Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Мы выбрасываем миллионы тонн еды: как это происходит и чем грозит нам в ближайшем будущем

Коллаж. Выбрасываем еду

В 2022 году на мировых свалках оказалось больше 1 миллиарда тонн еды. При этом большую часть – около 60% выбрасывают обычные люди, такие как мы с вами. Такие данные приводит ООН.

Статистика по России тоже впечатляет: на свалки ежегодно попадает около 18 млн тонн еды, в среднем каждый житель страны выкидывает 80 кг пищи в год. Большая часть пищевых отходов, 71%, приходится на домохозяйства, еще 29% составляют отходы продуктовых магазинов и общепита. По данным за 2024 год, в России образуется столько пищевых отходов, что за каждую минуту объем испорченной еды соответствует двум грузовым фурам с продуктами.

Причина простая: люди покупают больше, чем нужно, неправильно хранят продукты, не используют их до конца: не доели – выкинули. А владельцам ресторанов и ритейлу проще и дешевле утилизировать излишки, чем передать их напрямую нуждающимся или благотворительным организациям, поскольку по действующему закону за это нужно платить до 20% НДС.

Выброшенная еда попадает на мусорные полигоны, где не гниет, а медленно разлагается, производит свалочный газ. Он не только дурно пахнет, но и способен вызывать пожары и отравлять воздух, которым мы дышим, а в перспективе – приводить к парниковому эффекту. Мы поговорили с экспертами и выяснили, почему мы покупаем больше, чем планировали, что происходит с пищевыми отходами на свалках и что может сделать каждый человек, чтобы еда не становилась мусором.

Хлеб, молочку и одинокие бананы выбрасывают чаще всего

Пищевые отходы – это не только очистки или огрызки, но и нетронутые, вполне съедобные продукты. Авторы медиапроекта «ПРО фудшеринг» составили рейтинг продуктов, которые чаще всего оказываются на свалках в России. На первом месте хлеб – это 20% всех пищевых отходов. Объяснить это можно привычкой к изобилию хлебобулочных изделий и нежеланием людей покупать вчерашний батон (даже со скидкой). В итоге магазины вынуждены ежедневно избавляться от непроданного товара. 

На втором месте молочные продукты. Кефир, йогурты, сметана и творог с истекшим сроком годности составляют больше 13% от общего числа пищевых отходов. В тройку антирейтинга попали овощи и фрукты, особенно бананы, морковь и картофель. Не обязательно с изъянами, порой просто слишком маленькие или слишком большие, некрасивые (например, кривые морковки), «одинокие» или чуть потемневшие бананы – продавцы вынуждены списывать все это на утилизацию.

В основном продукты выбрасывают потому, что не успевают съесть или не хотят доедать. Вот лишь несколько причин, по которым еда переходит из холодильника в помойное ведро: «Проблема голодающих, к сожалению, существует. Но тем, что я буду давиться трехдневным борщем, я ее не решу»; «Выкидываю в основном супы, гарниры, колбасу. А вот моя мама ничего не выкидывает, замораживает даже суп и макароны, но я такое есть не могу»; «Приготовишь ужин, а муж приходит и говорит: оставляй все, поедем в ресторане поужинаем. Или дети придут с института не голодные. Вот все и пропадает».

При этом подавляющее большинство россиян негативно относятся к выбрасыванию продуктов: 85% согласны с тем, что выбрасывать еду – значит тратить впустую семейный бюджет. Такие данные в своем исследовании приводит профессор Высшей школы экономики Мария Шабанова. С утверждением люди согласны, но при этом продолжают это делать. По последним данным, продукты составляют около 40% от всех твердых коммунальных отходов. При этом в общественном сознании проблемы как будто нет: большинство уверены, что на свалке «все разлагается».

Еда не перегнивает, а медленно разлагается, отравляя все вокруг

Коллаж. Выбрасываем еду

Но не все так просто. Органика, попавшая на мусорный полигон – не то же самое, что органика, которая легко перегнивает на даче в компостной яме.

На полигонах пищевые отходы, утрамбованные бульдозерами, вперемешку с пластиком и другим мусором, с приличным слоем земли, не получают свою порцию кислорода, необходимого для разложения и компостирования. Образуются продукты медленного и неконтролируемого разложения: брожения, гниения и тления. Пищевые отходы отравляют почву и загрязняют воздух свалочным газом, который состоит из метана, углекислого газа и водяного пара. Метан легко воспламеняется, поджигая за собой и пластик, выбрасывая при этом токсичные продукты горения в воздух, которым мы дышим. В среднем из каждой тонны закопанных на свалке отходов ежегодно выделяется примерно 10 кубометров такого газа. 

