Депутаты Госдумы в минувшую пятницу приняли во втором чтении законопроект о бюджете на 2012–2014 годы. Несмотря на заявления властей о том, что главный финансовый документ страны получился социально ориентированным, траты на «оборонку» в нем существенно увеличены в ущерб расходам на медицину, образование и сферу ЖКХ. Эксперты иронизируют, что в следующем году государство готовится не к кризису, а к войне. В заключительном третьем чтении спорный документ примут на этой неделе, а потому надежд на то, что в бюджет будут внесены существенные изменения, не остается.
Всего лишь слова
Председатель Государственной думы Борис Грызлов, общаясь с журналистами после голосования по бюджету во втором чтении, назвал документ «бюджетом развития», а также подчеркнул, что «все законодательно установленные социальные обязательства перед гражданами подкреплены финансами, а значит, должны быть выполнены». За две недели до парламентских выборов странно было бы слышать от одного из руководителей партии власти что-либо иное.
Если не вдаваться в детали – а на федеральных телеканалах, откуда подавляющее большинство россиян узнает о происходящем в стране, этого, как правило, не делают, – может показаться, что Грызлов говорит правду. Его слова звучат убедительно. «Безусловными приоритетами остаются здравоохранение и образование. На эти цели будет направлено соответственно более 500 и 600 млрд рублей, – сказал спикер Думы. – За счет этих средств, в частности, планируется обновить материально-техническую базу больниц и поликлиник, повысить стандарты оказания медицинской помощи, повысить зарплату учителям. Предусмотрены средства на выплату «подъемных» сельским медикам и на льготную ипотеку для учителей». По словам Грызлова, все государственные пособия, включая стипендии, будут проиндексированы, пенсионеры дважды получат прибавку – 1 февраля и 1 апреля, а средний размер трудовой пенсии в 2012 году превысит 9 тыс. рублей.
Однако картина кажется радужной лишь на первый взгляд. В целом расходы бюджета в будущем году составят 12,5 трлн рублей. На этом фоне говорить о цифре в полтриллиона рублей как о приоритетной статье – просто нелепо. В трехлетней перспективе пик социальных расходов придется на 2012 год, когда страна будет выбирать президентом России действующего премьер-министра. После этого и без того не щедрые траты на социальный сектор будут урезаны. За три года доля расходов на образование снизится с 5,1% до 3,4% от всех расходов федерального бюджета. Траты на здравоохранение уменьшатся с 4,6% в 2011 году до 3,2% в 2014 году. Тяжелее других придется сфере ЖКХ: здесь за три года расходы урежут в четыре раза – с 2,1% до 0,5%. Все это приведет к значительному снижению уровня жизни для большого числа россиян.
Армия превыше всего
Примечательно, что в ходе телевизионных диалогов с нацией первые лица государства говорят и об образовании, и о здравоохранении, и о ЖКХ как о стратегических сферах. Они прекрасно осведомлены, в каком состоянии находится и первое, и второе, и третье. Однако когда доходит до дела, деньги в Кремле и Белом доме предпочитают тратить на другое. Выходит, что самое важное в России – это армия. Как следует из проекта бюджета, именно инвестиции в национальную безопасность и оборону составят львиную долю расходов. Причем эти траты будут год от года расти. За три года дотации на оборону вырастут с 13,9% до 18,8%, а на национальную безопасность и правоохранительную деятельность – с 11,3% до 14,2%. В общей сложности к 2014 году треть всех расходов российского бюджета будет связана с этой сферой. По словам специалистов, такие траты могут позволить себе только страны, которые готовятся к войне.
На что именно будут потрачены «оборонные» деньги, рассказал Борис Грызлов. «Значительные суммы будут выделены на перевооружение армии и флота. Военные заводы получат заказы, значит у оборонщиков будет стабильная работа и зарплата», – сказал председатель нижней палаты. По его словам, денежное довольствие военнослужащих Минобороны, внутренних войск и сотрудников МВД вырастет более чем вдвое, в среднем в полтора раза увеличатся пенсии военных пенсионеров. В ближайшие два года все очередники в Вооруженных силах и внутренних войсках МВД России получат постоянное жилье, отметил он.
При этом увеличение оборонных расходов – не вынужденный шаг, а предмет особой гордости властей. «Мы добьемся того, чтобы профессия офицера стала одной из наиболее престижных в нашей стране, – сказал журналистам после голосования по бюджету председатель думского Комитета по труду и социальной политике Андрей Исаев. – Надеюсь, что девушки вновь будут охотиться за выпускниками военных училищ». Очевидно, более важных задач, чем обеспечение девушек женихами в погонах, у государства нет.
Принципиальная позиция
Напомним, что именно противоречия по поводу военных расходов стали причиной открытого конфликта главы государства и министра финансов Алексея Кудрина, в результате которого последний лишился своего поста. Глава финансового ведомства выступал против миллиардных вливаний в оборонный комплекс: на это в нашей стране элементарно нет денег, говорил он. Президент с ним не согласился: для России большие затраты на оборону неизбежны. «Мы не можем обойтись без расходов на оборону, причем расходов, достойных Российской Федерации – очень крупной страны, обладающей ядерным оружием, – заявил президент в конце сентября. – Поэтому, как это ни печально для бюджета, у нас всегда будут очень высокие расходы на поддержание обороны и безопасности. В этом наша миссия и наша судьба». Так что данный акцент бюджета на 2012–2014 годы является принципиальной позицией главы государства.
