Знали, на что шли
В 1921 году, во времена, когда гонения на Церковь сочетались с внутрицерковной демократией, священника Василия Воскресенского, уважаемого преподавателя Ярославской семинарии, жители избрали кандидатом в епископы. В том же году он принял монашество с именем Вениамин и стал епископом Тутаевским.
Демократия – демократией, а в те годы епископство означало открытый мировоззренческий вызов главной линии жизни в стране, со всеми вытекающими. Близким другом владыки Вениамина был Ярославский митрополит Агафангел (Преображенский). В единодушии и доверии легче переносились жестокие времена. Вскоре друзей-епископов арестовали, сначала митр. Агафангела, а чуть позже – еп. Вениамина.
«Блеск света и риз золотых» могут и закончиться в одночасье
Ссылки не разделили владыку Вениамина с его близкими. Он пишет письма и те доходят до адресатов.
Перед Рождеством Христовым он писал своим духовным детям:
«Поздравляю с праздником Рождества Христова! Вероятно, недолго уже нам пребывать с ликами и песнями в блеске света и риз златых в храмах Божиих. Горячее будем петь и молиться Рожденному Младенцу в эти, быть может, последние дни наших храмов».
«Теснее собирайтесь под знамя храма Христова в святые дни Рождественских праздников, как на войне собираются под знамена армии в решительные моменты. Враг Христа наступает яростно на крепости Его – храмы Его».
Сделали ли вы что-нибудь, чтобы вам дали храм?
В 1928 году повсеместно закрывали храмы, взрывали, или переделывали в тюрьмы, склады и пр.
«Вы пишете, что жить без церкви скучно, – отвечал владыка Вениамин на сетования в письмах свои чад. – Да, печаль постигла вас, православных людей. Но сделали ли вы что-нибудь для получения храма?
<…> Испробуйте личную делегацию из двух человек сначала в Ярославль, а потом и в Москву. Общими силами соберите деньжонок на дорогу; пожертвуйте своим временем, трудом и посильными средствами и просите себе один храм. У вас – три: просите себе один из них. Если правительство не будет соглашаться ни на один храм, просите разрешения устроить молитвенный дом.
Сектанты совершают явно враждебные действия против государства: не исполняют воинской повинности и в своем учении проповедуют против воинской повинности, и все же им разрешают иметь молитвенные дома. Просите и вы. Что такое молитвенный дом? Найдите частное помещение, приспособьте его для храма. Пусть будет он небольшой. Можно помириться и с небольшим. Лишь бы была православная служба.
Можно приспособить не только дом, но и сарай. Древние христиане приспосабливали еще худшие помещения: подземные каменоломни.
Если вам разрешат, то можно сделать и лучше. Приобретите лесу и постройте простой барак – он и явится у вас церковью. Надо хлопотать. Один раз не поможет, через некоторое время хлопочите в другой раз. Потрудитесь для Церкви и своего города.
Без церкви отвыкните от Церкви. А пока – хоть изредка посещайте соседние приходы. Все требы, таинства, молебны, панихиды, исповедь, Св. Причастие по возможности совершайте у соседних православных священников. К обновленцам не ходите. Они только носят облачения и одеяния священнические, но они не священники».
У вас мелькнула мысль о «ликвидации» себя…
В 1930 году владыка писал одной из своих духовных дочерей, переживавшей тяжелые времена: «Над Вами грянул нежданный гром, постигла скорбь, давящая рассудок, волнующая глубоко сердце. «Горе кормящим в те дни», – предрек Спаситель о конечных временах.
Спаситель из всех скорбящих выделил и особенно пожалел матерей с грудными младенцами.
Даже отцы, по Спасителю, нравственно не почувствуют так, как матери; Хотя про всех Он сказал: «Люди будут говорить горам: «Падите на нас», и холмам: «Покройте нас». Но скорби ищущих утешения у гор и холмов – не наши скорби. Мы еще только с цветочками. Теперь мы можем отчасти представить страдания будущих скорбей и сопоставить их с нашими. Пока мы еще не дошли до этих «гор и холмов».
Из вашего письма слышно, что в первые моменты мелькнула у Вас мысль о «ликвидации» себя. Но это не обвиняет Вас.
