Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Езда без правил: почему самокатчики стали новой опасностью в городе

Количество ДТП с самокатами за год в России выросло втрое. Есть ли из этой ситуации выход? Разбираемся в проблеме

«Мама, давай покатаемся на самокате», – попросил меня девятилетний сын. Знаю, что катание по нескольку человек запрещено. Но в Москве, Санкт-Петербурге мы с ним ездили летом до метро – аккуратно, не торопясь, с ветерком. Почему бы не ощутить снова эти же эмоции?

Поддаюсь на уговоры. Катим! На переходах останавливаемся, идем пешком. Вообще, много раз отмечала, что самые приличные самокатчики – как раз мамы с детьми. Не гоняют, не подрезают, руки, как в «Титанике», не растопыривают. После очередного пешеходного перехода говорю: «Вон там высокие бордюры. Сейчас их пройдем и поедем дальше». И что бы вы думали? Именно в этом месте, за кустами, стоял наряд полиции с инспектором ПДН (инспектор по делам несовершеннолетних. – Ред.). С усталыми уже лицами и бланками для штрафов встречали они тех, кто едет неправильно.

«А я что? Я ничего», – старательно выразила я лицом эту неглубокую мысль и сделала вид, что мы просто идем. А самокат – для красоты! Сотрудник ПДН не очень-то мне поверил, но беседу о том, что нельзя вдвоем ездить на самокатах, провел. А подростков, ехавших втроем после меня, уже задержали», – говорит Екатерина Иванова (имя и фамилия изменены. – Ред.).

Все чаще в последние годы в статистику аварий попадают средства индивидуальной мобильности (СИМ), среди которых – электросамокаты. Только за последние три года количество ДТП с участием СИМ выросло в 7 раз. Если в 2019 году в ГИБДД заявляли о 142 авариях, то в 2022-м их стало уже 941. Число погибших за этот же период увеличилось в три раза: с 7 до 19 человек.

С января по сентябрь 2023 года в России зарегистрировали 2647 ДТП с участием СИМ. Это на 215,9% больше, чем за тот же период 2022 года, сообщается в обзоре аварийности от Научного центра безопасности дорожного движения (НЦ БДД) МВД. Среди погибших – трое несовершеннолетних младше 16 лет, и еще 2723 человека, в том числе 919 детей младше шестнадцати, получили травмы. 

«Полное смирение с ситуацией, неизбежность»

Коллаж. Самокаты

Не все пострадавшие обращаются в травмпункты или ГИБДД для того, чтобы сообщить о произошедшем столкновении, поэтому официальную статистику следует принимать с поправками на то, что еще есть масса неучтенных случаев. Как, например, в случае с Евгенией Васильевой, жительницей Новокузнецка.

«В начале мая меня и моего друга сбили на самокате. Улица была пустынной, кроме нас никого и не было. Мы шли по краю, вдоль деревьев, рассматривали зябликов. Потом встали с другом с краю пешеходной дороги, отвернулись к березам и услышали этот злосчастный гул несущегося электросамоката. Я не обратила на него внимания: стояла спиной, подумала, не на нас же он едет! Такая широкая улица, на ней никого. Уж есть место погонять, даже и близко не приближаясь к нам. Но по лицу друга догадалась: он стоял боком и как раз понял траекторию самокатчика. Я развернулась, увидела, что он несется на полной скорости к нам – видимо, его траекторию сбил бордюр, и самокат повело в нашу сторону.

Скорость была такая, что мозг за секунду понял: я и шага в сторону сделать не успею, ничего не остается кроме как принять удар, который случится секунду спустя.

Единственная мысль тогда: «Ну, давай!» Полное смирение с ситуацией, неизбежность. Даже испугаться не успели, друг меня подхватил, иначе нас вдвоем бы повалило на землю. И вот удар! Нас отталкивает на пару шагов назад. Мне в руку прилетает жестким рулем, тупая боль начинает окутывать сразу.

Стоит растерянный парень лет 20-25, и сзади уже слетевшая с самоката его тучная дама, сумка которой упала на асфальт. Мой друг начал кричать на паренька, воспитывать его. Тот проглотил язык и кроме как «простите» ничего не вымолвил», – говорит Евгения.

В больницу она обращаться не стала, в первое время после ДТП «на адреналине» казалось, что боль скоро пройдет. Но позже на руке появились синяки и ноющая тупая боль. К счастью, обошлось без перелома.

О том, что нужно заставить любителей быстрой езды на самокате ездить аккуратно и по правилам, говорят довольно давно, и не только в России. С 1 сентября 2023 года в Париже запретили аренду самокатов через приложение (но ездить на самокатах, находящихся в собственности, не запрещается).

Опыт Новокузнецка

Новокузнецк имеет интересный кейс взаимодействия городских властей, дорожной полиции и собственников кикшеринга. Со стороны инспекторов ГИБДД – рейды по отлову подростков на электросамокатах. Наиболее частые нарушения – езда по двое-трое, переезд через пешеходный переход.

