Так же «Милосердие.ru» выяснило, чем краудсорсинг отличается от краудфандинга, и зачем люди выносят в публичное пространство свои идеи и ноу-хау. Мы поговорили с основателями SODEA Ростиславом Вылегжанином, исполнительным директором краудсорсинговой компании WikiVote!, и Валерием Сидоренко, генеральным директором digital-агентства «Интериум».
Зачем нужно собирать идеи
– Что такое краудсорсинг?
Р.В.: Модель работы платформы, если кратко, следующая. Сообществу участников ставится глобальная социальная задача. Участники предлагают собственные решения: каждый в силу своего опыта, жизненного и профессионального бэкграунда. В процессе дискуссии идеи дорабатываются. Затем сами участники рейтингуют решения, выбирая из них лучшие. Ну а лучшие идеи уже могут использоваться организаторами проектов, в качестве которых выступают и некоммерческие фонды, и социально ответственный бизнес, и крупные международные организации.
– При создании SODEA, насколько я знаю, вы использовали международный опыт?
Р.В.: Я работаю в компании WikiVote!, которая одна из первых в России стала проводить краудсорсинговые проекты для бизнеса, государственных и общественных структур. В определенный момент мы поняли, что можем наш опыт и наработки «инвестировать» в общественно-полезную историю: использовать краудсорсинг для решения важных для России социальных задач. Честно признаюсь, идея не оригинальная. Во-первых, в мире краудсорсинг часто применяется для поиска решений в социальной сфере. Во-вторых, существует общемировая платформа OpenIdeo.com. Недавно она отпраздновала пятилетие. Сейчас на ней 80 000 человек из 212 стран мира принимают участие в крауд-проектах.
При запуске SODEA мы ориентировались прежде всего на пример OpenIdeo.
Поскольку в одиночку запустить такой проект практически нереально, мы начали искать партнеров и заинтересованные общественные, государственные и бизнес структуры. На текущий момент нас поддерживают «Деловая Россия» и Ассоциация менеджеров России. А агентство «Интериум» является соучредителем SODEA, и активно ищет способы продвижения проектов, которые обкатываюся на платформе.
– Почему это интересно бизнесу?
В.С.: Потому что сейчас актуальна тема корпоративной социальной ответственности. Многие компании ищут новые подходы к тому, чтобы решать социальные задачи силами бизнеса, и SODEA дает возможность неординарные решения найти.
Как это работает?
— Первые задачи на платформе SODEA разместили Роспотребнадзор и компания Unilever. Какие результаты они хотят получить?
Р.В.: Роспотребнадзор сейчас фиксирует, что заболеваемость СПИДом в России переросла в эпидемию. Это действительно серьезная проблема для всей страны. Снизить смертность от заболевания, а также дать шанс на полноценную жизнь ВИЧ-инфицированным, можно, если убедить людей проходить профилактические тесты на ВИЧ.
Собственно, задача, с которой Роспортребнадзор пришел на SODEA, — как убедить молодых людей проходить профилактические тесты.
Популяризация такой «скользкой» темы – дело непростое. Поэтому Роспотребнадзор и обратился к сообществу участников платформы SODEA. В течение трех месяцев участники платформы предлагали свои идеи, затем сами же выбрали лучшие предложения. И уже из 10 наиболее популярных идей в ближайшее время Роспотребнадзор публично выберет несколько самых интересных и – главное – рабочих предложений.
Компания Unilever разместила на SODEA три задачи.
Первая: как убедить потребителей относиться к утилизации продукции и упаковки более ответственно?
Вторая: какие акции по просвещению потребителей мы могли бы провести совместно с экологическими сообществами?
Третья: как мы можем помочь родителям прививать детям ответственное отношение к окружающей среде?
Unilever активно и во всем мире продвигает ценности ответственного отношения к окружающей среде, и как раз утилизация и является для компании проблемой, так как на этот этап жизненного цикла она практически не может оказать влияния. Тут многое зависит именно от потребителя. Соответственно, идеи участников проекта должны помочь донести до потребителей необходимость ответственного отношения.
