, то на нынешнем участники договорились о более регулярных встречах в менее официальной обстановке с конечной целью создать рабочую группу, распределить между собой задачи и приступить к их планомерному исполнению.
Соб. инф.