Так как подростки – несовершеннолетние, то инспекторы составляют протоколы на их родителей за ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, а затем блокируют аккаунты. По информации городского отдела ГИБДД, всего за лето 2023 года заблокировали около тысячи аккаунтов детей-нарушителей. Правда, и штрафы за эти нарушения небольшие: 800 рублей за неправильную езду и 500 за неисполнение родительских обязанностей.

Со стороны мэрии также были сделаны шаги для нормализации скорости самокатов, сдающихся в прокат: их скорость в нескольких зонах города была ограничена, а на местах парковки появилась разметка.

«Это был вопрос чистого везения»

Коллаж. Самокаты

И если в сфере кикшеринга при помощи органов правопорядка и местной администрации можно регулировать скорость, места размещения самокатов, а также соблюдение ПДД, то в случае с электросамокатами, приобретенными в личное пользование, ситуация гораздо сложнее.

Мы имеем «самокат Шредингера», которым управляют не в соответствии с законом, а в зависимости от личных предпочтений и ситуации на тротуаре или дороге.

Получается парадокс: самокат, развивающий скорость до 25 км/ч, приравнивается к пешеходу, средняя скорость которого в пять раз меньше (5-6 км/ч).

«Люди, использующие самокаты, могут быть в течение короткого времени поочередно то пешеходом, то водителем, переходя из одной категории в другую, когда им захочется. Сейчас ему удобно ехать по тротуару, на нем самокатчик – пешеход. Через пять минут он переместится на дорогу и станет водителем. При этом они не соблюдают ПДД и спокойно развивают скорость до 80 км/ч», – говорит Анастасия Отрощенко, жительница Москвы.

Некоторые модели могут развивать скорость и до 90 км/ч. При этом люди, стоящие за рулем самоката, часто не понимают, что они провоцируют ДТП на дорогах и тротуарах.

«Наш сын учится в 10 классе школы для слепых в Алексеевском районе Москвы. Район «заточен» под слепых: везде правильно расположенная ребристая плитка, светофоры со звуковыми сигналами. Ребенок передвигается самостоятельно в очках и с белой тростью. Знает и понимает все правила дорожного движения, умеет переходить дорогу. Однажды он шел из школы, ждал на тротуаре, когда загорится разрешающий сигнал светофора. Машинам загорается красный, и в этот момент мимо него проносится самокатчик и задевает его белую трость, которая выставлена вперед. К счастью, ребенок не пострадал, но это был вопрос чистого везения.

Самокатчики для Москвы – большая проблема. Я очень либеральный человек, но все же считаю, что их нужно запретить и ввести серьезные штрафы, чтобы прекратить это безобразие», – говорит Анастасия.

«Вручили электросамокат, но не объяснили правила езды»

Чистое везение бывает не всегда. На четырехлетнего ребенка жительницы Саратова Юлии Поздняковой наехал ребенок чуть старше и тут же уехал так быстро, как только смог.

«Произошло это на детской площадке. Я сидела на скамейке напротив, ребенок играл (площадку и скамейку разделяет пешеходная аллея, дорожка для самокатов и велосипедов находилась за этой скамейкой). Ребенок выбежал с площадки и побежал ко мне. В этот момент проезжающий на высокой скорости электросамокат сбил его, ребенок отлетел метра на 2-3, упав на спину. Послышался звук сильного удара.

Как в замедленной съемке это увидела. Народу было много, несколько женщин с пешеходной дорожки бросились к моему ребенку, так что я даже не сразу могла к нему подойти. Я только посмотрела вслед удалявшемуся самокатчику, который, не снижая скорости, а только вильнув от удара, удалялся в сторону, и увидела, что это мальчик лет 12 на черном самокате. Так как он не остановился, я не успела его рассмотреть, видела только, что самокат был не арендованный, а скорее свой. Рядом была женщина, которая сказала: «А что с него взять, ребенок же!»

То есть управлял электросамокатом даже не подросток! Так как серьезных травм не было, я решила не тратить свое время на его поиски. Хотя, конечно, хотелось бы его найти. Сбить маленького ребенка – он не мог не заметить, что сбил человека – и не остановиться – это говорит о больших пробелах в воспитании. И возникает много вопросов к родителям маленького преступника, которому вручили электросамокат, но не объяснили правила езды».

Ввести поправки по регулированию использования электросамокатов собираются до конца года в Госдуме, пишет «Интерфакс». По словам председателя думского комитета по транспорту Евгения Москвичева, планируется ввести запрет на пользование самокатами несовершеннолетними, еще больше ограничить скорость их передвижения (с 25 км/ч до 12 км/ч), а также разрешить езду только по выделенным полосам для велосипедистов.

«Да, в мире есть опыт приравнивания самокатов к автомобилям: Нидерланды, Копенгаген, – говорит Евгения Васильева. – Но! У них, во-первых, есть велодорожная инфраструктура, во-вторых, скоростной режим на основной массе улиц не превышает и 30 км/ч. У нас же нет ни того, ни другого».

Коллажи Дмитрия ПЕТРОВА

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?