В начале декабря в Санкт-Петербурге прошел VI Международный фестиваль анимационных искусств «Мультивидение». Студия Детской Анимации «Да» получила награду «За мужество в искусстве». Юным мультипликаторам вручили изготовленную на студии «Пилот» пластилиновую ворону, уменьшенную копию той самой, что стоит в холле киноцентра «Родина» – памятник Александру Татарскому. 9 декабря режиссеры студии «Да» привезли свой приз подопечным – в НИИ Онкологии им. Петрова.
– А она вся пластилиновая?
– Вся, ну-ка оставь тут свои пальчики!!!
Анимационная студия «Да» открылась в июле этого года, когда несколько режиссеров, художников и аниматоров решили снимать мультики с «онкологическими» детьми.
– Почему «Да»? – спрашиваю фотографа Надежду Федяевскую.
– Потому что Детская Анимация. Нужно было что-то утвердительное, позитивное и чтобы никаких восклицательных знаков.
По статистике ежегодно в мире от рака умирает более 100 000 детей. Более 270-ти – ежедневно. В большинстве случаев дети умирают из-за отсутствия доступа к современному лечению. |
Сначала Надя снимала подопечных Петербургского Детского Хосписа, фотографировала разные мероприятия и была волонтером по переписке. Потом родилась идея показывать детям мультфильмы. После первого же показа стало ясно: мультики надо не просто смотреть, а делать вместе с детьми.
– Мы решили заниматься с детьми тем, что лучше всего умеем сами. Что может быть логичнее?
Надин муж, Миша Сафронов, профессиональный мультипликатор, их друг Рома Соколов, режиссёр «Смешариков» и его жена Ира стали ядром проекта. Быстро подтянулись друзья, режиссёры и аниматоры, собралась выездная бригада мультипликаторов. Так и возникла студия «Да», подопечные которой за полгода сняли уже два десятка мультиков.
– Растём, как на дрожжах, начинали с НИИ Онкологии им. Петрова и встреч в офисе Детского Хосписа, теперь вместо офиса встречаемся с детьми в галерее «До» и ездим в 31-ю больницу. Число волонтёров растёт, занятия идут уже три раза в неделю, надеемся на собственное помещение…
– Работаем в форме диалога: дети предлагают огромное количество решений, из которых вместе выбираем лучшие. Всё решается единогласно. Это взрослые держатся за свои идеи, с ребенком проще, он предлагает сразу много вариантов и легко соглашается с чужим мнением.
Тут все друг с другом на «ты»:
— А можно с Вами на «ты»?
— Да, давай на «ты».
— Ой, а тогда можно и я тоже с Вами на «ты» буду?
— Да, будем на «ты», конечно.
На первом занятии большие и маленькие мультипликаторы решают – о чем будет фильм, потом рисуют, анимируют, озвучивают. Все это делают сами дети. Взрослые только советуют, направляют и монтируют. Семиминутный «Остров» рисовали два месяца.
«Остров» from misha_safronov on Vimeo.
Кто-то приходит на встречи с капельницей, кто-то – с мамой. Если правая рука у ребёнка с катетером, он рисует левой. Если не может рисовать — раскрашивает. Не может раскрашивать — передвигает бумажных персонажей или нажимает на кнопку фотоаппарата — анимирует. Не может анимировать — записывает звук. Увлечение процессом творит чудеса.
– Когда они приходят еле живые только что после химии, видишь, как ребенок меняется на глазах, и в конце занятия просто сияет.
Ребята очень привязаны к режиссерам, каждый раз расставанье на неделю дается с большим трудом.
— Вы что, уже уезжаете?
— Да, приедем через неделю.
— А может, завтра приедете?
— Нет, не получится.
— Ну, может, тогда послезавтра?
— Не сможем.
— Ну тогда посидите хоть сейчас ещё немного, пожалуйста…
— Так ведь спать пора, и вам, и нам.
— А вы у нас ночевать оставайтесь, мы вам в коридоре кушетку организуем!
На занятия волонтеры берут и своих детей, «здоровых».
