В Севастополе, в роддоме №1, действует храм иконы Божией Матери «Блаженное чрево». Там служит священник-врач. Ему не сразу удалось добиться у священноначалия благословения на открытие храма, потому что в роддоме действовал – и до сих пор действует! – абортарий. Мы встретились с иереем Вячеславом КУЛАГИНЫМ, который рассказал, как храм все-таки был устроен и как вообще священнику следует нести свое служение в таких условиях.
Отец Вячеслав оказался человеком среднего роста, с седыми волосами, в очках, немного полный, с живой и очень эмоциональной, искренней речью. Настоятельство в храме батюшка совмещает с должностью заведующего хирургическим отделением в 4 Градской больнице Севастополя. Отец Вячеслав приглашает нас в свой кабинет и рассказывает о строительстве храма.
«История его появления следующая. В Севастополе десять больниц несколько диспансеров и два роддома, — рассказывает о. Вячеслав. — Во всех этих больницах есть маленькие часовни, по праздником приходят священники поздравляют больных». И только в роддомах, по словам батюшки, этого не было, туда представителей Церкви не пускали, продолжает он, «И вдруг неожиданно они сами пришли, («они» — это руководство роддома) — и сами предложили сделать у них там часовню: «Ребята давайте, делайте часовню». Когда стали делать, увидели, что дверной проем в помещении, где велись работы, был в виде арки. «Это напоминало храм. Стоп! Стоять! Мы посовещались и сказали: «Давайте сразу строить храм». И начали строить. Это была воля Божия строить там Божий храм. Помощь Божия и помощь Богоматери очень сильно ощущается. Все как-то легко удавалось».
Создание храма шло непросто и прежде всего, как ни странно, из-за противодействия Церкви. «В Церкви было очень сильное противодействие тому, чтобы в роддоме возник этот храм, — говорит отец Вячеслав. — Причина этого противодействия – аборты, которые осуществляются в роддоме. Там и до сих пор совершаются аборты, это, конечно, очевидное зло. Но я боролся и добился того, что бы там все равно был храм Божий. Я говорил, убеждал, что там должен быть храм, что мы должны как апостолы идти с проповедью и молитвой туда, где совершается зло, идти помогать людям. Мы живем сейчас в апостольское время. Церковь окружена неверующими людьми, совершаются страшные дела. Мы должны бороться с этим злом, но не беремся сразу за большие дела, а идем по узкой тропинке. Сейчас сначала поднимем храм, а потом будем что-то другое делать. А когда появился наш храм, абортов стало совершаться меньше».
На литургию в храм ходят в основном сотрудники роддома и жители соседних домов, во время службы вход в роддом свободный. Пациентки ходят не часто. Службы бывают только по субботам воскресеньям и праздникам. По словам отца Вячеслава, его деятельность как настоятеля заключается в молитве о пациентах и обо всех людях. На вопрос, как он совмещает работу настоятеля храма и работу заведующего хирургическим отделением он ответил, что это трудно, но правящий архиерей, митрополит Симферопольский и Крымский Лазарь благословил не оставлять работу врача. «Современная хирургия очень сложная отрасль медицины. Это требует денег, а их нет. Нужно поддерживать моральные силы врачей, что бы они не снижали качество работы, не уходили, чтобы у них не опускались руки».
Отец Вячеслав состоит в Севастопольском Обществе православных врачей свт Луки Крымского. «Члены нашего общества, — говорит батюшка, — рассказывают врачам о духовном смысле работы врача. Цель врача состоит в том, чтобы участвовать в деле Божием исцеления человека. Мы открываем глаза врачам об истинном смысле нашей работы». Он планирует дальше работать в просветительском движении Крыма.
По инициативе Общества в этом году на Крестопоклонной седмице Великого поста, впервые был отслужен молебен о помощи наркозависимым, который происходил одновременно во всех храмах в Севастополе. Одним из инициаторов этого важнейшего начинания Церковной жизни в Севастополе был о. Вячеслав. Батюшка уверен: если народ Церкви будет обращаться к Богу за помощью, то это решит не только проблему наркомании в Крыму, но и может стать началом духовного возрождения Украины.
Эгон Шиле. «Беременная женщина и смерть» (1911). Задача священника в роддоме – встать между ними
Александр ФИЛИППОВ, ПСТГУ