Православный портал о благотворительности

Национальные способы борьбы с алкоголизацией

В «РИА Новости» прошел круглый стол, посвященный проблемам алкоголизации. Повышение цены на водку и возраста, с которого можно купить алкоголь – приведут ли эти меры к тому, что россияне станут меньше пить?

7 июня в «РИА Новости» прошел круглый стол, посвященный вопросу снижения потребления алкоголя и новому законопроекту, согласно которому с 1 июля минимальная цена на водку возрастет до 125 рублей, то есть на 28%. Кроме того, в ближайший год власти планируют в 10 раз сократить количество мест продажи алкоголя, а также рассмотреть проект закона о повышении возраста, с которого можно продавать алкоголь – с 18 до 21 года . Подразумевается, что все эти меры приведут к снижению уровня потребления алкоголя россиянами. Участники круглого стола обсуждали, насколько эффективными будут все эти действия, и что вообще следует делать, чтобы народ наконец-то стал меньше пить.

Оказывается, представление о том, что Россия самая пьющая страна — в некоторой степени неверно. Вадим Дробиз, директор Центра исследования федеральных и региональных алкогольных рынков, подтвердил это цифрами. «С 2007 года в мире – общий тренд роста потребления алкоголя, а также рост женской и молодежной алкоголизации, – рассказал эксперт. – Это касается и мусульманских, и скандинавских стран. Всемирная организация здравоохранения недавно выдала цифры. Среднее потребление алкоголя жителями Европейского Союза старше 15 лет — двенадцать с половиной литров спирта в год, а учитывая 15% сегмента нелегального алкоголя — четырнадцать литров. В России же потребление алкоголя лицами старше 15 лет — 14 с половиной литров. Поэтому, несмотря на то, что это очень высокий уровень, мы не общемировой изгой».

Неутешительные цифры привел и Вячеслав Тимченко, член комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления: 30% подростков, начиная с 8 класса, употребляют алкоголь еженедельно. И это «тренд» опять-таки не только для России. Школьники пьют и в Европе, и в США, и в других странах. Но проблема в том, что в этих странах абсолютно другой уровень жизни, другая культура употребления алкоголя, да и сам алкоголь — другой. В России пьют самогон в подворотне, а в Америке — текилу в баре. Да, это грубо, но иллюстративно. Культура потребления алкоголя, безусловно, сильно влияет на темпы алкоголизации населения.

Бороться с этим, по словам главного нарколога Минздрава Евгения Брюна, можно двумя, примененными в совокупности друг с другом методами: снижением рынка алкогольной продукции и снижением спроса на алкоголь. «В начале прошлого века скандинавские страны вымирали от алкоголизации, – рассказал Брюн. – И решали они эту проблему долго и комплексно: снижением продаж по времени, по месту, ростом цен на алкоголь и повышением возрастного ценза». Этим же путем сейчас начала идти и Россия. Эксперт привел пример эффективности ограничения продаж алкоголя по времени: за последние 2 года количество отравлений алкоголем сократилось в 10 раз, а обращений в фирмы, выводящие из запоев, стало меньше. Кстати, за эти же годы существенно снизилась и ночная городская преступность. Но снижения спроса, увы, не происходит. А это самая сложная задача, требующая, в отличие от принятия законов, множества усилий.

«Мы много лет просим дать нам трибуну на одном из каналов, чтобы мы могли рассказывать родителям о факторах риска, о том, как вовремя заметить, что ребенок интересуется алкоголем, к какой субкультуре он относится и так далее, – рассказал Брюн. – Чтобы заложить новое поколение, нужно обучать людей, обучать родителей».

Профилактика по снижению спроса на алкоголь неэффективна, по словам Брюна, только для 2% населения — это «потерянная часть поколения». «Что бы ни делалось, эти два процента все равно купят или сварят, – уверен Брюн. – Но остальные задумаются, бежать ли в десять за водкой, варить ли самогон, и нормальные откажутся от излишнего употребления алкоголя». Поэтому, считает главный нарколог, законодательные меры, безусловно, нужны, но в совокупности с другими, пропагандистскими и «отвлекающими».

Об этом же говорил и Вячеслав Тимченко: «Карательными методами мало чего решишь, необходимо отвлекать молодежь от алкоголя. В советское время эту функцию успешно выполнял спорт и различные секции».

