В Международный день защиты детей в Центре детской гематологии им. Дмитрия Рогачева состоялось открытие выставки репродукций произведений из Третьяковской галереи.
Соучредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова:
«Я никогда прежде не открывала никакие выставки, я не знаю, как это делать. Но я понимаю одно, что у меня очень радостно на душе, надеюсь, что эта радость передастся всем остальным. Сегодня уникальный день, я говорю это с нескромной гордостью, потому что я не знаю ни одной больницы в мире, в которой был бы какой-нибудь импровизированный музей, а у нас это теперь появилось»
Третьяковской галереи Лебедева Ирина Владимировна:
«С фондом «Подари жизнь» прежде у нас был небольшой совместный опыт, когда в холлах здания ГТГ на Крымском валу устраивалась небольшая выставка рисунков детей, как раз из клиники Димы Рогачева. Мы тогда поняли, что, конечно, этого недостаточно, и тогда появилась идея придумать что-то более значительное и долговременное. Не все дети могут приехать в Третьяковку. В клинике – особые дети, им требуются особые условия. Поэтому решили проводить какие-то интерактивные, образовательные занятия в самой клинике. Но понятно, что проводить их нужно на фоне чего-то. Возникла идея создать репродукции (в данном случае – это печать на холсте) тех произведений, которые находятся в нашей экспозиции на Крымском валу «Искусство двадцатого века»
…Сразу стало понятно, что клиника построена в современном стиле, современная архитектура, активный дизайн. Все здесь яркое, все нацелено на позитивное отношение. В этих интерьерах показывать репродукции старых картин нам показалось просто неуместно, поэтому мы решили ориентироваться на искусство двадцатого века»
«Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915».
«Не случайно название картины определяется словом «Звон». Сам художник называл свой прием «цветодинамика». Он ощущал близость цвета и звука, интересовался проблемами цветомузыки. Соотношение звука и цвета в то время волновало многих. Этой темой занимались композитор Александр Скрябин, художник Василий Кандинский. Лентулову в картине «Звон» удалось выразить невыразимое языком живописи – звук». (Из описания картины, расположенного рядом с репродукцией)
Актер театра и кино, народный артист России Александр Филипенко читает сегодня четверостишия к полотну М.З.Шагала «Над городом» «вживую»:
«Крутилась земля колесом…»
А в небе царила весна…
С тех пор пролетел целый век,
Закончив земные дела,
Давно улетел человек
И женщина с ним умерла.
Весною пусты небеса,
закрыты дома на запор,
Не видно людей.
А коза…
Андрей Хржановский
Заместитель генерального директора по просветительской и издательской деятельности Третьяковской галереи Марина Эдгаровна Эльзессер позже рассказывала для читателей нашего сайта:
«Самое главное – научить ребенка рассматривать. Не просто скользнуть взглядом, а внимательно долго рассмотреть все, что художник изобразил, потому что все, что художник изображает, это не какая-то случайность. Художник все продумывает: и композицию, и детали, и перспективу, и на каком фоне, какими красками, поэтому нужно все внимательно рассмотреть и постараться понять: что же художник своей картиной хотел или сказать, или выразить. Или это просто движение его души, или это продуманная, взвешенная работа. Самые вдохновенные, талантливые картины возникают на соединении разума и чувства…»
…Дети здесь – с очень тяжелыми заболеваниями. Хотя кто-то из них может приезжать к нам в музей, и мы проводим такие экскурсии специально в закрытый день, когда нет публики, для того, чтобы им было более комфортно и более безопасно с точки зрения какой-то сторонней инфекции. Но некоторые дети даже в таких специальных условиях не могут приехать к нам в музей, и поэтому музей шагнул навстречу этим детям, вышел за пределы своих стен и привез лучшие работы двадцатого века в эту клинику.
«Человек, у которого богатый внутренний мир, совершенно по-другому справляется с любыми сложностями, включая болезнь. Совершенно по-другому смотрит на это, соотносит себя в этом, отвечает на вопрос: для чего? почему?.. Образованные люди, наполненные люди, знающие, мудрые, люди с богатым внутренним миром достойней и легче проходят все жизненные испытания. Поэтому для меня в этом проекте прекрасная составляющая именно образовательной части. Мне лично самой не хватает этого образования и для меня понятие «жизнь» состоит в том, чтобы каждый день узнавать что-то новое. Если бы у меня на работе в театре висела такая выставка, у меня была бы возможность брать аудио-гиды или даже просто читать, я была бы очень счастлива»