Надо, чтобы люди радовались!
У иерея Александра Скальского (1867 – 1933) с матушкой не было детей, и жена решила от него уйти. Отец Александр остался один. Один, да не один: ходил по больницам, домам прихожан, носил угощения и подарки.
Многим людям, которые заходили в Николаевский храм Алма-Аты, запомнилось, как он служил. Громкий и радостный голос священника слышался в самом дальнем уголке храма.
Отец Александр говорил: «Это же у Престола Господня! Это же Богу служить! Богу! Надо, чтобы люди радовались! Надо так служить, чтобы и сам воздух звенел!»
Отец Стефан Пономарев (1880 – 1933) был на 13 лет младше отца Александра. Прошел Первую мировую, на передовой исповедовал солдат, сам был тяжело ранен. Когда отца Стефана направили служить в Никольский храм к отцу Александру, между ними сразу возникли приязнь и понимание, хотя по характеру они были очень разными: открытый, быстрый отец Александр и тихий, монашеского устроения отец Стефан.
Отец Стефан увидел, в каких скудных условиях живет отец Александр, и пригласил его жить в свой дом:
– Чего ты будешь жить один? Переходи к нам.
– А как матушка Прасковья Кузьминична?
– Я только рада буду, отец Александр, – успокоила матушка.
Так отец Александр стал жить в доме друга.
Прихожане не пустили своего батюшку в раскол
В 1923 году почти все местные священники и храмы, в которых они служили, перешли в обновленчество. Стал к нему склоняться и отец Александр и уговаривал друга, отца Стефана. Отец Стефан прямо заявил: «Я в обновленчество не пойду. Буду служить по-старому в Пантелеимоновском приделе. Но и тебя никуда не пущу. Выбирай себе любой придел и служи в нем как знаешь. Ты настоятель, это твой храм, и ты должен быть здесь».
Намерение настоятеля перейти в раскол перепугало прихожан, многие подходили к отцу Александру и говорили: «Отец Александр, опомнитесь, что вы делаете?!»
Однажды перед вечерним богослужением в храме собрались женщины. Они командировали от себя самую смелую, немолодых уже лет прихожанку по фамилии Лучанина (имени в архивах не упомянуто – прим. ред.) Как только отец Александр вошел в храм, старушка Лучанина (ходившая всегда с клюкой с набалдашником) подошла к нему и выпалила:
«Ты что же, хочешь бросить свое стадо и куда-то идти? Ты же наш отец! Мы все плачем о тебе, все плачем! А меня командировали сказать тебе, что ежели ты нас бросишь и пойдешь в обновление, то я возьму эту палку да как начну тебя здесь возить, как свое родное дитя, и не посмотрю, что ты священник!»
И смелая старушка вознесла клюку с набалдашником, но залилась слезами. Отец Александр оторопел, на глазах блеснули слезы, и он скрылся в алтаре и сказал бывшему там отцу Стефану: «Через эту старушку просветил Господь и душу мою, и разум. Как осенило меня – все скорбят обо мне, а я что делаю? Куда я лезу, как помраченный?»
Отец Стефан посоветовал ему покаяться перед духовенством и паствой: «Хоть ты на деле не принял обновленчество, но в мыслях принял, а раз ты это понял, то от службы я тебя отстраняю, пока не принесешь покаяние».
И на ближайшей праздничной литургии отец Александр перед всей паствой храма и священством просил прощения. Люди плакали и радовались.
Святые – покровители дружбы
В 1929 году в Никольский храм перешел служить священник Филипп Григорьев – обновленцы заняли его храм. Трое отцов жили как братья, укрепляли друг друга в обстановке, когда почти все, даже священники, «обновляли» веру, принципы, идеалы согласно духу времени. Никольский храм стал для отцов последним местом служения.
В 1932 году священников Александра, Стефана и Филиппа арестовали. Отцу Александру было 65 лет, отцу Стефану – 52 года, а отцу Филиппу – 62 года.
В заключении все трое заразились сыпным тифом. В жару, в бессилии, перед приговором друзья исповедовали друг друга, вместе молились, поддерживая всем, чем только было можно.
Тюремный врач сказал, что у всех трех нет шансов. Их поместили в барак для умирающих. Друзья ушли один за другим: 17 января 1933 года – отец Филипп, на следующий день – отец Стефан, 20 января – отец Александр. Их похоронили на кладбище в Алма-Ате, на котором хоронили сосланных в этот город крестьян.
Их память совершается в один день – 17 января по новому стилю. Священномученикам Александру Скальскому, Стефану Пономареву и Филиппу Григорьеву молятся о том, чтобы найти верных друзей и сохранить дружбу, об укреплении в вере.
При подготовке статьи были использованы материалы книги:
Игумен Дамаскин (Орловский). Жития новомучеников и исповедников Российских ХХ века. Январь. Тверь. 2005. С. 42–47.