Символом отношений супругов Мэриэнн и Томми Пиллинг могло бы стать дешевое пластиковое колечко из вендингового автомата в супермаркете – простое, зато подарено от души. Когда-то, в далеких 90-х именно с таким украшением Томми хотел просить руки своей любимой, но вмешалась мать Мэриэнн, которая помогла жениху подобрать достойное украшение.
Пиллинги стали первой парой с синдромом Дауна в Великобритании, которая смогла заключить официальный брак. Вначале над ними смеялись, затем – приглашали на популярные телешоу и просили об интервью.
Вместе влюбленные с дополнительной хромосомой прожили 25 лет и почти не расставались. Мы решили, что должны рассказать удивительную историю Мэриэнн и Томми российским читателям. В ней много радости, надежды, есть боль и грусть, но все-таки, больше всего в ней любви.
«Я подумала: а почему они не могут пожениться, как все?»
Судьбы Мэриэнн и Томми во многом показательны для времени, в которое они родились. Отношение к людям с синдромом Дауна в 60-70 годах прошлого века все еще было достаточно настороженным.
Томми потерял мать в 12 лет и оказался в интернате для людей с особенностями развития, где ему мало кто уделял внимание. Мэриэнн сразу после рождения бросил отец – не захотел воспитывать «бракованную» дочку. Ее мать Линда Мартин тянула девочку одна, и вопреки общественному мнению старалась дать ей как можно больше навыков и воспитать в ней самостоятельность.
Позже она смогла выйти замуж, родить еще детей, но все время повторяла: Мэриэнн должна научиться тому же, что и младшие брат и сестры.
Особенно Линда поощряла в старшей дочери Мэриэнн женское: готовку, уход за собой, умение красиво одеваться и делать прически.
Мэриэнн и Томми познакомились в 1990 году, когда ей было 19, а ему – 32 года, на занятиях по кулинарии для особых людей, которые проводились в их родном графстве Эссекс. Для Мэриэнн это была любовь с первого взгляда. Ее мама и младшая сестра вспоминают, что Мэриэнн буквально светилась от счастья и постоянно говорила только о своем новом знакомом.
Влюбленные встречались пять лет, прежде чем смогли заключить брак.
Сближение Мэриэнн и Томми было постепенным, и те, кто их знал, поначалу не верили, что они смогут ужиться вместе: слишком уж активной и неугомонной была невеста, жених же, напротив – тихим, скромным и достаточно стеснительным.
Когда родственники Мэриэнн поняли, что девушка увлечена всерьез, пригласила ее нового друга в гости. И там Томми неожиданно раскрылся: когда зазвучала мелодия Love me tender Элвиса Пресли, которого он очень любил, потенциальный жених пригласил Мэриэнн на танец.
Мать и младшая сестра вздохнули с облегчением: эти двое смогут поладить, у них много общего – музыка, танцы, любовь к готовке. Так что предложение, которое Томми сделал по всем правилам, с кольцом и стоя на одном колене, спустя полтора года после знакомства, никого в семье Мэриэнн не удивило. «Я подумала, а почему они не могут быть такими же, как и все? У меня не было абсолютно никаких оговорок и сомнений», – вспоминает о помолвке Линда Мартин и добавляет, что потом ни разу не пожалела о своем решении.
Весь город был против, и только священник благословил союз
Зато общественность маленького городка Шубери была удивлена, взволнована и даже шокирована. Встречая миссис Мартин на улице, соседи задавали ей самые разные вопросы, общий смысл которых сводился к одному: не сошла ли она с ума, решив устроить свадьбу для пары с синдромом Дауна?
«Это что же, теперь они все решат, что им можно жениться?» – возмущались обыватели.
Впрочем, нашлись и те, кто поддержал семью Мэриэнн – в их числе был священник местной церкви отец Тим Кодлинг. Он пообещал, что лично обвенчает молодоженов, и сдержал свое слово.
Мать невесты, разумеется, осознавала, что ни Мэриэнн, ни ее жених не могут жить самостоятельно. Так что фактически ей придется принять в семью еще одного человека и заботиться о Томми ради счастья вновь образовавшейся семьи. Линда пошла на это.
15 июля 1995 года Шубери наводнили телевизионщики: всем хотелось заснять сенсационную свадьбу, на которой впервые в Соединенном Королевстве сочеталась браком пара с синдромом Дауна.
Правда, скандала пресса так и не дождалась, все прошло традиционно. Невеста в белом платье и тиаре (Мэриэнн мечтала о ней с детства, как и у многих девочек, у нее в голове уже была картина будущего свадебного наряда), жених в сшитом на заказ костюме.
Обменявшись клятвами, Мэриэнн и Томми прошли по проходу из церкви под мелодию из фильма «Грязные танцы», и оказалось, что этот эпизод они подготовили самостоятельно, он стал сюрпризом даже для мамы невесты. «Моя свадьба была лучшим днем в моей жизни», – не раз повторяла потом Мэриэнн.
«Мы никогда не спорим»
А потом началась обычная жизнь. Первые 17 лет молодожены провели в доме Линды Мартин, которая смогла оформить опеку над Томми. Все эти годы женщина посвятила тому, чтобы сделать дочь и ее мужа максимально самостоятельными. Супруги Пиллинг учились готовить, убираться, покупать продукты, планировать домашние дела – и весьма преуспели в этой науке.