Для создания в информационном поле перевеса в свою пользу сторонники увеличения армейских дотаций пустили в ход тяжелую артиллерию в виде начальника Генштаба Вооруженных сил РФ генерала Николая Макарова. На минувшей неделе он рассказывал в Общественной палате о ходе военной реформе. Смысл его выступления сводился к плачевному состоянию российской армии на фоне растущей внешней угрозы. В какой-то момент в речи генерала прозвучали слова о реальной опасности начала ядерной войны (!) на границах России. «Возможность локальных вооруженных конфликтов практически по всему периметру границы резко увеличилась. При определенных условиях я не исключаю, что локальные и региональные вооруженные конфликты могут перерасти в крупномасштабную войну, в том числе с применением ядерного оружия», – сказал Макаров. В такой ситуации не дать денег армии на модернизацию вооружений – это предательство национальных интересов.
- Между тем некоторые эксперты считают, что в сокращении социальных расходов нет ничего предосудительного. По словам директора Центра исследований постиндустриального общества Владислава Иноземцева, снижение финансирования социальной сферы объясняется несколькими обстоятельствами:
Даже если принять во внимание все перечисленные Иноземцевым факторы, сложно представить, что в социальных статьях остались бы лишние деньги, которые некуда больше девать, кроме как тратить на «оборонку».
Не дальше своего носа
Как бы то ни было, неудачный трехлетний бюджет – это еще не самая большая российская беда. Гораздо критичнее та недальновидность, с которой чиновники подходят к бюджетному планированию. Повысить выплаты – это самый легкий способ понравиться пенсионерам и военным накануне выборов. Но это не только не решает имеющиеся проблемы, но и создает новые.
Во-первых, такой дисбаланс обернется для россиян неприятными последствиями. Деньги, выделенные на армию, не берутся из воздуха. Как отмечалось выше, во имя повышения обороноспособности государству придется проредить бюджетную грядку в других сферах, из-за чего там образуется огромная дыра. От такого перераспределения средств вместе с остальными россиянами пострадают и военные, об интересах которых вроде бы заботятся в Минфине. Люди в погонах – это не пришельцы с Марса: их дети ходят в те же школы, их родители лечатся в тех же поликлиниках, их машины ездят по тем же дорогам.
Во-вторых, взятые на себя в период кризиса и накануне выборов социальные обязательства с каждым годом будет выполнять все сложнее и сложнее. А отказаться от них не получится: к какому всплеску социального напряжения приводят меры жесткой бюджетной экономии, все знают по событиям в Греции и других странах Евросоюза. Сейчас в бюджете хватает денег на трехкратное увеличение жалования военным. А что будет через пять, десять, пятнадцать лет?
В-третьих, несбалансированный рост зарплат и пенсий вызовет ускорение инфляции. Каким образом, власти будут справляться с этой напастью, они, видимо, еще не придумали. Создается впечатление, что увеличение выплат – это единственный доступный государству инструмент решения накопившихся вопросов. Естественно, население, которому платят, задает меньше вопросов. Но когда деньги кончатся, а вокруг все останется как есть, вопросов возникнет еще больше. Повышение зарплат нужно и важно, но без развития социальной инфраструктуры и решения других системных проблем вытащить страну на новый уровень развития не удастся. Все деньги будут улетать в трубу.
В-четвертых, спасая тех, кому непросто, государство фактически топит тех, кто мог бы вытянуть на себе весь этот воз с пенсионерами и военными. Численность работающего населения и так сокращается, поэтому ему все сложнее «спонсировать» выполнение социальных программ. Но власти не нашли ничего лучше, как обложить средний класс еще более высокими налогами. По словам министра экономического развития РФ Эльвиры Набиуллиной, с будущего года в Россию может вернуться налог с продаж. И это уже не случай обычной недальновидности: повышение налогового бремени – это цена, которую бизнес вынужден заплатить за шаги тандема, направленные на увеличение собственной популярности.
Наконец, в-пятых, наблюдатели встревожены тем, что в бюджете не учитывается возможность второй волны кризиса. Если она придет, главной задачей станет стимулирование роста экономики. А структура бюджетных расходов не позволит сделать это: российский экономический корабль имеет крен в сторону непродуктивных расходов (оборонный комплекс, рост пенсий), а чтобы выжить в шторм, нужно большую часть средств вкладывать в поддержку предпринимательства, образование и медицину. В целом эксперты Минфина, занимавшиеся бюджетным планированием, склонны верить в лучшее. Сверстанный ими бюджет полон оптимистичных прогнозов: по их мнению, в 2012–2014 годах рост инфляции будет неуклонно замедляться, дефицит бюджета сократится, а зависимость государства от нефтегазовых доходов снизится. Однако как быть, если события будут развиваться по другому сценарию?
Когда в дискуссии начинают звучать громкие слова об интересах национальной безопасности, все прочие интересы отходят на второй план. Безусловно, в России должна быть профессиональная, хорошо вооруженная и обмундированная армия. Однако не следует забывать, что здоровые и образованные люди значат для национальной безопасности ничуть не меньше, чем танки, самолеты и войсковые командиры.
Антон Меснянко