– Для больных детей совместная работа — это возможность не чувствовать себя исключительными — исключёнными из социума. Для здоровых — опыт живого общения, показывающий, что больной — не марсианин, а точно такой же человек. Дети все воспринимают органично: если Рома не может сам открыть колпачок, ему поможет Глаша, никаких проблем. Моя Аглая от занятия до занятия постоянно говорит: «Мама, хочу в больницу, когда мы поедем в больницу?» Кто услышит, не поймёт – о чем речь…
– Когда работаешь с больным ребенком, важно помнить, что есть темы, требующие деликатного подхода, но закрытых – нет. Даже тема смерти не табуирована. Это арт-терапия, не стоит давить на ребенка, добиваясь нужного взрослым результата, он должен самовыразиться по полной.
«Храбрый цветок спасает друга» from misha_safronov on Vimeo.
– Болезнь не делает людей ни хуже, ни лучше, они остаются такими, какие есть. Ты забываешь про ограниченность их возможностей и болезнь – все уходит на третий план. Они дают нам гораздо больше, чем мы им. Странно измерять, но однозначно – не меньше. Нет большего счастья, чем помогать и быть нужным, это такое автономное счастье, которое не зависит ни от погоды, ни от финансов. Но самое главное – чтобы заниматься с ними, не обязательно быть клоуном или аниматором, можно просто сажать зерна в землю или делать с ними табуретки. Но глупо было бы с моей стороны заниматься с ними музыкой, я делаю то, что умею. Важно понять, что мультики, рисование и лепка рядом с любовью дело десятое…
«Они уже здесь» from misha_safronov on Vimeo.
-Мы все время пытаемся объяснить, что в нашей работе нет ничего героического. В нашем обществе занижена планка, такую простую вещь как помощь детям воспринимают как что-то экстраординарное. Надо эту планку поднимать. При слове рак человек закрывает лицо руками. Для него рак – это, прежде всего, боль и смерть. И человек бежит от боли и смерти. Мы хотим объяснить людям, что отдавать легко, участвовать в жизни этих детей несложно. Отворачиваясь от человека, ты вычеркиваешь его не только из своей жизни, но и из жизни вообще. Ему не только больно, он ещё и отверженный. Простой пример: у нас в городе практически нет пандусов для колясок. Но отсутствие пандусов не означает, что у нас нет инвалидов. Они сидят по домам и не могут выйти. Право на жизнь имеют не только молодые и красивые, как в рекламе шампуня, эту тривиальную мысль мы и хотим объяснить всем вокруг.
– Как-то опаздывала на занятие, поймала машину. Водитель спросил: «Ты такая спокойная, с детьми работаешь?» Я рассказала – куда еду и чем занимаюсь. Он спросил: «А чем болеют?» Ответила: «Раком». «А зачем ты с ними занимаешься? они же все равно умрут?!»
Но рак – не приговор. Человеческий организм может справиться с этой болезнью и психологическая помощь имеет огромное значение. Она необходима и детям, и их родителям. В процессе работы над мультиком охотно участвуют мамы.
Наталья, мама Кирилла Воробьева (ему – 7 лет)
– Кирилл очень ждет каждого занятия, ему очень нравится рисовать. У него сразу улучшается настроение, и лечение идет лучше. Одной рукой рисовать трудно, после операции вторая не работает, так что я ему помогаю. Тут много общения и все очень веселые, это важно. Кирилл озвучивал мультик «Поезд» и животное. Быть животным ему очень понравилось. Все время спрашивал, когда выйдет мультик, который он озвучивал, гордится…
Рома (режиссер): – Кирилл, нарисуй ворону!
Кирилл: – У меня не получится…
Рома: – Конечно, получится! Ты нарисуй, как получится, и она сразу полетит…
Кирилл: – Мама надо мной смеется!
Рома: – Мама не смеется, а радуется.
Наталья (мама): – Когда мама просит, ты так не рисуешь…
Рома: – Ну надо просто хорошо попросить…
Маша Максимова (12 лет)
– Мне тут очень нравится. В больнице бывает очень грустно, а тут всегда весело.