«В России отсутствует общераспространенная практика раздельного сбора пищевых отходов, поэтому на полигоны попадает почти все, – говорит Татьяна Честина, руководитель движения ЭКА,–При гниении пищевые отходы выделяют метан, который является мощным парниковым газом, «виновным» в изменении климата». Также присутствие «пищевки» в мусорном ведре загрязняет потенциально перерабатываемые отходы, например, бумагу, объясняет эксперт. «Есть отдельные общественные проекты по сбору и переработке пищевых отходов, но это очень маленький процент. Например, в Москве имеет смысл поставить в раковину измельчитель пищевых отходов, так как на Курьяновских и Люберецких очистных сооружениях есть система производства биогаза из осадков сточных вод. Но в других городах, где нет такой системы, это не имеет смысла. Самый лучший способ обращения с пищевыми отходами – это максимальное предотвращение их образования. Для этого стоит тщательно планировать покупку, главное – не покупать лишнего», – говорит Татьяна Честина.

«Домашний», «фермерский» и «экологичный» – как нас заставляют покупать лишнее и ненужное

Не покупать лишнего – задача непростая: магазины делают все для того, чтобы клиенты тратили деньги, и как можно больше. Стандартная ситуация: вы пошли в магазин со списком из шести продуктов, а пришли на кассу с забитой доверху тележкой. В итоге «выгодные» акции выгодны только торговым сетям, а мы тащим домой лишнюю еду, которую скорее всего не съедим и выбросим.

Покупателям давно известны маркетинговые хитрости, типа ярких шоколадок у кассы, которые мы невольно разглядываем, стоя в очереди, или более дорогих и менее нужных товаров, расположенных в рядах на уровне глаз. Знаем мы и о том, что голодным в магазин лучше не заходить, а совершая покупки, хорошо бы придерживаться списка. Знаем, но снова и снова берем лишнее. 

Михаил Лачугин, независимый эксперт по ритейлу, консультант поставщиков торговых сетей и учредитель отраслевого портала «Продукт медиа», уверен: маркетинговых уловок слишком много и каждый год появляется что-то новое. Единственный способ противостоять им – здравый смысл. «Когда вы берете товар по акции, задайте себе вопрос: купили бы вы его по этой же цене, если бы она была не акционная, если бы рядом не было абсолютно условной цифры, которая зачеркнута. Скорее всего, нет», – говорит эксперт. Лачугин советует ходить в магазины рано утром или поздно вечером: в этом время там меньше людей, обстановка более спокойная, а значит можно сосредоточиться на том, что действительно нужно. 

«Домашний», «фермерский» и «экологичный» – еще одна уловка, заполнившая продуктовые магазины. За редким исключением такие товары не имеют никакого отношения к заявленным лозунгам и изготавливаются крупными промышленными предприятиями в тех же цехах и из тех же ингредиентов, что и бюджетные аналоги. «Такая надпись – скорее «красный флаг», – уверен Михаил Лачугин, – Сами ритейлеры тоже идут на хитрости, чтобы привлечь покупателя: просто используя для целого отдела слово «ферма», которое ни к чему не обязывает». «Белорусское качество» и «альпийская свежесть» – такая же попытка привлечь внимание. Но это работает, привлекает и заставляет покупать.

С развитием цифровых приложений воздерживаться от импульсивных покупок стало еще сложнее – ритейлеры несколько раз в сутки присылают уведомления об акциях и персональных скидках. И здесь тоже не помешает анализ: нередко, товар по акции в одной сети, стоит точно также без акции в другой.

Конечно, такие методы самоконтроля работают не всегда, но они помогают принимать более взвешенные решения. Сложно винить бизнес – есть продукт, есть конкуренция, это законы рынка. А вот насколько импульсивно покупает продукты потребитель, зависит и от личных качеств. Михаил Лачугин уверен, что рациональность совершения покупок зависит от того образа жизни, который ведет человек. «Если в ключевых сферах жизни порядок, то и в магазине покупки совершаются осознанно. Клиент просто игнорирует или фильтрует информационный мусор. А те люди, которые загружены проблемами гораздо более падки на все эти акции и уловки. У нас так психика работает: в сложных ситуациях мы ищем спасение в любых мелочах, даже в промо-акции. Это такой быстрый дофамин».

Делиться едой – значит спасать ее от свалки

Коллаж. Выбрасываем еду

Правда, в погоне за прибылью, продуктовые ритейлеры часто закупают излишки товаров, так что продукты с истекшим сроком годности, которые не успели продать, приходится утилизировать. Такая проблема есть абсолютно у всех магазинов, даже у тех, которые демонстрируют имидж разумного и умеренного потребления, выставляя к вечеру полупустые полки. Эксперты говорят, что в большинстве случаев это может быть частью маркетинговой стратегии и показной «экологичности». «На самом деле это обманчивое впечатление. Просто некоторые ритейлеры убирают излишки с глаз потребителей. Складывают в подсобках, что-то распределяют между сотрудниками, создавая впечатление дефицита», – говорит Михаил Лачугин.

