Систему профилактики социального сиротства проверят по всей России – решение об этом было принято по предложению детского омбудсмена. На встрече с президентом 31 мая 2024 г. Мария Львова-Белова говорила о том, что нередко вместо помощи семье эта система ее атакует, направляя государственные ресурсы на содержание детей в учреждениях и не помогая вернуться в родной дом.
Например, у многодетной семьи отбирают детей, потому что в доме сломана печь, ее ремонт стоит меньше 100 000 рублей, но в результате дети месяцами находятся в приюте и на это тратится больше миллиона. Глава государства одобрил предложение «вычистить авгиевы конюшни», исключив такие ситуации.
Проверка уже стартовала – в начале июня инспекцию провели в Чувашии, за ней последовали Забайкалье, Тува, Хакасия, Саратовская область. 1 июня 2025 года должен быть представлен итоговый доклад президенту. После этого начнется следующий этап – программные изменения.
Как проводится всероссийская инспекция, на что в связи с ней могут надеяться родители и к чему приготовиться чиновникам, «Милосердию.ru» рассказал Алексей Газарян, руководитель аппарата уполномоченного при президенте Российской Федерации по правам ребенка.
Пять причин проверки
Большинство учреждений для детей в трудной жизненной ситуации – это стационары. Их задача – обеспечение определенного объема койко-мест, койко-дней, вектор их работы не направлен на восстановление семейных связей. Такое положение в аппарате уполномоченного считают неприемлемым и намерены в корне изменить ситуацию.
Речь не идет только о выявлении недостатков в работе опеки, задачи инспекции так понимать нельзя, подчеркивают в аппарате уполномоченного. Она касается всей системы профилактики социального сиротства.
У опеки в этой системе своя роль, на самом деле далеко не главная. Проверяющих интересует работа тех, кто отвечает за профилактику, поддержку семьи, ее защиту, своевременную помощь, за подготовку и предоставление необходимых мер, за развитие инфраструктуры учреждений для семей.
«Не нужно думать, что проблема только в органах опеки, – поясняет Алексей Газарян. – Они лишь один из субъектов системы профилактики, а заниматься этой профилактикой должна целая команда ведомств. Задача нашей инспекции – чтобы такие региональные команды разобрались, кто у них за что отвечает. И перестроили бы свою работу и координацию усилий так, чтобы семьи получали помощь своевременно. Чтобы семья в проблемной ситуации не боялась тех же органов опеки, не прятала от них свои трудности, а спокойно приходила за поддержкой, не боясь отобрания».
На сайте уполномоченного по правам ребенка сообщается, что проверять будут:
федеральную и региональную нормативно-правовую базу;
модель управления и финансирования в регионе;
кадровое обеспечение; систему показателей эффективности и мотивации;
деятельность ключевых уполномоченных органов практики помощи семьям;
сеть организаций для детей-сирот и иные социальные учреждения;
механизмы сотрудничества государства, социально ответственного бизнеса и НКО.
За 2,5 года работы в должности детского уполномоченного Мария Львова-Белова и ее подчиненные проверили сотни детских домов, домов ребенка, приютов, интернатов, просмотрели более 5000 личных дел детей. Выводы были неутешительными:
1. Разлучение детей и родителей происходит в случаях, когда этого можно избежать, предложив семье альтернативные меры помощи.
2. Помощь семьям нередко сводится к профилактическим беседам, эффект от которых бывает обратным.
3. В регионах недостаточно развита система медико-социальной помощи родителям с зависимостями, в частности по причине слабого межведомственного взаимодействия и стереотипного отношения к проблеме.
4. Система оценки эффективности деятельности детских учреждений создает мотивацию у руководителей, ориентированную на содержание детей в учреждениях, а не на помощь в сохранении семьи или ее восстановлении.
5. Родители остаются порой без правовой поддержки и защиты в ситуациях, когда речь идет об ограничении или лишении родительских прав.
В некоторых регионах для директоров детских домов нормально, например, попросить провести рейд по семьям на Новый год, чтобы набрать нужное количество подопечных, или «придерживать» детей в учреждении на следующий квартал для нужных плановых показателей.
