С начала декабря Церковь поет ирмосы Христова Рождества: «Христос раждается — славите, Христос с небес — срящите!» Эти знакомые нам, полные радости слова Канона на Рождество Христово его автор преподобный Косма Майумский прямо заимствовал из Слова, произнесенного святителем Григорием Богословом четырьмя веками раньше. Таким значимым было это Слово на Рождество Спасителя, таким драгоценным для Церкви, любимым, вдохновляющим, живым.
Но в наше время очень немногие — кроме профессиональных богословов — читали и могли воспринять это пламенное, яркое, поэтичное слово. Оно опубликовано на русском языке множество раз и на многих ресурсах, — и при этом так малодоступно!
Мы просто не привыкли к такой концентрации богословской мысли и к этому изысканному строю речи, который легко и радостно воспринимали античные и средневековые греки.
Но есть для нас и хорошая новость: богословские глубины, которыми исполнено Слово святителя Григория, для нас не сложные и новые философские конструкции — они через жизнь в Церкви усваиваются нами и хорошо знакомы нам, пусть отчасти на интуитивном уровне, полубессознательно. Это то, что мы знаем, но не всегда помним и не всегда понимаем.
Воспринимать по-настоящему, в глубине эти истины дает нам прежде всего сам Праздник, его богослужение. А слово поэта-богослова, раскрывающего в событии Рождества тайну нашего спасения, таинство пути Бога к человеку и человека к Богу, призвано обновить наше знание о самом главном — и найти слова для нашей общей радости о Рождестве Христа.
И коли уж мы не выросли пока до восприятия высот богословской мысли и византийского красноречия — вот оно в сокращенном пересказе.
Тени проходят, их место занимает истина
Христос рождается – славьте! Христос с небес – встречайте! Христос на земле – возноситесь! «Воспойте Господу, вся земля» (Пс.95:1)! И еще повторю за псалмопевцем: «да веселятся небеса, и да торжествует земля» (Пс.95:11) — сперва ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти! – с трепетом и радостью возвеселитесь: с трепетом — по причине греха, отделяющего нас от Бога, с радостью — по причине надежды обновления.
Тьма рассеивается, свет является. Люди, ходящие во тьме, увидят свет великий; на живущих в стране тени смертной воссияет свет ведения (Ис. 9:2).
Итак, будем праздновать не пышно, но божественно, не по-мирскому, но надмирно. Это праздник исцеления, праздник воссоздания!
Как же это исполнить?
Не будем предаваться пирам и пьянству, с которыми, как знаю, сопряжены распутства. Не будем высоко ценить благоухания вин и поварских приправ. Не будем стараться превзойти друг друга невоздержностью (а все то, что излишне и сверх нужды, по моему мнению, есть невоздержность), особенно когда другие терпят нужду. Предоставим все это язычникам, которым бог — чрево (Флп. 3:19).
А нам, поклоняющемся Богу-Слову, подобает насладиться Божиим словом и Божиим законом и размышлениями о причинах настоящего торжества, чтобы наслаждение наше было не чуждым Создавшему нас.
Я, как распорядитель пира, предложу вам, добрым соучастникам духовного пиршества, слово о происходящем. Желающие насладиться им да очистят и ум, и слух, и сердце, потому что у меня слово о Боге и Божие. Пусть же это слово ни скудостью не огорчит, ни излишеством не наскучит.
Мысль стала делом
Бог всегда был, есть и будет. А лучше сказать — всегда есть, ведь слова «был» и «будет» что-то значат лишь во времени, в нынешнем веке, а Бог — Сущий всегда. Этим именем — Сущий — именует Он Сам Себя, беседуя с Моисеем на горе, потому что сосредоточивает в Себе Самом всецелое бытие, которое не начиналось и не прекратится. Это бесконечное Существование, простирающееся за пределы всякого представления о времени и естестве. Бог беспределен и непостигаем, и единственное, что в Нем как-то постижимо — это Его беспредельность.
Но предмет моего слова составляет не богословие, а Божие домостроительство — Отца и Сына и Святого Духа.
Для Благости Божией не довольно было упражняться только в созерцании Себя Самой, а надлежало, чтобы благо разливалось, шло далее и далее. И Бог измышляет, во-первых, ангельские и небесные силы. Мысль стала делом, которое исполнено Словом и совершено Духом. Так сотворен Богом умный — духовный — мир.
Вслед за этим Бог измыслил другой мир – вещественный и видимый: стройный состав неба, земли и того, что между ними, удивительный по прекрасным качествам каждой вещи, а еще более — по стройности и согласию целого, в котором всё дивно взаимосвязано. И этим Бог явил, что Он силен сотворить не только сродное Себе, но и совершенно чуждое себе, материальное естество.
