К 2050 году на планете будет проживать почти 90 млн человек старше 65 лет, и это серьезный вызов для здравоохранения.
В 2019 году было опубликовано интереснейшее исследование международного коллектива ученых – из США, Германии и Венгрии.
Ученые предположили, что анализ белков в крови (с его помощью выявляют нарушения в функциях органов и тканей) может также дать информацию о процессе и этапах старения. Белковый состав клеток организма, его жидкостей и тканей меняется с возрастом, и по нему можно узнать о сложных биологических процессах. В особенности это касается крови, которая содержит белки практически всех тканей.
Исследователи проанализировали изменения 2925 белков в плазме крови 4263 человек в возрасте от 18 до 95 лет и сравнили между собой результаты молодых взрослых, людей среднего возраста и очень пожилых людей. Они обнаружили интересный факт: определенные кластеры белков плазмы, связанные с передачей сигналов между клетками, претерпевали изменения, но не плавные, а в виде трех волн – в возрасте 34, 60 и 78 лет.
Важно и то, что значительная часть белков второй и третьей волны оказалась связанной с когнитивными и физическими нарушениями, в частности с болезнью Альцгеймера и сердечно-сосудистыми болезнями, причем даже у тех, кто не имел таких диагнозов.
Пожилым мышам повезло
Еще одна веха в изучении старения – исследование международной группы ученых из Гарвардского университета, Университета Дьюка (США) и наших соотечественников из Московского государственного университета.
Это был эксперимент с пожилыми и юными мышами с использованием метода гетерохронного парабиоза. Два живых организма разного возраста хирургически соединяют так, чтобы у них была общая кровеносная система.
Соединенные на три месяца лабораторные мыши изменились: юные ускоренно старели, а старые молодели. Когда же их разъединили, молодые вернулись в свой истинный возраст, а старые оставались моложе своих сотоварищей, не прошедших омоложения, и хотя затем они тоже начали стареть, прожить им удалось на 6–9% дольше.
Как говорит профессор Гарвардской школы медицины Вадим Гладышев, окончательного вывода, что именно позволило мышам омолодиться, сделать не удалось. Возможно, дело в том, что кровь юных животных содержит «молекулы молодости», но не исключен и тот факт, что система детоксикации (печень и почки) у них работает лучше и это помогло старым мышам избавиться от накопившегося груза поврежденных клеток и токсинов.
Драматические изменения на двух этапах
Стэнфордские ученые, исследование которых было опубликовано 14 августа 2024 года, воодушевленные экспериментами на мышах, решили, что в крови можно и нужно искать регуляторы старения. В их исследовании приняли участие 108 жителей Калифорнии в возрасте от 25 до 75 лет, за которыми наблюдали на протяжении периодов длительностью от 1,7 до 7 лет.
В течение этого времени участники сдавали кровь и другие биологические образцы каждые несколько месяцев, что позволило ученым проследить за изменениями в 135 000 важных молекулах и в составе микробиома.
«Мы фиксируем изменения в мельчайших деталях, прослеживая за максимально возможным количеством молекул (десятки тысяч) и за микроорганизмами, получая данные о здоровье участников, – говорит Михаэль Снайдер, профессор генетики Школы медицины Стэнфордского университета и старший автор исследования в комментарии популярному изданию Medical News Today. – В процессе этого мы также видим, как они стареют».
Снайдер и его команда установили, что порядка 81% всех молекул и микробов поменялись у участников исследования особенно сильно в двух возрастах: в середине пятого десятилетия жизни (44–45 лет) и в начале седьмого (60 с небольшим). И если второй этап не стал для ученых неожиданностью – известно, что именно в этом возрасте резко повышается риск целого ряда хронических болезней и ослабевает иммунитет, – то изменения в 40+ оказались новостью.
В то же время этого следовало ожидать, ведь именно в этом возрасте люди переживают так называемый кризис среднего возраста – он связан не только с психологическими, но и соматическими изменениями.
Почему именно эти этапы становятся переходными
Трудно сказать наверняка. Возможно, дело в том, что в основном люди ведут не особенно здоровый образ жизни, постепенно накапливаются небольшие негативные изменения, и на определенном этапе они скачкообразно меняют состояние человека качественно – в соответствии с законом диалектики.
Интересно, что волна 60-летних была до этого отслежена в исследовании 2019 года. Волну 78-летних новое исследование не смогло отследить в силу того, что участники были моложе, а вот с первой волной – расхождения. Так 34 или 44? Или обе? По-видимому, на этот вопрос ученые смогут дать ответ после дополнительных тщательных исследований.
Что именно меняется
Согласно исследованию Снайдера, биохимические процессы, которые претерпевают изменения в 44–45 лет, связаны с метаболическими (обменными) цепочками алкоголя, кофеина и липидов, а также с метаболическими процессами в коже, мышечной ткани, сердце и сосудах.
В возрасте 60 лет самые большие изменения также связаны с сердечно-сосудистой биохимией, регуляцией иммунной системы, функциями почек, метаболизмом углеводов и кофеина.
Один из показателей старения – окислительный (оксидативный) стресс, состояние, при котором в организме слишком много свободных радикалов – молекул без одного электрона. (Их называют также активными формами кислорода.) Содержание свободных радикалов поддерживается на низком уровне различными системами ферментов, однако в 60 лет их количество резко увеличивается. При этом они повреждают все компоненты клеток, в том числе белки, липиды и ДНК.
Ученые отмечают, что разные факторы взаимодействуют и влияют друг на друга, именно поэтому одно изменение ведет за собой другое, третье и так далее. С этим и связан тот факт, что на определенных этапах происходит качественный скачок на новую фазу старения.
Вот пример. Питание влияет на микробиом кишечника, который, в свою очередь, ведет к изменениям в продукции гормонов и иммунных клеток, что тоже влечет множественные изменения в том, как организм справляется с вызовами. Именно поэтому диетологи, нутрициологи, а также кардиологи, иммунологи и врачи других специальностей, далеких, казалось бы, от темы питания, часто делают упор именно на правильную его структуру.
Микробиом – сообщество микроорганизмов, населяющих конкретную среду обитания, или совокупность генов этих микроорганизмов. Сюда входят разного рода бактерии, археи, грибковые.
Снайдер считает, что полученные им и его коллегами данные должны быть взяты на вооружение практикующими врачами. Так, когда пациенту исполняется 40, ему нужно подготовиться к кризису 45 лет и, возможно, внести коррективы в свой образ жизни, питание, пройти обследования сердца и сосудов и, если выявлены изменения, проконсультироваться со специалистом насчет терапии.
В начале седьмого десятилетия жизни человеку следует строго следить за тем, чтобы выпивать необходимое количество воды, что будет способствовать здоровью почек, которое в это время подвергается повышенному риску, и, возможно, начать принимать антиоксиданты.
«Каждому нужно знать, какие именно изменения происходят на определенных возрастных этапах, чтобы вести себя соответствующим образом и прожить длинную и здоровую жизнь», – говорит Снайдер.
Источники:
Extending lives of old mice by connecting vessels to young ones
Aging human body experiences ‘really dramatic changes’ at 2 ages: study
Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА