Православный портал о благотворительности

«Мы оказываем помощь семье»

В 1958 г. англиканский священник Чад Вара напечатал объявление в одной из лондонских газет: «Перед тем, как покончить с собой, позвони мне», – и указал номер телефона церкви. Стало звонить много людей, нуждавшихся просто в дружеской помощи и поддержке. Так возникла телефонная служба доверия «Самаритяне». Таким образом, создание служб телефонной помощи – это прекрасный пример того, как христиане привлекли внимание светского общества к ценности человеческой жизни, к ценности чувств и переживаний человека

«Семейный телефон доверия» – (495) 246-25-35 вт-пт с 10-17 часов

Московский центр «Православная семья» создан в 2003 году с целью оказания различной помощи православным семьям и популяризации традиционных семейных ценностей в обществе. Важной частью работы центра является психологическая поддержка, осуществляемая как посредством личных консультаций, так и через телефон доверия.

Директор СПО «Православная семья» Ирина РАХИМОВА:
– Телефон доверия это экстренная, анонимная, бесплатная помощь, куда может позвонить каждый, испытывающий психологические проблемы человек. Мы себя называем семейным телефоном доверия. Существует масса психологических телефонов доверия с узко специализированным направлением. Суицидальные службы, кризисные службы, телефоны доверия для наркоманов и мн. др. А мы – семейный телефон доверия. Мы оказываем помощь семье.

Подробнее о семейном телефоне доверия рассказывает руководитель этой службы Светлана БИМБАТ:
– Идея создания телефона доверия — христианская идея. В 1958 г. англиканский священник Чад Вара напечатал такое объявление в одной из лондонских газет: «Перед тем, как покончить с собой, позвони мне», – и указал номер телефона церкви. Стало звонить много людей, нуждавшихся просто в дружеской помощи и поддержке. Чад Вара поделился со своей паствой идеей создания телефонной службы доверия, и у него появилось много помощников. Так возникла телефонная служба доверия «Самаритяне».
Это служение оказалось настолько востребованным в современном обществе, где человек чрезвычайно одинок, что во многих европейских городах также стали появляться подобные службы (не только христианские, но и светские), а позже возникло объединение «Международная федерация служб неотложной телефонной помощи» (IFOTES).
Создание служб телефонной помощи – это прекрасный пример того, как христиане привлекли внимание светского общества к ценности человеческой жизни, к ценности чувств и переживаний человека.

В Советском Союзе было четыре телефонные службы в системе психиатрической помощи населению, дежурили там только психиатры. Целью создания этих служб была профилактика суицида, т.к. среди людей, решивших покончить жизнь самоубийством, большой процент тех, кто просто отчаялся, кто не знает, как жить дальше, и кому нужна простая человеческая поддержка и человеческое участие. А в начале 90-х годов в России была создана Российская ассоциация телефонов экстренной психологической помощи (РАТЭПП), т.к. службы телефонной помощи стали появляться во многих городах. Но, к сожалению, в нее не входит ни один православный телефон доверия.

Православных телефонов доверия в России уже немало, но чаще всего там отвечают священники мирянам на вопросы, связанные с верой, догматами, обрядами. И это достаточно востребованные службы. Но у мирян возникает много вопросов, связанных с повседневными заботами, с переживаниями, порой с желанием просто услышать доброжелательное «Я Вас слушаю» и в ответ поделиться тем, что кажется неудобно, а порой просто стыдно сказать священнику. И здесь на помощь может прийти телефонная служба доверия, где дежурят волонтеры, прошедшие подготовку. Мне кажется, что для православных психологов — это прекрасное служение Богу.

Телефонный разговор дает человеку двоякое ощущение. С одной стороны, человек как бы наедине с самим собой, а потому ему можно думать и говорить о глубоких личностных переживаниях, которыми не всегда отважишься поделиться с другим. А с другой стороны, человек все-таки не наедине с собой, а с ним доброжелательно разговаривает консультант, оказывающий ему поддержку. В тоже время в телефонном диалоге есть доля свободы: в любой момент позвонивший может прекратить разговор, положив трубку. А через какое-то время, набравшись решимости или успокоившись, вновь перезвонить. Еще очень важно то, что телефон, как техническое средство, дает возможность людям, общаясь на значительном расстоянии, в определенном смысле находиться рядом друг с другом, так как голоса звучат в непосредственной близости. Все это создает доверительную атмосферу и возможность говорить об очень глубоких внутренних проблемах, и это делает помощь по телефону ненавязчивой и деликатной.

Наш телефон доверия – семейный. Есть такое известное выражение: «Все мы родом из детства». Можно перефразировать и сказать, что все мы родом из семьи. И многие наши «взрослые» проблемы и переживания связаны с тем, в какой семье мы выросли, какими были взаимоотношения между родителями, как они к нам относились, как они нас научили общаться с окружающим миром и людьми. Поэтому семейные проблемы являются ключевыми и вбирают в себя все остальные.

– Есть ли разница между светской и православной службами такого рода, между верующим и неверующим волонтерами?
– Разница между неверующим и верующим волонтерами в данном случае в том, что для первого в телефонном диалоге участвуют двое, а для второго не двое, а трое, т.к. там незримо присутствует Христос.
Возможно, неверующий человек этой разницы не заметит, т.к. никто не станет ему навязывать православную точку зрения на его проблемы и переживания, как-то педалировать религиозную тему. Но, тем не менее, верующий волонтер, приходя на дежурство в службу телефона доверия, как бы говорит Господу, что он готов быть Его соработником, готов помогать тому, кого пошлет Господь. Ведь Господь любит действовать через сердца людей, и зачастую помогает человеку через другого человека, и таким образом соединяет нас друг с другом.

– Любой ли православный человек может стать волонтером на Телефоне Доверия?
– У каждого из нас есть какой-то свой дар, свой талант, данный Богом для служения Ему в этом мире. Думаю, что наиболее важным талантом волонтера является интерес к внутренней эмоциональной жизни другого человека. Аналитические способности тоже очень важны, т.к. помощь зачастую состоит не в том, чтобы дать умный совет, а в том, чтобы помочь человеку самому увидеть свою ситуацию целостно, выделить в ней главное или частное. Психологи, социальные работники — это чаще всего именно те люди, которые ощущают в себе эти таланты.

– С какими ситуациями люди чаще всего обращаются к вам?
– Очень разные ситуации: это и сложности в общении с окружающими, и несчастная любовь, и конфликты в семье. Есть проблемы, которые внешне выглядят как чисто церковные. Например, когда кто-то из родителей не разрешает водить ребенка в храм, в воскресную школу. Но зачастую выясняется, что конфликт не в этом, а в том, что между супругами есть некое психологическое противостояние, и тогда церковный вопрос (как и любой другой) просто становится полем битвы между супругами. И, когда удается разрешить конфликт противоборства, то чаще всего, церковный вопрос отпадает сам собой.

По материалам, предоставленным редакции Председателем подкомиссии по работе с многодетными семьями Комиссии по церковной социальной деятельности иереем Игорем Фоминым

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?
Exit mobile version