Страстная седмица представляет собой древний пасхальный пост, выросший из поста Крестной Пасхи. Первые христиане праздновали не Воскресную Пасху, как мы, а Крестную; этот день теперь называется Страстной Пятницей.
Один из святых отцов III века говорит, что Воскресение мы и так празднуем каждую неделю, а вот Крестную Пасху, воспоминание Страстей Христовых, только один раз в году.
Были даже бурные споры по этому вопросу, и только на Первом вселенском соборе, в 326 году, был установлен единый для всех день празднования Пасхи – Светлое Христово Воскресение.
Еще один чин прощения
Объясняет Илья Красовицкий, старший преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ:
– А как праздновалась Крестная Пасха? Она отмечалась очень строгим постом, и из этого поста выросла вся Страстная седмица.
Это означает, что пост Страстной седмицы отделен от Великого поста и по смыслу, и по богослужебному строю. Обычно говорят, что Великий пост заканчивается в пятницу перед Лазаревой субботой, но можно считать и по-другому: что Великий пост заканчивается в Страстную среду, так как великопостное богослужение продолжается в обычном порядке до Страстной среды, а вечером в этот день совершается чин прощения. Такой же точно, как и в Прощеное воскресенье.
Это чин прощения именно за Святую четыредесятницу. Верующие также обращаются друг к другу со словами простить им все обиды, которые совершены были Великим постом, да и за все время.
Таким образом, Страстная среда является последним днем Великого поста. Именно поэтому можно считать, что пасхальный пост – Страстная седмица – начинается только со Страстного четверга.
Евангельские темы
Илья Красовицкий:
– Но с какого бы дня ни начинали мы считать пост Страстной седмицы, с четверга или с понедельника, Страстная седмица – это нечто совершенно отдельное и особенное.
На Страстной седмице Евангелие читается почти на каждой службе суточного круга. Не только на больших: вечерня, утреня, литургия, но и на малых – на часах. Почему? В первую очередь потому, что
последние дни земной жизни Спасителя описаны гораздо подробнее, чем другие периоды Его жизни. По тексту четырех евангелистов можно проследить буквально каждый шаг Спасителя: все, что Он говорил, делал, куда ходил, с кем общался в последние дни.
И богослужение Страстной седмицы дает нам возможность провести эти дни как бы вместе с Ним, идя рядом, слушая Его слова. Таким образом евангельские чтения и распределены.
Попробуем разобраться, как Господь проводил Свои последние дни. Из евангельского текста очевидно, что в понедельник, вторник, среду и четверг Он проповедовал в Иерусалимском храме. Затем, когда солнце начинало клониться к закату, Он уходил за город вместе с учениками.
Господь выходил из города, шел полями, останавливался для отдыха и бесед с учениками. Утром Он возвращался обратно. Так продолжалось четыре дня.
Страстной понедельник, утро: «Бесплодная смоковница – это я, да вы»
Читается Евангелие о бесплодной смоковнице (Мф. 21: 18–43). Чуду о бесплодной смоковнице посвящено богослужение всего дня. Господь утром шел в Иерусалим на проповедь и недалеко от городской стены увидел это дерево. И не найдя на нем плодов, Он его проклял, а вечером того же дня, когда они возвращались той же дорогой, ученики увидели, что дерево совершенно сухое.
Это чтение о событиях, которые происходили в эти часы, но оно глубоко символично. По одному из толкований, этой бесплодной смоковнице уподобился еврейский народ, в котором Господь не нашел плодов, которые ожидал найти.
Но в более широком смысле, Божиим народом являются все верующие в Него. И найдет ли Господь в нас те плоды, которых ожидает? Этот вопрос ставится перед каждым слышащим эти слова.
Иоанн Кронштадтский говорит об этом чтении: «Бесплодная смоковница при дороге с одними листьями – это я, и вы. К нам с вами рано или поздно приходит Господь Иисус Христос, чтобы стать для нее хлебом жизни. И, увы, почти всегда находит в нас только заботы о житейском – одни листья; плодов же веры, попечения о спасении душ наших нет как нет».
Страстной понедельник, вечер: «Не ужасайтесь, ибо надлежит тому быть»
Читается отрывок о событии, происходившем за городом, на склоне Елеонской горы, – беседа Господа с учениками (Мф. 24:3–35) о судьбах и конце этого мира.
Как известно, Елеонская гора расположена напротив древнего Иерусалима и с нее открывался изумительный вид на Иерусалимский храм. Ученики сидели на склоне, смотрели на город, и Господь, указав им на храм, сказал, что очень скоро от этого здания не останется камня на камне. Тогда это было трудно представить, потому что храм был только недавно отстроен царем Иродом.
Господь говорил ученикам о том, что ждет наш мир. Такая эсхатологическая тема для Страстной седмицы чрезвычайно важна. Она проходит через все дни Страстной седмицы. Почему?
Потому что перед Своим отшествием Господь хотел, чтобы ученики и те, кому они передадут Его слова, все христиане – «не ужасались» тому, что ждет наш мир, не удивлялись оскудению любви в нем и преступлениям его, но, как предупрежденные, бодрствовали и сами оставались верными.
Он неоднократно предупреждает в эти дни о событиях Своего второго пришествия, поэтому всю Страстную седмицу поются песнопения, связанные со вторым пришествием Господа.
Тропарь «Се Жених грядет в полуночи» поется три первых дня. Можно сказать, что евангельское чтение понедельника вечера задает эту тему на всю Страстную седмицу.