В Международный день защиты детей в Центре детской гематологии им. Дмитрия Рогачева состоялось открытие выставки репродукций произведений из Третьяковской галереи.
Соучредитель фонда «Подари жизнь» Чулпан Хаматова:
«Я никогда прежде не открывала никакие выставки, я не знаю, как это делать. Но я понимаю одно, что у меня очень радостно на душе, надеюсь, что эта радость передастся всем остальным. Сегодня уникальный день, я говорю это с нескромной гордостью, потому что я не знаю ни одной больницы в мире, в которой был бы какой-нибудь импровизированный музей, а у нас это теперь появилось»
Генеральный директор Государственной
Третьяковской галереи Лебедева Ирина Владимировна:
«С фондом «Подари жизнь» прежде у нас был небольшой совместный опыт, когда в холлах здания ГТГ на Крымском валу устраивалась небольшая выставка рисунков детей, как раз из клиники Димы Рогачева. Мы тогда поняли, что, конечно, этого недостаточно, и тогда появилась идея придумать что-то более значительное и долговременное. Не все дети могут приехать в Третьяковку. В клинике – особые дети, им требуются особые условия. Поэтому решили проводить какие-то интерактивные, образовательные занятия в самой клинике. Но понятно, что проводить их нужно на фоне чего-то. Возникла идея создать репродукции (в данном случае – это печать на холсте) тех произведений, которые находятся в нашей экспозиции на Крымском валу «Искусство двадцатого века»
…Сразу стало понятно, что клиника построена в современном стиле, современная архитектура, активный дизайн. Все здесь яркое, все нацелено на позитивное отношение. В этих интерьерах показывать репродукции старых картин нам показалось просто неуместно, поэтому мы решили ориентироваться на искусство двадцатого века»
На снимке: картина Аристарха Лентулова (1882-1943)
«Звон. Колокольня Ивана Великого. 1915».
«Не случайно название картины определяется словом «Звон». Сам художник называл свой прием «цветодинамика». Он ощущал близость цвета и звука, интересовался проблемами цветомузыки. Соотношение звука и цвета в то время волновало многих. Этой темой занимались композитор Александр Скрябин, художник Василий Кандинский. Лентулову в картине «Звон» удалось выразить невыразимое языком живописи – звук». (Из описания картины, расположенного рядом с репродукцией)
Ко многим произведениям созданы аудио-гиды, чтобы зрители могли послушать комментарии на экскурсии самостоятельно. К некоторым работам написаны стихи. Их можно услышать, нажав кнопку аудио-гида.
Актер театра и кино, народный артист России Александр Филипенко читает сегодня четверостишия к полотну М.З.Шагала «Над городом» «вживую»:
«Крутилась земля колесом…»
«Крутилась земля колесом,
А в небе царила весна…
С тех пор пролетел целый век,
Закончив земные дела,
Давно улетел человек
И женщина с ним умерла.
Весною пусты небеса,
закрыты дома на запор,
Не видно людей.
А коза…
…наверное, съела забор»
Среди почетных гостей – аниматор и сценарист
Андрей Хржановский
После церемонии открытия – на выставку по коридорам больницы…
Вильямс П. В. «Автопробег», 1930
Заместитель генерального директора по просветительской и издательской деятельности Третьяковской галереи Марина Эдгаровна Эльзессер позже рассказывала для читателей нашего сайта:
«Самое главное – научить ребенка рассматривать. Не просто скользнуть взглядом, а внимательно долго рассмотреть все, что художник изобразил, потому что все, что художник изображает, это не какая-то случайность. Художник все продумывает: и композицию, и детали, и перспективу, и на каком фоне, какими красками, поэтому нужно все внимательно рассмотреть и постараться понять: что же художник своей картиной хотел или сказать, или выразить. Или это просто движение его души, или это продуманная, взвешенная работа. Самые вдохновенные, талантливые картины возникают на соединении разума и чувства…»
…Дети здесь – с очень тяжелыми заболеваниями. Хотя кто-то из них может приезжать к нам в музей, и мы проводим такие экскурсии специально в закрытый день, когда нет публики, для того, чтобы им было более комфортно и более безопасно с точки зрения какой-то сторонней инфекции. Но некоторые дети даже в таких специальных условиях не могут приехать к нам в музей, и поэтому музей шагнул навстречу этим детям, вышел за пределы своих стен и привез лучшие работы двадцатого века в эту клинику.
…Для разных этажей мы выбрали разные темы, которые должны знакомить ребенка с окружающим миром: это море, техника, Космос, воздухоплавание… То есть все то, чем был отмечен двадцатый век, прошлое столетие: глобальными переменами, открытиями, устремленностью к звездам, мы хотели обо все этом детям рассказать»
Юон К.Ф. «Новая планета», 1921
Мамочки и бабушки деток после экскурсии подтверждали, что шедевры художников помогают им отвлечься от нерадостных мыслей
Дейнека А.А. «Эстафета», 1947
Кузнецов П.В. «Пушбол», 1931
Чулпан Хаматова:
«Человек, у которого богатый внутренний мир, совершенно по-другому справляется с любыми сложностями, включая болезнь. Совершенно по-другому смотрит на это, соотносит себя в этом, отвечает на вопрос: для чего? почему?.. Образованные люди, наполненные люди, знающие, мудрые, люди с богатым внутренним миром достойней и легче проходят все жизненные испытания. Поэтому для меня в этом проекте прекрасная составляющая именно образовательной части. Мне лично самой не хватает этого образования и для меня понятие «жизнь» состоит в том, чтобы каждый день узнавать что-то новое. Если бы у меня на работе в театре висела такая выставка, у меня была бы возможность брать аудио-гиды или даже просто читать, я была бы очень счастлива»