«Неясной оказывается логика действий, – считает Газарян. – Вот детей разлучили с матерью, объяснив это какими-то недопустимыми условиями их жизни. Получается, детей мы спасли – а маму оставляем в этих страшных, опасных для жизни условиях? Куда ей идти? Система может не замечать этого абсурда».
Эксперимент на 14 регионах
После выборочной проверки в 14 пилотных регионах был запущен проект «0–4», задача которого – предотвратить попадание из семей в дома ребенка самых маленьких детей.
Краснодарский, Пермский, Приморский, Ставропольский край, Белгородская, Воронежская, Калининградская, Московская, Нижегородская, Новосибирская, Пензенская, Рязанская, Тульская, Тюменская области.
В этих регионах ввели ставки для специалистов, которые целенаправленно разбираются с каждым случаем: почему ребенок в учреждении, что за ситуация в его семье, можно ли что-то сделать, чтобы он вернулся к родителям, а если это невозможно – нашел другую семью?
Если есть человек, у которого решение этих вопросов входит в профессиональные обязанности, то ситуация развивается совершенно иначе.
Кроме этих мер принимались и другие, связанные с ранней помощью детям-инвалидам, протоколом сообщения диагноза. И, что очень важно, с реабилитацией родителей, у которых есть алкогольная зависимость. Алкогольный фактор так или иначе присутствует в 40–60% случаев отобрания детей из семьи. В регионах эту тему уже не замалчивают, но помощь таким родителям оказывают пока далеко не везде и не всегда.
За год в 14 пилотных регионах удалось примерно на 24% снизить количество маленьких детей, одномоментно находящихся в учреждениях разного типа.
Это средняя цифра по всем регионам – где-то она меньше, где-то результат еще лучше.
«И это не требует каких-то огромных бюджетов. По сравнению с теми суммами, которые страна тратит на обеспечение последствий социального сиротства, это очень скромные расходы», – говорит Алексей Газарян.
Стало понятно, что надо опыт надо распространить на всю страну. На встрече с президентом Мария Львова-Белова сформулировала задачи так: в 90-е беспризорных детей надо было забрать с улиц, в 2000-е их устраивали в приемные семьи. А теперь пришло время понять, как нужно действовать, чтобы дети оставались в родных семьях.
Как проходит инспекция?
Сперва проверяющие проделывают кабинетную работу с цифрами, статистикой, зонированием районов региона. Создается внутренняя карта, чтобы можно было показать губернатору, в каком районе у него какой процент детей, помещенных в учреждения. Анализируется местное законодательство, затраты – сколько средств выделяется на стационары, сколько на полустационары. Сколько в регионе учреждений, каких, какие в них специалисты.
– Можно написать на адрес obr@deti.gov.ru с пометкой «Всероссийская инспекция – просим обратить внимание». Все письма регистрируются и рассматриваются; с высокой вероятностью с вашим обращением, если оно по делу, ознакомится уполномоченный. Инспекция так или иначе будет проведена в каждом регионе, и по каждому региону мы соберем подробную информацию, – говорит Алексей Газарян.
После этого проверяющие выезжают на место. За несколько дней посещают множество учреждений, заседания КДН, встречаются со специалистами, чиновниками, родителями, просматривают большое количество личных дел детей. Приезд уполномоченного – момент, когда есть возможность показать главе региона общую картину с профилактикой сиротства на его территории, выделить сильные и слабые стороны, обратить внимание на важность этого вопроса. Задача – помочь губернатору и его команде, поэтому обязательная часть визита – встреча и с главой, и с правительством региона, с теми, кто отвечает за это направление. Все проблемы обсуждаются с ними открыто.
Это возможность для губернатора увидеть, как система работает в его регионе, что есть у других и что можно сделать с учетом опыта всей страны.
– Можно для начала подписаться на Telegram-канал инспекции, читать и анализировать, о чем там идет речь, – поясняет Алексей Газарян. – Устроить самопроверку – задать себе вопросы: насколько моя работа отвечает задачам сохранения родной семьи для ребенка? Если речь идет о работе детского учреждения – все ли в ней соответствует его уставу и целям деятельности? Могу ли я про каждого подопечного ребенка сказать, что есть основания для того, чтобы он был разлучен с мамой или с отцом? Как я отношусь к возвращению детей в родные семьи, к тому, чтобы свести срок разлучения к минимуму? Что помогает, что мешает соотносить мою работу с этими идеями? Какие у меня представления о семьях в трудной жизненной ситуации? Готов ли я их осуждать – или стараться им помогать? Нужно оценить свои взгляды, убеждения, свою деятельность, функционал, знания о том, с кем и как взаимодействовать.
