Православный портал о благотворительности

Началась всероссийская проверка системы опеки. Причина – детей разлучают с родителями в случаях, когда этого можно избежать

Как обследуют и меняют систему профилактики социального сиротства, «Милосердию.ru» рассказал Алексей Газарян, руководитель аппарата уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка

Систему профилактики социального сиротства проверят по всей России – решение об этом было принято по предложению детского омбудсмена. На встрече с президентом 31 мая 2024 г. Мария Львова-Белова говорила о том, что нередко вместо помощи семье эта система ее атакует, направляя государственные ресурсы на содержание детей в учреждениях и не помогая вернуться в родной дом.

Например, у многодетной семьи отбирают детей, потому что в доме сломана печь, ее ремонт стоит меньше 100 000 рублей, но в результате дети месяцами находятся в приюте и на это тратится больше миллиона. Глава государства одобрил предложение «вычистить авгиевы конюшни», исключив такие ситуации.

Проверка уже стартовала – в начале июня инспекцию провели в Чувашии, за ней последовали Забайкалье, Тува, Хакасия, Саратовская область. 1 июня 2025 года должен быть представлен итоговый доклад президенту. После этого начнется следующий этап – программные изменения.

Как проводится всероссийская инспекция, на что в связи с ней могут надеяться родители и к чему приготовиться чиновникам, «Милосердию.ru» рассказал Алексей Газарян, руководитель аппарата уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка.

Пять причин проверки

Алексей Газарян

Большинство учреждений для детей в трудной жизненной ситуации – это стационары. Их задача – обеспечение определенного объема койко-мест, койко-дней, вектор их работы не направлен на восстановление семейных связей. Такое положение в аппарате уполномоченного считают неприемлемым и намерены в корне изменить ситуацию.

Что конкретно проверяют во время всероссийской инспекции? Только органы опеки?

Речь не идет только о выявлении недостатков в работе опеки, задачи инспекции так понимать нельзя, подчеркивают в аппарате уполномоченного. Она касается всей системы профилактики социального сиротства.
У опеки в этой системе своя роль, на самом деле далеко не главная. Проверяющих интересует работа тех, кто отвечает за профилактику, поддержку семьи, ее защиту, своевременную помощь, за подготовку и предоставление необходимых мер, за развитие инфраструктуры учреждений для семей.
«Не нужно думать, что проблема только в органах опеки, – поясняет Алексей Газарян. – Они лишь один из субъектов системы профилактики, а заниматься этой профилактикой должна целая команда ведомств. Задача нашей инспекции – чтобы такие региональные команды разобрались, кто у них за что отвечает. И перестроили бы свою работу и координацию усилий так, чтобы семьи получали помощь своевременно. Чтобы семья в проблемной ситуации не боялась тех же органов опеки, не прятала от них свои трудности, а спокойно приходила за поддержкой, не боясь отобрания».

На сайте уполномоченного по правам ребенка сообщается, что проверять будут:
федеральную и региональную нормативно-правовую базу;
модель управления и финансирования в регионе;
кадровое обеспечение; систему показателей эффективности и мотивации;
деятельность ключевых уполномоченных органов практики помощи семьям;
сеть организаций для детей-сирот и иные социальные учреждения;
механизмы сотрудничества государства, социально ответственного бизнеса и НКО.

За 2,5 года работы в должности детского уполномоченного Мария Львова-Белова и ее подчиненные проверили сотни детских домов, домов ребенка, приютов, интернатов, просмотрели более 5000 личных дел детей. Выводы были неутешительными:  

1. Разлучение детей и родителей происходит в случаях, когда этого можно избежать, предложив семье альтернативные меры помощи.

2. Помощь семьям нередко сводится к профилактическим беседам, эффект от которых бывает обратным.

3. В регионах недостаточно развита система медико-социальной помощи родителям с зависимостями, в частности по причине слабого межведомственного взаимодействия и стереотипного отношения к проблеме.

4. Система оценки эффективности деятельности детских учреждений создает мотивацию у руководителей, ориентированную на содержание детей в учреждениях, а не на помощь в сохранении семьи или ее восстановлении.

5. Родители остаются порой без правовой поддержки и защиты в ситуациях, когда речь идет об ограничении или лишении родительских прав.

В некоторых регионах для директоров детских домов нормально, например, попросить провести рейд по семьям на Новый год, чтобы набрать нужное количество подопечных, или «придерживать» детей в учреждении на следующий квартал для нужных плановых показателей.