– Ты нарисовала на руке кольцо со смайликом…
– А мы с подружкой всегда везде смайлики рисуем.
– Что тебе запомнилось во время работы над мультиками?
– Когда мы рисовали самих себя.
– Приятно получить награду?
– Смотря за что. Ворону – да.
Антон Зайцев (13 лет) уже бывалый аниматор, постоянно задает режиссерам вопросы. Он очень серьезный взрослый мальчик, анимирует картинки сам.
– Какой мультик твой любимый?
– «Остров».
– Что тебе больше всего нравится?
– Я все люблю: и рисовать, и озвучивать, и анимировать.
– А что самое интересное?
– Когда оживает картинка.
– Трудно рисовать?
– Легко!
– Ты гордишься тем, что получил приз?
– НАШИМ ОБЩИМ ПРИЗОМ я горжусь.
Лариса Зайцева (мама Антона):
– Я считаю, что эти занятия для детей, а не для мам, поэтому не принимаю активного участия. Анимация развивает фантазию, но главное – Антон забывает, что находится здесь на лечении, он перестает быть взрослым и обратно становится ребенком. Помню, Антон пришел на занятие сразу после химии и очень плохо себя чувствовал. Ребята придумывали «хорошие новости». Мой ребенок быстро расцвел, все придумал, забыл, что ему больно. А один раз он отказался озвучивать «Поезд», не мог придумать, что видит из окна, потому что никогда не путешествовал на поезде. Зато когда озвучивал дворника, его не сразу узнали. Он страшно гордился: «Мама, это же я озвучивал!»
Антон: Мам, я весил 33 кг, а теперь – 34!
Надя Федяевская: Хорошо поужинал?
Мама Лариса: Ничего не покушал, настроения на килограмм прибавил.
За полгода юные мультипликаторы сняли два десятка мультиков. В детских мечтах возможно все! Не дождавшись помощи взрослых, дети самостоятельно спасаются с необитаемого острова, прорыв землю насквозь. На землю прилетают добрые пришельцы, они говорят: «Земляне, давайте дружить, налетайте на конфеты, нам не жалко!» Волшебник дарит животным крылья. Кто сказал, что это невозможно? Храбрый цветочек спасает друга от злого коршуна. Цветочек становится птицей: «Я птица, я лечу!» «Конечно, птица!» – подтверждают солнышко и небо. Цветок погибает, но следующей весной на поляне вырастает много цветов. А от чего бегут звери? От страха. Но бояться нечего. Дети едут в далекие края на поезде и придумывают хорошие новости. А ещё рисуют странную страну (по Хармсу), где всё вверх тормашками и не того цвета. Но что значит «не так» и «не того»? Они так увидели, так придумали, значит, это красиво. В кадре часто появляются детские руки. Умные режиссеры не вырезают их.
Команда студии:
Андрей Калантай — художник, аниматор студии «Мельница»
Дима Хонин — режиссёр-документалист
Женя Баталова — аниматор студии «Мельница»
Ира Грудина — продюсер, координатор
Катя Шрага — режиссер студии «Мельница» (сериал «Лунтик»)
Костя Феоктистов — режиссер студии «Мельница»
Ксюша Меньшикова — сотрудник музея Анны Ахматовой
Лена Грачева — организатор, педагог, координатор проекта со стороны фонда «Адвита»
Лена Тюнина — организатор, искусствовед, хозяйка галереи «До»
Марина Зарипова — аниматор студии «Мельница»
Миша Сафронов — режиссер студии «Мельница» (сериал «Лунтик»)
Надя Федяевская — фотограф, дизайнер
Олег Стрехлетов — сказочник
Оля Багряцова — художница
Оля Шаргородская — социальный педагог, координатор проекта со стороны «Детского Хосписа»
Рома Соколов — художник, режиссер студии «Петербург» (сериал «Смешарики»)
Саша Яскина — аниматор студии «Мельница»
Юля Домрачева — аниматор студии «Мельница»
остров – фильм о фильме from misha_safronov on Vimeo Режиссер фильма – Дима Хонин.
Яна Букчина