Наши проверки не становятся неожиданностью для регионов, о них узнают там заранее. Но дело в том, что в ожидании инспекции можно покрасить заборы, можно в ускоренном порядке вернуть в семьи каких-то детей. Но не получится в одночасье изменить сложившуюся систему, ее проблемы все равно будут замечены и оценены.
Поверьте, нет никакого удовольствия в том, чтобы приезжать и обнаруживать нарушения и ошибки в работе системы профилактики сиротства. Мы хотим собирать лучшие практики помощи детям и семьям в тяжелой ситуации. Естественно, мы не можем проходить мимо нарушений и недоработок в этой системе. Но главное – чтобы люди сами начали смотреть и думать, как изменить ее к лучшему, чтобы меняться начало сознание.
«Инспекция должна в прямом и переносном смысле дать новое государственное задание для учреждений, в основе которого – помощь семье, а не койко-места, – говорит Алексей Газарян. – Перед началом проверки мы составили свод мер помощи семьям – около 120 возможностей помощи, которую могут оказывать и государственные структуры, и НКО. Но по факту в арсенале государства для работы с семьей – беседы, угрозы, штрафы… Во многих случаях это не приносит никакой пользы, а когда-то может иметь и обратный эффект.
Мы очень надеемся, что инспекция позволит нам получить достаточный объем живых свидетельств родителей, попадавших в такие ситуации».
В регионах уже работают группы интервьюеров, собирающих такую информацию.
«Дело не в том, чтобы вмешиваться в семью как можно быстрее, – говорит Газарян. – А в том, чтобы государственные службы и задействованные в профилактике НКО научились так взаимодействовать с семьей, чтобы она им доверяла, чтобы им не боялись задавать вопросы, получать то, в чем нуждаются.
Нужно научиться предлагать помощь вовремя, деликатно, с уважением. Хотя бы информировать семью, где мы видим явные трудности, о возможностях, которые у нее есть, о ее правах, что положено, что не положено».
Регионы будут рейтинговать по профилактике социального сиротства
«По факту семья очень часто еще не поставлена на первое место, работающие в системе профилактики люди так не мыслят, – говорит Алексей Газарян. – Не понимают, что такое приоритет родной семьи, как им руководствоваться. Не видят ничего особенного в отобрании детей из семьи.
Директора сиротских учреждений ничего не знают о семьях своих воспитанников, забывают, что в число их задач входит восстановление родственных связей. Думаю, к концу инспекции мы соберем уже целый «музей», коллекцию абсурдных по своей сути практик.
И мы видим, что, когда главы регионов вникают в эти вопросы, когда им рассказывают на «управленческом» языке, как это устроено, многие реагируют на это, берут на себя обязательства, по своей инициативе проводят совещания, выделяют ресурсы, и т.д. Они понимают, насколько это важно. Возникает политическая, управленческая воля, направленная на изменение ситуации.
Нас радует, что после наших визитов представители регионов начинают ездить друг к другу, перенимают лучший опыт. А в каких-то случаях губернаторы сами просят приехать к ним и помочь разобраться в их ситуации с системой профилактики и помощи детям. И это очень правильный подход.
Ведь социальное сиротство – это и удар по демографии региона, и потеря его имиджа. И это экономический ущерб, неэффективное, по сути, расходование на поддержание стационаров крупных средств, которые могли бы пойти на помощь нуждающимся семьям.
Так что наша задача – не просто проехать по всем регионам и найти там какие-то нарушения. Каждый регион получит план необходимых изменений на основе того, что мы там увидим, но это только первый этап.
После того как будет проведена инспекция по всей стране и обобщены ее результаты, работа продолжится. Будет выпущен рейтинг регионов по профилактике социального сиротства, сейчас готовим для него методику. Он даст каждому руководителю возможность понимать, как у него обстоят дела, что необходимо исправить и т.д.
Миссия института уполномоченных – конструктивная. И наша инспекция не карательная, это история про честный разговор, про современные решения в интересах семьи».
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА