В Центре документального кино прошел международный показ короткометражных фильмов, которые создали люди с инвалидностью из России и США при поддержке профессиональных репортеров.
/http://vk.com/cdkino/
Организаторами и вдохновителями программы выступили общественный медиа-центр Downtown Community Television, российский Центр развития журналистики и Российско-американская программа по сотрудничеству институтов гражданского общества. После семинаров, прошедших в Нью-Йорке, Сергиевом Посаде и Красноярске, участники из России и США сняли зарисовки своей жизни. В Сергиевом Посаде инициативу поддержала телекомпания «Радонежье», в Красноярске – телекомпания ТВК.
Как там у вас в Америке?
Небольшой зал центра документального кино (ЦДК) был заполнен, много было людей на колясках. Многие герои-авторы сюжетов присутствовали в зале. На этом мероприятии сложно было понять, кто участник, а кто – гость, да и разобрать, кто здесь «с ограниченными возможностями» тоже не всегда было возможно. Улыбчивый человек в кепке, украшенной птичьим пером, оказался известным американским документалистом Джоном Алпертом.
Джон Алперт /newreporter.org/
Открывая московский показ, организаторы посетовали на то, что в США человеческому отношению к людям с инвалидностью учат в школах, а в России многие потенциальные герои отказались участвовать в проекте, ссылаясь на то, что об инвалидности и связанных с ней проблемами не принято говорить публично».
Название международного проекта «Мушкетеры, вооруженные неограниченными возможностями журналистики» по-английски звучит лаконичнее, чем по-русски Media Enabled Musketeers. Люди с инвалидностью в Америке чувствуют себя чуть увереннее и комфортнее, чем в России, в США больше помогающих программ и специалистов, но проблемы все равно есть. И гости мероприятия смогли увидеть их своими глазами и почувствовать, каково это – быть человеком с ограниченными возможностями в мире здоровых людей.
/blogspot.com/
Показ занял меньше двух часов. Удивительно, сколько эмоций и информации уместилось в это время. Каждый из 13 фильмов, представленных в программе, был окошком в мир людей с ограниченными возможностями. Зрители увидели, с какими проблемами приходится ежедневно сталкиваться этим людям, в России и в Америке.
13 окон в чужую жизнь
Самый длинный фильм продолжался 12 минут, он рассказывал о том, как американка восстанавливается после тяжелого инсульта. Зрители видят, как эта женщина пытается по телефону вызвать сантехника, снова и снова пытаясь внятно произнести свою фамилию: «Донна Капелла!» – кричит она. Но оператор вешает трубку. Еще один человек принял ее за пьяную или невменяемую. Но Донна не унывает. Она одинокая, немолодая женщина, пережившая обширный инсульт, но назвать ее старушкой или инвалидом язык не повернется.
«Если скучно заниматься техникой речи – пой! Устал от лечебной физкультуры – займись боксом», – советует неунывающая американка. В фильме мы видим, как она лупит боксерскую грушу и отважно сражается с морковкой, из которой решила сделать себе салат.
Самый кроткий фильм «Можно я тебе позвоню?» рассказывает об американском юноше с аутизмом, который мечтает познакомиться с девушкой, которая станет его женой. Со свойственной этому диагнозу обстоятельностью парень начал издалека, он проинтервьюировал нескольких сверстниц, задавая им вопросы. «Стала бы ты дружить с аутистом?» «Что бы ты сказала своим друзьям о своем новом знакомом?» В отличие от героя фильма зрители могли оценить эмоции, которые выражали лица девушек. Было видно, что они были вполне искренни в своих ответах. Последним вопросом было: «Можно я тебе позвоню?» Ответ был положительным, и это свершено не удивляет. Автор фильма, Бен Рослофф – симпатичный серьезный юноша, дай Бог ему удачи в поиске спутницы жизни.
Из всех фильмов, представленных на показе меня больше всего поразила история Джона Новика. Автор был на показе в ЦДК, не заметить его сложно – Джон очень маленького роста, карлик. «Не смотрите на меня свысока», так называется его фильм. Идея фильма проста – Джон провел один день с маленькой видеокамерой-пуговицей, которая снимала все, что происходило с автором фильма. Вы представить себе не можете, что приходится терпеть человеку, который не похож на других, на Джона показывают пальцем, фотографируют, кричат ему вслед. Дурацкие вопросы, «остроумные» комментарии, непрошенные советы, – это малая часть того, с чем ему приходится сталкиваться каждый день. А ведь в фильме он всего лишь проехал на Нью-Йоркской электричке, потом спустился в метро и посидел в кафе.
В фильме «Несколько дней из жизни» рассказывается о том, как живет женщина с похожим диагнозом, наша соотечественница маленького роста. Когда Ирина Владимировна рассказывает о себе, видно, сколько боли ей пришлось пережить, она сама все еще не верит, что у нее – все хорошо. Ирина говорит о том, что в школе с ней никто не хотел дружить, но когда она выросла, то встретила человека, который ее полюбил и стал ее мужем. В показаны самые обычные вещи – Ирина гуляет с мужем и коляской, кормит сына, ведет его записывать в детский сад.
Несмотря на предельную откровенность (например, Ирина и ее муж рассказывают о своем отношении к тому, что сын унаследовал диагноз матери) разговор в фильме основан «на подтексте», многие вещи выражены не словесно. То, как Ирина идет по улице с мужем, как ведет сына, как реагируют дети в садке на нее и малыша, тон, которым разговаривают с ними воспитательницы, не менее важны, чем слова.
Один из фильмов проекта посвящен маме ребенка с ДЦП из Красноярска, которая все свои силы тратит на реабилитацию сына, поездка мальчика в реабилитационный центр стала основным событием фильма. Мама и сын-подросток с тяжелой формой ДЦП стали героями другого фильма, «Я как птица без крыльев».
Герой этого сюжета, Володя, не может ни ходить, ни говорить, ни двигать руками, но печатает на компьютере с помощью хитроумного «гаджета», придуманного мамой, стержня, прикрепленного к кепке. Текст который набирает таким образом Володя, создатели фильма, озвучили, а зрители – услышали.
Мы видим как мама вытаскивает коляску с сыном-подростком из тесного сельского дома, видим «крылатую подругу» Володи, так он называет белую гусыню. Кульминацией фильма стал видеорассказ о сбывшемся желании – однажды Володя смог полетать на дельтаплане.
Легко ли быть спортсменом?
Еще до начала показа я обратила внимание на красивую молодую женщину. Она спросила у организаторов, когда начнется показ и сказала: «Хорошо! А пока я выскочу на улицу, подышать. По лестнице я сама, спасибо, я привыкла». И моментально оказалась на Зубовском бульваре, за стеклянными дверями киноцентра. Легкая, веселая и сильная, она просто летела в своей инвалидной коляске, как стрела. Это определение, оказалось очень близко к цели. Наталья Рыжова, героиня фильма «Хочу – значит могу» – колясочница с высокой ампутацией ног, занимается стрельбой из лука. Каждый день она по три часа тренируется и мечтает выступить за сборную России на следующей паралимпиаде.
Наталья – самая обычная женщина, обаятельная, веселая, счастливая, у нее есть муж и сын. Но чего стоит ей эта обычность, что пришлось перетерпеть, чтобы научиться с улыбкой преодолевать ежедневную полосу препятствий, знает только она сама.
Зрители видят как Наталья спускается в коляске по ступеням, как садится в машину, как добирается в зал, где проходит тренировка – по совершенно недоступной для колясочника среде. Поневоле напрашивается аналогия с американским сюжетом, про спортсменов из клуба «Ахиллес», год за годом эти люди с ограниченными возможностями принимают участие в марафонских забегах и делают это очень успешно, потому что им, незрячему, послеинсультнику, человеку без ног многим другим помогает группа поддержки. Особенно впечатлил Дикий Билл, Билл Задом-наперед, как называют его товарищи, этот совершенно обездвиженный колясочник более 10 лет лихо штурмует марафонские дистанции. Кому труднее живется, ему или инвалиду из России, вопрос открытый, но есть повод задуматься.
Авторы международного проекта нашли очень удачный формат. Вышла мозаика из разных человеческих историй, можно сравнивать, можно делать выводы, а можно – просто смотреть, зрелище получилось очень интересным и эмоционально насыщенным.
/kultura.mos.ru/
Выходя с кинопоказа, зрители видели не странных чужаков в инвалидных колясках и без, а людей, о жизни которых им уже было кое-что известно – Джона, Кенни, Наталью, Яну, Ваню, Володю, Тамару и многих других своих новых знакомых.