Сейчас уже оба проекта прошли стадию голосования за лучшие идеи, и ТОП самых рейтинговых предложений рассматривают эксперты со стороны организаторов проектов.
– Идеи в обоих проектах предлагались и отбирались три месяца. Это стандартный срок?
Р.В.: Мы хотим в результате прийти к сроку в два месяца. Но сейчас, поскольку площадка только запускалась, она должна была накопить какое-то количество участников, а на это нужно дополнительное время.
В.С.: Собственно, вот что для нас важно и что позволило SODEA достаточно сильно стартануть: за три месяца удалось собрать высокого качества идеи. Это неожиданно позитивный результат, больше, чем мы ожидали. Наша цель – сформировать сплоченное сообщество людей, которые заинтересованы в обсуждении и решении проблем.
– На платформе будет собираться постоянная аудитория?
В.С.: Да, это наша цель. И здорово, что удалось начать работу с такими яркими партнерами, как Роспотребнадзор и Unilever. Наверное, с какой-то менее щепетильной, более простой темой было бы намного сложнее раскачивать аудиторию.
– Про аудиторию: кто эти люди, которые делятся своими идеями?
В.С.: Если говорить обобщенно, то это неравнодушный человек, имеющий свое мнение. Это очень-очень разные люди из разных регионов России и не только России. Основная аудитория – молодежь 20-30 лет.
Возможно, это связано и с тем, что часть нашего продвижения проводилась через ВКонтакте: там много релевантных групп, откуда люди активно приходили и участвовали. Мы думаем, что со временем аудитория «подрастет», и это будут люди в возрасте от 25 до 40 лет и выше.
Р.В.: Еще все сильно зависит от каждого отдельного проекта. Сама по себе тематика проекта определяет, какая аудитория на него приходит. Если мы говорим про тест на ВИЧ среди молодежи, то нам, естественно, нужны в большей степени идеи самих молодых людей. Потому что они должны рассказывать то, что их привлечет.
– Сколько уже человек зарегистрировано на SODEA?
Р.В.: По итогам трех месяцев работы, уже больше пятисот. Но наш план довести до конца этого года количество участников до 5000. В этом, собственно, особенность краудсорсинга – чем больше количество участников, тем качественнее результат на выходе.
– Пользователям платформы нужно регистрироваться на портале?
В.С.: – Они должны зарегистрироваться. У нас нет анонимной активности на платформе. В том числе и потому, что когда потом будут выявлены лучшие идеи, нам нужно знать их авторов. Анонимность противоречит идеологии ресурса. Если у тебя действительно есть что предложить, ты хочешь это обсудить, ты сам не заинтересован в анонимности.
– Из этого может вырасти социальная сеть?
Р.В.: — Нет, это не социальная сеть в прямом смысле слова, здесь есть конкретное целевое действие: проработка решений под задачи.
А цель социальных сетей – контакт со своими знакомыми и наблюдение за их жизнью. SODEA – это, скорее, социальная площадка, строго ориентированная на конкретный результат.
Идея как личная собственность или как общественный прорыв?
– Часто кто–то из нас придумывает свое ноу–хау. Но кажется, что делиться опасно – идею могут заимствовать. Нет такой опасности? Либо людей, наоборот, ведут вперед их амбиции?
В.С.: Наоборот, дай Бог, чтобы своровали, условно говоря, ведь у нас идет решение социальных задач. Тут мотивация как раз поделиться своими идеями и придумками, и обсудить, и сделать их лучше. Нет жесткой конкуренции. Бывает другая проблема – дубляж идей, когда люди приходят с одними и теми же идеями, но для этого есть механизм объединения идей в одно решение. И если такое общее решение признается лучшим, то они все победители.
– То есть у участников нет такого страха, что кто–то вычитает некую идею на площадке SODEA и потом ее реализует?