«Неясной оказывается логика действий, – считает Газарян. – Вот детей разлучили с матерью, объяснив это какими-то недопустимыми условиями их жизни. Получается, детей мы спасли – а маму оставляем в этих страшных, опасных для жизни условиях? Куда ей идти? Система может не замечать этого абсурда».

Эксперимент на 14 регионах

После выборочной проверки в 14 пилотных регионах был запущен проект «0–4», задача которого – предотвратить попадание из семей в дома ребенка самых маленьких детей.

Регионы, где осенью 2022 г. стартовал проект по профилактике социального сиротства среди детей до четырех лет

Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский край, Белгородская, Воронежская, Калининградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Тюменская области.

В этих регионах ввели ставки для специалистов, которые целенаправленно разбираются с каждым случаем: почему ребенок в учреждении, что за ситуация в его семье, можно ли что-то сделать, чтобы он вернулся к родителям, а если это невозможно – нашел другую семью?

Если есть человек, у которого решение этих вопросов входит в профессиональные обязанности, то ситуация развивается совершенно иначе.

Кроме этих мер принимались и другие, связанные с ранней помощью детям-инвалидам, протоколом сообщения диагноза. И, что очень важно, с реабилитацией родителей, у которых есть алкогольная зависимость. Алкогольный фактор так или иначе присутствует в 40–60% случаев отобрания детей из семьи. В регионах эту тему уже не замалчивают, но помощь таким родителям оказывают пока далеко не везде и не всегда.

За год в 14 пилотных регионах удалось примерно на 24% снизить количество маленьких детей, одномоментно находящихся в учреждениях разного типа.

Это средняя цифра по всем регионам – где-то она меньше, где-то результат еще лучше.

«И это не требует каких-то огромных бюджетов. По сравнению с теми суммами, которые страна тратит на обеспечение последствий социального сиротства, это очень скромные расходы», – говорит Алексей Газарян.

Стало понятно, что надо опыт надо распространить на всю страну. На встрече с президентом Мария Львова-Белова сформулировала задачи так: в 90-е беспризорных детей надо было забрать с улиц, в 2000-е их устраивали в приемные семьи. А теперь пришло время понять, как нужно действовать, чтобы дети оставались в родных семьях.

Как проходит инспекция?

Детский уполномоченный Мария Львова-Белова и ее подчиненные проверили сотни детских домов. Фото: пресс-служба аппарата уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка

Сперва проверяющие проделывают кабинетную работу с цифрами, статистикой, зонированием районов региона. Создается внутренняя карта, чтобы можно было показать губернатору, в каком районе у него какой процент детей, помещенных в учреждения. Анализируется местное законодательство, затраты – сколько средств выделяется на стационары, сколько на полустационары. Сколько в регионе учреждений, каких, какие в них специалисты.

Как местным НКО обратить внимание проверяющих на какие-то важные обстоятельства

– Можно написать на адрес obr@deti.gov.ru с пометкой «Всероссийская инспекция – просим обратить внимание». Все письма регистрируются и рассматриваются; с высокой вероятностью с вашим обращением, если оно по делу, ознакомится уполномоченный. Инспекция так или иначе будет проведена в каждом регионе, и по каждому региону мы соберем подробную информацию, – говорит Алексей Газарян.

После этого проверяющие выезжают на место. За несколько дней посещают множество учреждений, заседания КДН, встречаются со специалистами, чиновниками, родителями, просматривают большое количество личных дел детей. Приезд уполномоченного – момент, когда есть возможность показать главе региона общую картину с профилактикой сиротства на его территории, выделить сильные и слабые стороны, обратить внимание на важность этого вопроса. Задача – помочь губернатору и его команде, поэтому обязательная часть визита – встреча и с главой, и с правительством региона, с теми, кто отвечает за это направление. Все проблемы обсуждаются с ними открыто.

Это возможность для губернатора увидеть, как система работает в его регионе, что есть у других и что можно сделать с учетом опыта всей страны.