С образующимися излишками поступают по одним и тем же схемам. Крупные супермаркеты стараются перерабатывать их через отделы кулинарии, остальные магазины либо сразу отправляют на утилизацию, либо пытаются продать с большой скидкой, либо осваивают фудшеринг.

Что такое фудшеринг

Фудшеринг (англ. food – еда, sharе – делиться; совместно использовать) — это технология распределения продуктов питания с коротким или истекающим сроком годности между участниками единого сообщества с помощью специальных организаций или онлайн-платформ. Зародился в Германии как способ предотвращения образования пищевых отходов, считается признаком экономики совместного потребления.

Впрочем, делиться едой крупному бизнесу пока что невыгодно. Из-за несовершенства налогового законодательства, передавая еду на благотворительность, компании вынуждены платить налог – до 20% от стоимости продукта, поэтому многим проще утилизировать непроданную еду, чем передать ее нуждающимся. В последние годы освобождение товарной благотворительности от НДС неоднократно предлагалось и обсуждалось на разных уровнях. В конце 2024 года в ходе встречи с правозащитниками Владимир Путин в ответ на обращение президента банка еды «Русь» Юлии Назаровой поддержал решение проблемы с НДС. Законопроект готов и его планируют внести в весеннюю сессию Госдумы. В банке еды «Русь» Законодательные изменения позволят раскрыть потенциал фудшеринга, оцениваемый в 1,2 миллиона тонн продуктов ежегодно — этого достаточно, чтобы обеспечить продовольствием большинство нуждающихся в стране.

В отличие от ресторанов и магазинов, частные лица могут заниматься фудшерингом без ограничений. Если вы купили лишние продукты или собираетесь в отпуск, не оставляйте еду пропадать в холодильнике. Делиться такой едой с теми, кто в ней нуждается можно через домовые чаты или в тематических городских группах в социальных сетях. Есть и мобильные приложения для фудшеринга, например, «ЕдаДома» и раздел «Еда» в приложении Karmitt. Можно стать фудсейвером, не только отдавая, но и забирая хорошую ненужную еду для себя или нуждающихся.

Как не выбрасывать еду: простые, но действенные советы

Коллаж. Выбрасываем еду

– Не берите лишнего в магазине. Лучше заранее составить список и строго ему следовать, а еще – покупать продукты на день-два, а не на целую неделю. Ваши планы по приготовлению блюд могут поменяться, а не использованную еду придется выкинуть. Изучите холодильник перед походом в магазин, запишите или запомните, что уже есть, чтобы не покупать лишнее.

– Покупайте «некрасивые» и «одинокие» овощи и фрукты. Скрученный огурец или кривая морковь и полезны, и вкусны, но чаще всего остаются на прилавках, а потом отправляются на свалки. То же с «одинокими» бананами, оторванными от гроздьев. Авторы проекта «ПРОфудшеринг» советуют превратить это в интересную игру, особенно, если вы идете в магазин с ребенком – такое «спасение» овощей и фруктов нестандартных форм может стать увлекательным челленджем.

– Рассчитывайте сроки годности. Часто мы берем в магазинах более свежие продукты, однако непрерывность холодовой цепи (процесса доставки продуктов, при котором поддерживается постоянная температура упаковки) в современных торговых сетях гарантирует качество скоропортящихся продуктов точно до указанной даты. Чтобы мусорные полигоны не пополнялись списанной «просрочкой», не игнорируйте продукты, которые успеете съесть до указанного срока. Тем более что на них часто бывают скидки.

– Забирайте с собой недоеденные блюда из кафе. Пищевые отходы общепитов составляют не менее 5% пищевых отходов в мире. Все современные кафе и рестораны готовы упаковать и отдать с собой любое блюдо, за которое вы заплатили, но не смогли доесть.

– Дома недоеденную еду из тарелки мы обычно выбрасываем, поэтому класть приготовленную пищу лучше небольшими порциями.

– Помните о правильном хранении продуктов – не все должно идти в холодильник. Холод делает помидоры мучнистыми и мягкими, а цитрусовые в холодильнике покрываются пятнами.

– Возьмите привычку замораживать продукты. Можно и нужно замораживать овощи, мясо, хлеб и даже большинство сортов сыра. Если у вас есть дача, можно сделать там компостную яму и превращать растительные отходы в удобрение.

– Еще один способ не выбрасывать еду из холодильника – брать обед из дома на работу и отказаться от стихийных перекусов. Если вы не будете голодны вечером, придя домой, то не сможете съесть то, что уже приготовлено и ждет вас в холодильнике.

Коллажи Татьяны СОКОЛОВОЙ

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?