Сегодня же почти нет пропаганды здорового образа жизни. Наоборот. После 22 часов на экранах — реки пива, любой праздник неизменно связан с выпивкой многих литров алкоголя, а пятничные корпоративы на работе, как выразился В. Дробиз, призванные «укреплять межперсональные взаимоотношения в коллективе с выпивкой, перетекают в запой». Хорошо, если до понедельника. Павел Шапкин, руководитель Центра разработки национальной алкогольной политики, уверен, что необходимо убирать рекламу пива, как «стартового напитка», убирать алкоголь из кинопродукции и вообще из всего, что показывают по телевизору, одному из мощнейших каналов воздействия на население. «Смешно, конечно, вырезать сцены с выпивкой из старых фильмов, – сказал Шапкин. – Но необходимо сформулировать через Министерство культуры заказ для всех кинематографистов, чтобы снимать фильмы про нормальных людей, на которых хочется быть похожими. Это общая проблема воспитания. Если детей не воспитывать — они растут, как сорняки».

Но до такого глобального подхода к борьбе с алкоголизацией еще очень далеко. Антиалкогольная государственная кампания пока ограничивается чисто законодательными мерами. Да, эффективность законов на определенную часть россиян подействует. Но на очень малую. И явно не на тех, кто страдает от алкоголя больше всего — сельских жителей.

«Повышением цен на водку мы вытолкнем часть населения в суррогаты, – уверен Дробиз. – Можно закрыть все сельские магазины, потому что там никому не нужна водка по 150 и вино по 140 рублей. В России самый дорогой алкоголь по сравнению с зарплатами. Я не предлагаю снизить цену на водку, я предлагаю повысить зарплаты хотя бы до уровня зарплат бастующих греков – 700 долларов». Такие высокие цены на алкоголь, по словам Дробиза, – причина процветания нелегального алкогольного рынка, который к 2014 году, по его подсчетам, вырастет с 65% до 77%. «Антиалкогольная реформа должна подкрепляться социально-экономическими преобразованиями», – уверен эксперт. Но проблема в том, что государство в своей борьбе с «зеленым змием» берет на себя, по словам исключительно фискальную функцию. «Москва собралась в 10 раз сократить количество мест продажи алкоголя, но это же абсурд, – считает эксперт. – Пусть попробуют, конечно, это даст определенный результат. Но мы теряем время, когда надо бы проводить политику по изменению структуры потребления алкоголя».

«Подросток пришел в магазин, и ему не продали водку, – привел В. Дробиз наглядный пример. – Желание выпить у него не пропало. Куда он пойдет? Он купит суррогат в подполье или наркотики, они везде продаются, даже в школах». Поэтому проблема, безусловно, гораздо шире и глубже. И одними запретительно-ограничительными методами отделаться не получится.

Дробиз указал и на пробел в законодательстве: «Для молодежи действует запрет на продажу алкоголя. Но почему тогда нет запрета на потребление?». Одна из мер, предложенных экспертом — введение уголовной ответственности для продавцов алкоголя. Продал водку подростку — сел в тюрьму. Да, это «фискальная» (и даже «крамольная», по словам Дробиза) мера, но необходимая, уверен эксперт. Что же касается повышения возраста, с которого можно продавать алкоголь, до 21 года, так это общемировая практика. В Америке, к примеру, такой ценз введен очень давно и стал нормой. Без удостоверения личности алкоголь не продадут никому, кто выглядит «сомнительно». Хотя от алкоголизации это не спасает. Дробиз рассказал, что пик потребления алкоголя молодежью США – от 18 до 21 года. В 18 лет молодые люди по традиции уезжают в другой город учиться в колледже и… «отрываться». И это с полного согласия и одобрения родителей, потому что — многолетняя традиция.

Что же в сухом остатке? Понимая необходимости бороться с «национальным запоем», чиновники идут самым простым и даже топорным путем — пишут, обсуждают и принимают законы. Это, по словам Дробиза, не требует даже копеечных затрат и является отличным и безотказным поводом для пиара. Кроме того, под прикрытием «антиалкогольных мер» государство скрывает рост алкогольных монополий. То есть, ни о каком снижении количества продаваемого алкоголя речи не идет. Принимаемые меры — крайне однобоки и действуют только на сознательных граждан. Комплексности подхода тоже нет. Чиновники обсуждают, запрет продажи пива после 22 часов, а по телевизору как раз в это время начинается его реклама. Чиновники хотят повысить возрастной ценз до 21 года, когда по всем телеканалам мы видим молодежь явно моложе 21 года в подпитии. Чиновники хотят с помощью повышения цены снизить количество продаж, забывая о бедных жителях сел, которым ничего не останется, кроме как варить самогон, что они делали, делают и будут делать. В общем, все как всегда. Вдобавок ко всему, с 23 июля чиновники запретят электронным СМИ рекламу любого алкоголя. Действие на аудиторию этих СМИ, конечно, будет. Но посетители электронных СМИ — явно не жители деревень и сел…

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version