Но не было еще смешения этих двух противоположных миров, духовного и телесного, — и, являя богатство Благости Своей, Искусное Слово созидает живое существо, в котором приведены в единство невидимое и видимая природа — человека, созидает, из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (разумную душу, образ Божий). Человек — соединение земного и небесного, временного и бессмертного, видимого и умосозерцаемого. Он и дух, и плоть.
Чтобы зло имело предел
В человеке Бог творит живое существо, здесь уготовляемое и переселяемое в иной мир, и через стремление к Богу достигающее обожествления. Умеренный здесь, в нынешней жизни, свет истины служит для меня к тому, чтобы видеть и сносить светлость Божию в будущем веке.
Почтив человека свободой, Бог поставил его в раю, дав ему и заповедь для упражнения свободы. Когда же, из-за зависти дьявола и обольщения жены, человек забыл данную ему заповедь и был побежден горьким вкушением от запретного древа, — тогда через грех сделался он изгнанником, был отвергнут и от древа жизни, и из рая, и от Бога. Само наказание — смерть — совершено Божиим человеколюбием в пресечение греха, чтобы зло не стало бессмертным.
В преграждение многих грехов, какие произрастали от корня повреждения, человек и прежде вразумляем был многоразлично: словом, Законом, Пророками, благодеяниями, угрозами, карами, наводнениями, пожарами, войнами, победами, поражениями, знамениями небесными, знамениями в воздухе, на земле, на море, неожиданными переворотами в судьбе людей, городов, народов, и все это имело целью загладить повреждение.
Наконец стало нужно сильнейшее лекарство, по причине сильнейших недугов и умножения главного из них — поклонения твари вместо Творца.
И вот само Божие Слово — превечное, невидимое, непостижимое, бестелесное, Начало от Начала, Свет от Света, Источник жизни и бессмертия, — приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, очищая подобное подобным; делается человеком по всему, кроме греха.
Что это за таинство обо мне? Я получил образ Божий и не сохранил Его, — а Он воспринимает мою плоть, чтобы и образ спасти, и плоть обессмертить.
Вскоре потом увидишь и очищающегося в Иордане Иисуса — мое очищение и очищение вод, ибо не имел нужды в очищении Сам Он – «взявший грех мира» (Ин.1:29); увидишь и «разверзающиеся небеса» (Мк.1:10); увидишь, как Иисус и приемлет свидетельство от Духа, и искушается, и побеждает, и окружен служащими Ему ангелами, и «исцеляет всякую болезнь и всякую немощь» (Мф.4:23), и животворит мертвых, и изгоняет бесов, и немногими хлебами насыщает тысячи, и предается, и распинается, и сораспинает мой грех, приводится как агнец — и приводит как Иерей, как человек погребается — и восстает как Бог, а потом и восходит на небо, и придет со славой Своею.
Все просто – будь, где Христос
Сколько торжеств доставляет мне каждая тайна Христова! Во всех же в них главное одно – мое совершение, воссоздание и возвращение к первому Адаму! Поклоняйся Рождеству, через которое освободился ты от уз рождения; воздай честь малому Вифлеему, который опять привел тебя к Раю; преклонись перед яслями, через которые ты, сделавшийся подобным бессловесным, воспитан Словом. Иди со звездой, принеси с волхвами дары – золото, и ладан, и смирну — как Царю, и как Богу, и как умершему ради тебя; прославь с пастырями, ликуй с Ангелами, воспой с Архангелами; да составится общее торжество небесных и земных Сил.
Одно только можешь ненавидеть из бывшего при Рождестве Христовом – это Иродово детоубийство, предварившее новое Заклание Христово. Бежит ли Христос во Египет, с Ним и ты охотно беги. Хорошо бежать со Христом гонимым. Задержится ли Он во Египте, призывай Его из Египта, воздавая Ему там доброе поклонение.
Шествуй непорочно по всем возрастам и силам Христовым. Как Христов ученик, претерпи, если нужно, побиение камнями; твердо знаю, что укроешься от мечущих камни и пройдешь посреди них, как Бог, потому что слово не побивается камнями.
Приведен ли будешь к Ироду, не отвечай ему больше. Увенчайся тернием; пусть преклоняются пред тобой ругающиеся истине. Наконец, охотно распнись, умри и прими погребение со Христом, да с Ним и воскреснешь, и прославишься, и воцаришься, зря Бога во всем Его величии и Им зримый, – Бога в Троице поклоняемого и прославляемого, Которого молим, да будет и ныне, насколько возможно, явлен нам, узникам плоти, о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава во веки. Аминь.
Ему слава вовеки. Аминь.