«В ближайшие три года каждый россиянин бесплатно пройдет диспансеризацию» – утверждает министр здравоохранения. Но за что будут бороться медики – за наше здоровье или за цифры в отчетах? Не постигнет ли новую диспансеризацию судьба ее советского аналога?
Фото с сайта http://www.ravnoepravo.ru
Продолжаем публикацию ответов министра здравоохранения Вероники Скворцовой на вопросы представителей пациентских организаций, встреча проходила в рамках IV Всероссийского конгресса пациентов.
– Насколько эффективна трата бюджетных средств на диспансеризацию населения?
– Если диспансеризация проводится не формально, а выполняет те функции, ради которых она создавалась, то тогда это имеет смысл. Опыт диспансеризации у нас уже был в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века, тогда к диспансеризации было очень много претензий, зачастую она проводилась формально, было большое количество приписок, и трудно было определить, проводилась ли диспансеризация на самом деле. Если у больного выявляли какую-то патологию, возникал вопрос – что делать дальше?
Планируя диспансеризацию, начавшуюся в этом году, мы постарались максимально учесть замечания, возникавшие в тот период. Чтобы избежать повторения ошибок, мы подробно обсуждали все проблемы с С.И.Чазовым, бывшего министром здравоохранения в период, когда вводилась та, «советская» диспансеризация.
Изменился регламент, сейчас диспансеризация проводится в два этапа. На первом, скрининговом этапе, здоровье пациента исследуется по множеству параметров, это позволяет выявить большинство патологий. На второй этап, включающий углубленные исследования по конкретному профилю, идут только те люди, у которых выявлены какие-то заболевания. По данным диспансеризации этого года – это каждый четвертый.
Развитие программы диспансеризации повлекло за собой развитие программы выездной диагностики, это необходимо в регионах с низкой плотностью населения. Сейчас по стране работают более 8,5 тысяч мультидисциплинарных медицинских бригад, более 900 различных мобильных комплексов. Это – выход для такой страны, как наша.
В этом году диспансеризацию прошли около 23 миллионов человек, это беспрецедентно много, но на полную мощность мы еще не вышли, на это мы заложили три года. Детей мы будем смотреть всех поголовно ежегодно, а взрослых – раз в три года.
Нынешняя диспансеризация стоит около 80 млрд в год, более того, заложены специальные нормативы в программу государственных гарантий.
Советская диспансеризация была для врачей бесплатной дополнительной нагрузкой, а сейчас это запланированная нагрузка в рабочее время. Мы надеемся на то, что результат будет очень хорошим для всего населения. Приписки, конечно, есть. Есть регионы, которым меньше можно доверять, чем другим. Мы нашли способы проверки цифр, сейчас это проще чем в 1980-е годы, но помощь пациентского сообщества для нас тоже очень важна.