Как подготовиться к проверке и визиту уполномоченного региональным чиновникам профильных ведомств, специалистам, сотрудникам сиротских учреждений

– Можно для начала подписаться на Telegram-канал инспекции, читать и анализировать, о чем там идет речь, – поясняет Алексей Газарян. – Устроить самопроверку – задать себе вопросы: насколько моя работа отвечает задачам сохранения родной семьи для ребенка? Если речь идет о работе детского учреждения – все ли в ней соответствует его уставу и целям деятельности? Могу ли я про каждого подопечного ребенка сказать, что есть основания для того, чтобы он был разлучен с мамой или с отцом? Как я отношусь к возвращению детей в родные семьи, к тому, чтобы свести срок разлучения к минимуму? Что помогает, что мешает соотносить мою работу с этими идеями? Какие у меня представления о семьях в трудной жизненной ситуации? Готов ли я их осуждать – или стараться им помогать? Нужно оценить свои взгляды, убеждения, свою деятельность, функционал, знания о том, с кем и как взаимодействовать.
Наши проверки не становятся неожиданностью для регионов, о них узнают там заранее. Но дело в том, что в ожидании инспекции можно покрасить заборы, можно в ускоренном порядке вернуть в семьи каких-то детей. Но не получится в одночасье изменить сложившуюся систему, ее проблемы все равно будут замечены и оценены.
Поверьте, нет никакого удовольствия в том, чтобы приезжать и обнаруживать нарушения и ошибки в работе системы профилактики сиротства. Мы хотим собирать лучшие практики помощи детям и семьям в тяжелой ситуации. Естественно, мы не можем проходить мимо нарушений и недоработок в этой системе. Но главное – чтобы люди сами начали смотреть и думать, как изменить ее к лучшему, чтобы меняться начало сознание.

«Инспекция должна в прямом и переносном смысле дать новое государственное задание для учреждений, в основе которого – помощь семье, а не койко-места, – говорит Алексей Газарян. – Перед началом проверки мы составили свод мер помощи семьям – около 120 возможностей помощи, которую могут оказывать и государственные структуры, и НКО. Но по факту в арсенале государства для работы с семьей – беседы, угрозы, штрафы…  Во многих случаях это не приносит никакой пользы, а когда-то может иметь и обратный эффект.

Мы очень надеемся, что инспекция позволит нам получить достаточный объем живых свидетельств родителей, попадавших в такие ситуации».

В регионах уже работают группы интервьюеров, собирающих такую информацию.

«Дело не в том, чтобы вмешиваться в семью как можно быстрее, – говорит Газарян. – А в том, чтобы государственные службы и задействованные в профилактике НКО научились так взаимодействовать с семьей, чтобы она им доверяла, чтобы им не боялись задавать вопросы, получать то, в чем нуждаются.

Нужно научиться предлагать помощь вовремя, деликатно, с уважением. Хотя бы информировать семью, где мы видим явные трудности, о возможностях, которые у нее есть, о ее правах, что положено, что не положено».

Регионы будут рейтинговать по профилактике социального сиротства

«По факту семья очень часто еще не поставлена на первое место, работающие в системе профилактики люди так не мыслят, – говорит Алексей Газарян. – Не понимают, что такое приоритет родной семьи, как им руководствоваться. Не видят ничего особенного в отобрании детей из семьи.

Директора сиротских учреждений ничего не знают о семьях своих воспитанников, забывают, что в число их задач входит восстановление родственных связей. Думаю, к концу инспекции мы соберем уже целый «музей», коллекцию абсурдных по своей сути практик.

И мы видим, что, когда главы регионов вникают в эти вопросы, когда им рассказывают на «управленческом» языке, как это устроено, многие реагируют на это, берут на себя обязательства, по своей инициативе проводят совещания, выделяют ресурсы, и т.д. Они понимают, насколько это важно. Возникает политическая, управленческая воля, направленная на изменение ситуации.

Нас радует, что после наших визитов представители регионов начинают ездить друг к другу, перенимают лучший опыт. А в каких-то случаях губернаторы сами просят приехать к ним и помочь разобраться в их ситуации с системой профилактики и помощи детям. И это очень правильный подход.

Ведь социальное сиротство – это и удар по демографии региона, и потеря его имиджа. И это экономический ущерб, неэффективное, по сути, расходование на поддержание стационаров крупных средств, которые могли бы пойти на помощь нуждающимся семьям.

Так что наша задача – не просто проехать по всем регионам и найти там какие-то нарушения. Каждый регион получит план необходимых изменений на основе того, что мы там увидим, но это только первый этап.

После того как будет проведена инспекция по всей стране и обобщены ее результаты, работа продолжится. Будет выпущен рейтинг регионов по профилактике социального сиротства, сейчас готовим для него методику. Он даст каждому руководителю возможность понимать, как у него обстоят дела, что необходимо исправить и т.д.

Миссия института уполномоченных – конструктивная. И наша инспекция не карательная, это история про честный разговор, про современные решения в интересах семьи».

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version