Что такое Гефсиманская ночь? Это новое нападение диавола на Христа, взявшего на себя грехи человечества. В чем состоят действия диавола в подобных моментах? Он не создает их, но пользуется ими, только развивая их возможную интенсивность. Естественная предголгофская тяга сердца Христа от греховной ноши взята была диаволом для усиления ея, для доведения тоски до отчаяния, до отречения, до падения, до смерти.
В Иуде этот натиск был для диавола удачен. Ко Христу он даже не природился. Но люди немощны, к ним прирождается. То есть от мысли, возбуждаемой диаволом в душе, возникают желания, возбуждаются настроения; у одних развиваются до последней степени.
В этом-то и состоит особенно работа диавола: он, как кузнец, мехами да угольями раздувает возникшее в душе настроение.
И если человек поддается, развитие настроения идет быстрым темпом и интенсивными степенями. Тут-то и возникают «убийственные» идеи и желания; или же они внушаются врагом и, находя благоприятную почву, охотно принимаются душой, нами же усиливаются и доходят часто до своего конца.
У других развитие настроения задерживается молитвой, и работа диавола отвергается. Как в первом случае, так равно и во втором одновременно действует и благодатная сила. Но в первом благодатная сила в человеке, поддающемся вражескому внушению, не находит почвы; во втором она принимается и проявляется как содействующая.
С Вами и произошла такая невидимая духовная победа над диавольской работой, пытавшейся использовать бедственное состояние опечаленной души Вашей. Возблагодарите Господа за помощь Вам. Прислушивайтесь и далее к голосу и воле охранявшей Вас благодатной силы.
Должны ли мы все это говорить после уже совершившегося? И полезно ли говорить это себе? Должны и полезно. Мысль назад – прежде всего объяснить происшедшее в настоящем – раскрывает хорошо место нашей личности в совершившемся деле и тем много умеряет волнение нашей души.
Указывается нам на высокие примеры, в частности древнего праведника Иова. Но эти примеры для нас высоки.
Евангелие говорит об этой высоте. И апостол Иаков повторил: «Терпение Иова слышали?» Да, Апостол может это сказать. Апостол сам был на этой высоте. Мы – немощны. А он же, «сам искушен быв, может и искушаемым помощи». Такой скажет правдиво и естественно.
Но каждый из нас может подумать: падать или не падать духом? Не падать духом – это по нашим силам. А надо всем этим: будем молить Бога о помощи – молить о помощи всем нам…»
А женщина-то, оказывается – труженица!
«Мы, мужичье, непричастные к хозяйству, всегда думаем, что обед готовится сам собою, что все домоводство «пустяки», ничего не стоит, – пишет владыка диакону А. в ответ на его недоумения. – И я так всю жизнь думал, а теперь увидел и узнал, что женщина – великая труженица в своем деле.
Господь был в доме Лазаря. Мария сидела у ног Спасителя, слушая Его учение, Марфа хлопотала по дому с угощением. Господь любил Марфу, которая безропотно, в смирении, с усердием, с любовью к людям несет свое земное бремя.
Но, впрочем, суть слов Его в том, чтобы деловое бремя не поглощало всей души и не материализовало ее.
Марфа, будучи хлопотливой хозяйкой, знала хорошо и дело спасения, ходила по временам за Господом и любила Его не менее Марии. И мы, сильные, не ценили этого (например, я).
Новое время указывает и новые пути молитвы
12 января владыка писал священнику Александру Соколову в село Переславцево: «Как празднуете ныне Рождество Христово, много ли было народу в церкви, хорошо ли было пение? Славили ли по приходу? Ужели последнее должно прекратиться?
Теперь новое время указывает нам и новые пути молитвы. Посещайте чаще своих духовных детей и непременно каждый раз совершайте общую домашнюю молитву с чтением Евангелия. Наши духовные дети очень мало научены Евангелию. В проповедях мы мало излагали Евангелие, а более всего занимались в них моралью. Оттого прихожане мало знают о Христе и Его Доме».
Состояние здоровья, за которое владыка Вениамин благодарил Господа, тюремный врач диагностировал как критическое, обнаружив эмфизему, миокардит, кровоизлияние в мозг, паралич правой стороны тела, нарушения речи.
Врач ходатайствовал об освобождении владыки Вениамина, но власти вынесли приговор о десятилетнем заключении больного епископа в концлагерь. Приказ остался невыполненным: владыка скончался. Его погребли в безвестной могиле в 1932 году.
Епископ Вениамин был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в августе 2000 года. Память святого совершается 5 октября.