Православный портал о благотворительности

На воле православных заключенных ждут в храме и в мастерской

Как говорят наши мальчики, тюрьма – это маленький макет России. Там все есть, и добропорядочные люди, и всякие разные. Особенно это хорошо видно, когда идешь крестным ходом по баракам. Там и ссорятся, и в карты играют – все, как на Руси великой. Но мне оказывается столько внимания, терпения, уважения! Я иду туда, как домой

Валентина Павловна Осипова, или матушка Валентина, семнадцатый год несет послушание в церкви св.Серафима Саровского в мужской колонии строгого режима пос. Форносово под Петербургом. Так ей завещал владыка Иоанн (Снычев), который после первого ее визита в тюрьму напутствовал: «Послужи в том месте и в том звании, в каком тебя призвал Господь!» Вот что рассказывает матушка Валентина о трудностях и радостях своего послушания.

– Послушание мое неслучайно, оно пришло ко мне по молитвам моей двоюродной бабушки Елены. Ей сейчас 96 лет, монахиня. Она с детства была при Церкви. Потом родителей репрессировали, семья жила в Архангельской области, все они работали на сплаве леса. До самого преклонного возраста она служила при храме. Когда началась война, бабушка говорила, что мы победим Германию. Когда ее спрашивали, откуда она знает, она отвечала: «Из Библии, мои ясные!»
Бабушка родилась 1 августа, в день Серафима Саровского, – вот совпадение,- престольный праздник в Форносово, и день рождения моей бабушки! Сейчас она старенькая, Господь бережет ее, она помогает мне в моем послушании.

– Как начиналась ваша деятельность в храме?
– Я закончила Институт культуры и моя жизнь была связана с совсем другими делами. Но я посещала катехизаторские беседы в обществе св. Игнатия Брянчанинова и однажды мне предложили там посетить колонию. Не скрою, прежде чем переступить тюремный порог, мне пришлось преодолеть некоторое препятствие в моей душе. Была тогда церковь Анастасии Узорешительницы в СИЗО в Горелово, а позднее начали переводить заключенных из Горелово в Форносово. Они и задумали строить церковь. Это был 1993 год. Как было трудно! Ничего, никаких материалов, ни опыта не было, место было найти непросто. Дали нам половину запущенного барака, где местные жители все украли – двери, оконные проемы. Всюду были зловонные крысиные тушки. Но Господь поругаем не бывает. Все это мы вычистили, превратили в храм. У нас были только тележки, на них все перевозили. В одной комнате стояли двухэтажные кровати, тут же причащали, и служили, и трапезничали. Сейчас мы эти лучшие годы своей жизни вспоминаем с необычайной теплотой. У нас была цель. Мы знали, что нам нужно идти к Богу. И что Господь нас в этом поможет. Когда настала пора решать, каким именем называть храм, я поехала в Дивеево. Решили назвать именем батюшки Серафима. Каких только бед не случалось! И пожары, и бытовые неприятности. Теперь все как-то образовалось.


– Как проходит приходская жизнь храма сейчас?
– Окормляет нас церковь Николая Чудотворца в Колпино. Настоятель нашего храма о. Александр Селиванов. Община состоит из 35 – 40 человек. Это те, кто регулярно причащаются.
Братья молятся в 4.30 утра, далее в 11 утра читается акафист преподобному Серафиму Саровскому. Потом вычитывается Псалтирь. Мы сами поем литургию. Службы у нас регулярные. Начинал хор наш брат Сергий, в иночестве Симеон, ныне покойный. Среди наших друзей есть и монах Давид, также бывший заключенный, который после десятилетнего срока был послушником в Оптиной пустыни, а затем последовал на Афон и стал келейником старца Рафаила.
Очень трудно сочетать труд и молитву – это требует особого усилия, времени. А ведь все те, кто участвует в службе, еще и трудится. У нас при храме есть мастерская, где мы делаем иконки.

– Заключенные в Форносово – кто они?
– Это мужская колония строгого режима. Как правило, здесь находятся люди с большими сроками, с серьезными провинностями – грабежи, убийства. Очень много наркоманов. Общее количество заключенных 1500. Из них треть со СПИДом.
Был один такой Славочка, в совокупности он отсидел 44 года. Недавно он скончался, и провожало его все подворье Оптиной пустыни, где он проводил последние свои дни. Страшные жизненные истории. Но как лица этих людей преображаются, когда они приходят в храм! Поэтому теперь всем нам остается молиться за то прошлое, которое сделало нас настоящими.
Как говорят наши мальчики, тюрьма – это маленький макет России. Там все есть, и добропорядочные люди, и всякие разные. Особенно это хорошо видно, когда идешь крестным ходом по баракам. Там и ссорятся, и в карты играют – все, как на Руси великой.


– Было ли вам страшно находиться среди героев тех кровавых историй, которые вы узнавали?
– Никогда. Все зависит от того, что ты сам хочешь вложить в то дело, которое делаешь. Мне оказывается столько внимания, терпения, уважения! Я иду туда, как домой. Они меня и накормят, и доброе слово скажут, переживают, если попадаю в неприятную ситуацию. Я ценю эту доброту и сердечность и сама не могу по-иному относиться.


– Выходя на свободу, бывшие заключенные наверняка продолжают испытывать необходимость в вашей помощи…
– Конечно, ребята понимают, как трудно жить, выйдя на свободу из заключения, где провел десять, а то и двадцать лет жизни. Зачастую свобода оказывается не свободой, а новым заточением. Но Господь вразумил собраться их в новом храме «Всех скорбящих радость». Он находится в центре Петербурга, на Фонтанке, 193, в подвальном помещении. Когда мы туда пришли, это был самый обычный питерский подвал, полный нечистот. Но вскоре по молитвам батюшки Серафима он превратился в прекрасную обитель, теперь уже похожую на монастырскую, где мы имеем радость молиться четыре раза в день.
В этом году нам исполняется пять лет. Как полно течет наша жизнь! Трудимся и молимся. Наша работа – это резьба по дереву. Из ценных пород дерева мы изготавливаем кресты запрестольные, кресты служебные, кресты для Голгофы. Еще мастерим серебряные колечки с тисненой надписью «спаси и сохрани». Здесь же, на Фонтанке размещается и реабилитационный центр, куда мы можем принять по выходе на свободу небольшое количество человек – но только тех, кто прошел верную школу православного бытия в колонии строго режима в Форносово.


Общественная организация «Всех скорбящих Радость» расположена по адресу 190121, СПб, набережная р.Фонтанки, 193. Занимается реабилитацией лиц находящихся в местах лишения свободы и освободившихся из заключения, производством церковной утвари – иконы (400 наименований), серебро, резьба. Продукция сбывается оптом по церквям. Телефон – и реабцентра и склада: (812)312-0667.
Трудовая реабилитация освобождающихся заключенных – тема исключительно важная, поэтому в будущем мы планируем сделать отдельный материал об ОО «Всех скорбящих Радость»


И напоследок знаете, что мне хотелось бы сказать тем, кого грехи привели в место лишения свободы? В первую очередь я обращаюсь к Форносовским прихожанам. Нужно неустанно благодарить Бога за то, что есть храмы – в тюрьме и на воле. И помнить, как тщательно следует хранить доверие Господа. Можно сто раз упасть, но важно на сто первый подняться. Дай нам Бог силы верно служить Ему там, куда Он нас поставил!

Спрашивала Жанна СИЗОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version