Как только Линда поняла, что Томми и Мэриэнн могут жить самостоятельно, для них сняли жилье в соседнем доме. Ежедневно к ним приходила либо сама миссис Мартин, либо ее младшая дочь Линди, но в целом супруги с синдромом Дауна были настолько свободны, насколько это возможно в их положении. И жили, что называется, душа в душу. «Мы с Томми никогда не спорим. Я очень люблю своего мужа, он мой лучший друг», – радостно говорила всем Мэриэнн.
Через некоторое время шок и удивление сменились стойким интересом: супругов Пиллинг и их родственников стали приглашать на различные телешоу, брать у них интервью. СМИ интересовало, правда ли, что брак людей с синдромом Дауна имеет право на существование, действительно ли Мэриэнн и Томми справляются хотя бы с частью своих обязанностей самостоятельно. Семья всегда была готова к этим вопросам и честно говорила не только о радостях, но и о трудностях.
Сложности случались в основном из-за того, что и Мэриэнн, и Томми были очень наивными и доверчивыми.
Однажды у мистера Пиллинга, который несколько раз в неделю работал в благотворительном магазине, украли из кармана кошелек. Воров искали всем городом и в итоге нашли.
Разгневанные байкеры, члены местного мотоклуба, сами поймали воришек и сдали их в полицейский участок.
Но радостей у супругов Пиллинг было больше. За годы совместной жизни Мэриэнн и Томми много путешествовали – успели съездить в Америку по местам, связанным с жизнью Элвиса Пресли, посетить парижский Диснейленд, и, конечно, города родной Англии.
«Их отношения были абсолютно добрыми и прекрасными»
«Люди с синдромом Дауна не умеют быть злыми. Если они любят, то любят безоговорочно. Так что отношения моей дочери и Томми были абсолютно добрыми и прекрасными», – говорит об этом браке Линда Мартин. Она добавляет, что за время, пока Мэриэнн и Томми жили вместе, изменилась не только она сама, но и вся ее семья. «Они научили меня и моих детей доброте, терпению, уважению».
Все, кто их знал, говорили, что влюбленные были полны нежности: они постоянно держались за руки, старались сесть поближе друг к другу, а иногда и вовсе словно бы пропадали для окружающих, как будто окружали себя невидимым мыльным пузырем, и ворковали, как голубки.
С развитием интернета и социальных сетей Мэриэнн и Томми стали еще популярнее: у них появилась собственная страничка в Facebook , на которой публиковались фото, ссылки на статьи, а также обучающие материалы о синдроме Дауна. В числе подписчиков было более 70 тысяч человек со всего мира. Чаще всего младшая сестра Мэриэнн, Линди, которая вела этот аккаунт, получала отзывы мам о том, что благодаря истории семьи Пиллинг они поверили в будущее для своих детей с синдромом, перестали их стесняться.
Сами Пиллинги не понимали до конца, насколько они популярны: им было трудно понять, много ли это – 70 тысяч человек? Разобраться помог супруг Линди – он сфотографировал огромную толпу, которая примерно и составляла указанное количество, и показал снимок Мэриэнн и ее мужу. Они были поражены! Не менее удивительным показалось им и то, что, начиная с 20-ой годовщины брака каждое лето они получали поздравительные открытки со всего мира.
«Они изменили мир к лучшему»
Летом 2020 года Мэриэнн и Томми отметили 25-ю годовщину свадьбы. Планировался большой и шумный праздник, но из-за пандемии коронавируса пришлось ограничиться узким семейным кругом. С весны, когда в Великобритании было объявлено о всеобщей изоляции, супруги проводили время у себя дома, а Линда Мартин приходила к ним в гости только в маске и защитном костюме, боясь ненароком принести инфекцию.
Для Томми, которому в этом году исполнилось 62 года, опасность была реальной: уже несколько лет он страдал от симптомов болезни Альцгеймера. Но Мэриэнн это нисколько не смущало, она сама ухаживала за мужем со всеми возможными предосторожностями, кормила с ложечки, вытирала рот, окружала заботой.
В декабре случилось несчастье: Томми упал и сильно ударился, его на время поместили в больницу, где, вероятно, и произошло заражение коронавирусом. Дома он почувствовал себя плохо, и родные поняли, что вторая госпитализация неминуема. Несмотря на то, что первое время еще была надежда – два теста оказались отрицательными – затем диагноз ковид подтвердился.
Последнее, что супруги успели сделать до приезда скорой помощи – обменяться рождественскими подарками.
Мэриэнн подарила мужу памятный сувенир, связанный с Элвисом Пресли, а он ей – духи и ожерелье. Она навестила его в больнице на Рождество, и, глядя через стекло, надеялась уловить хоть какой-то знак, но Томми уже не отвечал – он был без сознания. Утром 1 января 2021 года его не стало.
Родные Мэриэнн сообщили о его кончине на страничке в Facebook и попросили всех, кто любил Томми, зажечь в его память свечу и поделиться фотографией в социальных сетях. Поскольку организовать достойную церемонию прощания из-за ограничений, связанных с ковидом, было невозможно, именно такая форма выражения чувств показалась семье приемлемой и правильной.
Мэриэнн отказывалась верить в то, что ее мужа больше нет. Линда говорит, что время от времени ее дочь все еще спрашивает, когда же любимый муж вернется домой и повторяет: «Я скучаю по Томми, скучаю по его объятиям».
Несмотря на печальный финал, в семье Мэриэнн и Томми уверены, что вспоминать стоит только о хорошем. «У них было на двоих 30 лет любви и смеха, так что это очень воодушевляющая история. Они изменили мир к лучшему для тысяч людей и сняли клеймо синдрома Дауна».
По материалам Daily Mail
Фотографии со страницы в facebook.com/maryanneandtom