– Если бы мы говорили об идее коммерческого старт-апа, тогда да, тогда была бы эта конкуренция. Было бы очень ревностное отношение, потому что у любого старт-апа самое ценное, что есть, – это идея. Здесь же основная цель – решить социальную задачу. Это не про деньги. Поэтому и страха быть не может.
– Но многие говорят: как это, моя интеллектуальная собственность, а тут я сейчас ею бесплатно поделюсь со всеми.
– В социальной сфере все иначе.
– В чем заинтересованность тех, кто предлагает идеи, если человек не собирается на этом строить свой старт–ап? Ему интересен сам процесс мозгового штурма?
Р.В.: Мы иногда даже не знаем, какие именно мотивации приводят людей. У кого-то была, допустим, своя жизненная ситуация, после которой он рад эту идею выразить, и хочет, чтобы ей воспользовались. Кто-то действительно хочет самореализации.
В Китае, допустим, сейчас подлинный расцвет краудсорсинга, потому что там очень стратифицированное общество: человек работает на одной должности в одном месте и не может выразить свое мнение, что-то предложить. А краудсорсинговые площадки такую возможность дают. Для Китая это возможность вырваться из жесткой стратификации. И как-то свой потенциал, свою креативность проявить.
В.С.: Наша аудитория отличается скорее не по демографическим признакам, и не по по гендерным. По другим. У нас и на платформе написано — неравнодушные люди.
Это неравнодушие – отечественный продукт. Тяга к волонтерству…
Поэтому, наверное, мотивация для наших участников преимущественно нематериальная, хотя есть и материальные призы от организаторов проектов. Допустим, Unilever дарит наборы продукции своих компаний.
Отличия сбора идей от сбора денег
– Нашему обществу пока малопонятны нюансы краудсорсинга и отличие этого механизма от краудфандинга, который ужеразвился в России
Р.В.: При том, что само явление краудсорсинга появилось гораздо раньше. Но да, я соглашусь, что сейчас краудфандинг гораздо популярнее и, в первую очередь, гораздо понятнее. Но краудсорсинговые проекты есть, их количество становится больше.
— Идея таких платформ – в «организации толпы», грубо говоря. Но как дальше работает механизм?
Р.В.: Если сравнивать краудсорсинг и краудфандинг, то в краудфандинге у тебя есть проект, но нет на него денег. А в краудсорсинге на SODEA мы объединяем организации, у которых есть ресурс для реализации идеи, но нет идей. То есть, тут приходят идеи под возможности реализации, а в краудфандинге наоборот.
— На краудфандинговых платформах – взять ту же «Планету» – параллельно идет масса разных проектов. На SODEA сейчас всего три проекта. Так задумано?
Р.В.: Когда у нас будет большая аудитория – несколько тысяч человек, тогда количество проектов можно будет увеличить, потому что каждый участник будет тогда находить то, что конкретно ему интересно. Но все равно эти два механизма несопоставимы. Краудфандинг – это когда я на что-то сбрасываюсь, просто я даю какую-то свою копейку на проект, который мне нравится…В краудфандинге единственное усилие, которое ты предпринимаешь, – совершаешь оплату. И это-то действие создатели платформ пытаются облегчить до минимума.
Тебе не приходится думать. Краудсорсинг – это сбор некоторого интеллектуального результата, на который надо затратить время, потом надо оформить свою идею в какой-то внятный текст, и так далее.
То есть, по вовлечению человека, по его затратам процессы краудфандинга и краудсорсинга – несопоставимы. Поэтому и проектов на краудсорсинговой площадке не может быть много.
Но главное сейчас: мы все еще находимся на этапе старта платформы, поэтому пока не хотим размывать внимание аудитории на много проектов и стараемся одновременно вести не более трех проектов одновременно. Закончатся первые, и мы сможем разместить следующие. Приглашаем всех присоединиться к сообществу участников SODEA, и искать решения для социальных вопросов вместе!