Можно ли отдыхать, играя в карты?

Передача “Церковь и мир” от 13 ноября об отношении к азартным играм

СЕМЕНОВ: Здравствуйте, в эфире программа «Церковь и мир» и ее ведущий митрополит Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

ВЛАДЫКА: Здравствуйте, дорогие братья и сестры. Ваши вопросы вы можете задавать на сайте нашей программы «VERA.VESTI.RU».

СЕМЕНОВ: Владыка, хочу попросить Вас сегодня поговорить об азартных играх и отношении Церкви к этому явлению. Вот нас спрашивает Антонина из Саратова: «Грешно ли играть в карты? Я люблю со своими внучатами так провести свободное время…»

ВЛАДЫКА: Я думаю, что в карты играть грешно. Не случайно Церковь на протяжении веков боролась с азартными играми и запрещала, в частности, карточные игры. В Российской империи карты появились только после реформы Петра Первого.

СЕМЕНОВ: Ну а если люди просто таким образом отдыхают? Вот нас спрашивает человек: «Когда работать устал, я на работе открываю на компьютере пасьянс и играю. Нужно ли в этом исповедоваться и как именно?».

ВЛАДЫКА: Я думаю, что в этом стоит исповедоваться, потому что это не самый лучший способ отдыха. Лучше, мне кажется, если устал, почитать книгу или выйти на улицу подышать свежим воздухом. Но, компьютерные игры сами по себе очень опасны. Потому что, они создают иллюзию занятости. Вот человек едет в машине, ему нечем заняться, он — если не за рулем, конечно, — открывает ноутбук, начинает раскладывать пасьянс. Или какие-то другие компьютерные игры. Он забывает при этом о каких-то важных делах, о звонках, которые он должен был сделать. О, может быть, каких-то вещах, которые он мог бы прочитать в это время. И в итоге, он просто тратит время. А азартные игры приучают человека к очень духовно опасному состоянию, которое, собственно, и называется словом азарт. Но азарт, он может быть здоровым — когда например, люди занимаются спортом, во время физического труда. Например, колет двора. И тут может появиться некий азарт, некое увлечение, но оно здесь приносит пользу, хотя бы потому, что человек как-то физически развивается. А ведь азартные игры никак не развивают человека. Они никакой пользы не приносят. А вред они приносят.

СЕМЕНОВ: Получается, что вред от азартных игр не напрямую связан с тем, что эта игра ведется на деньги, да?

ВЛАДЫКА: Но и в этом смысле, конечно, тоже они приносят вред. Потому что, если это игра на деньги, то это как бы двойной вред. С одной стороны, эта игра сама по себе греховна. А, с другой стороны, это нечестный способ заработать деньги и, по сути дела, это обман другого человека. И ведь мы знаем из жизни многих людей, в том числе и великих людей, которые страдали страстью к картежничеству и к азартным играм, как дорого это обходилось им и их семьям. Достаточно вспомнить Достоевского, который проигрывал в карты и оказывался в тяжелом материальном положении. И, кстати, в его романе «Игрок», который в некотором смысле является автобиографическим романом, очень сильно показана пагубность этой страсти.

СЕМЕНОВ: Вот смотрите, Владыка, в воспоминаниях девятнадцатого века часто описываются некоторые светские события, какие-то сборища, праздники, в которых принимали участие, в том числе и иерархи церкви. И они садились за стол с дворянами и играли с ними в вист или в преферанс. Получается, что они шли против Церкви таким образом?

ВЛАДЫКА: Получается, что они шли против церковной традиции. Но, к сожалению, иногда и церковные иерархи следовали светской моде. Я думаю, что подражать им в этом совершенно не следует.

СЕМЕНОВ: Владыка, у нас есть вопрос от учителя старшей школы. Он беспокоится вот о чем: «Старшеклассников часто можно заинтересовать чем-нибудь на уроке, только устроив соревнования, разбив класс на две команды. Не поддерживает ли это в детях дух нездорового азарта? Не развиваю ли я что-то недоброе в них?».

ВЛАДЫКА: Вот я думаю, что если речь идет о воспитании детей, то здесь понятие игры может иметь ключевое значение. Ребенок познает мир через игру. В том числе, в школе очень важно, чтобы занятия не превращались просто в какие-то сухие лекции, а чтобы дети активно участвовали в усвоении материала, в том числе через различные викторины, конкурсы, разделение на команды, которые соревнуются одна с другой. Но это совсем не то, что азартные игры и та зависимость, в которую попадают многие люди, независимо от возраста. Вот такая зависимость действительно является трагедией. Она в каком-то смысле, подобна алкогольной зависимости или наркотической зависимости. Потому что человек настолько привыкает к игре, что он готов проводить целые ночи за этим занятием. Он лишается сна, он лишается способности к нормальной жизнедеятельности. Это может привести даже к психическому расстройству и к психической болезни. Вот у нас есть на эту тему репортаж. Давайте посмотрим его.

Сюжет. Игроманы.

«Алкоголик или наркоман должны что-то принять вовнутрь — алкоголь,
наркотик. А мне достаточно было перебирать в голове комбинации цифр,
самому с собой играть в карты, в шахматы, кидать кости»…

Подобных историй стены Московского научно-практического центра наркологии слышали сотни – все игроманы начинают одинаково: блеск заведений, звон фишек, выпивка. Все это – блуждающие огни, которые заманивают в трясину.

Олег Бузик, доктор медицинских наук, заместитель директора Московского
научно-практического центра наркологии: «Это люди, которые играют не потому что, а вопреки: вопреки здравому смыслу, здоровью, благополучию семьи»…

«Я часто воровал из дома деньги, украшения. Супруга не выдержала и подала на развод. Я сначала был против, а потом обрадовался — семья мешала мне играть».

Матери, проигрывающие деньги на детское питание, бизнесмены, в одну ночь просаживающие дело всей жизни. Игромания деформирует личность, при этом она делает ставку на, казалось бы, вполне положительные качества человека.

Константин Услистый-Рыбченко, специалист по социальной работе, старший консультант Московского научно-практического центра наркологии: «Большинство игроманов — люди с высоким IQ, люди, стремящиеся всегда быть первыми, быть на высоте, выигрывать, одним словом»…

От игромана уходят родные, отворачиваются друзья. Человек остается один на один с болезнью. Впрочем, именно это помогло нашему герою собраться с силами, чтобы побороть недуг.

«Я пришел к своей девушке, не ел несколько дней. Попросил хотя бы чаю. А она выставила меня вон, сказала, что даже чаю я не заслужил. Тогда я понял, что мое выздоровление нужно только мне, не кому-нибудь еще. Я позвонил Анонимным игрокам. Это было в понедельник. Мне сказали, что группа соберется только в пятницу — «Ты как, доживешь?» И я, действительно, не знал, доживу ли до пятницы».

Программа лечения зависимости проста и довольно известна – это те самые 12 шагов, которые используют «анонимные алкоголики». Жить только сегодняшним днем, посещать собрания группы и следовать ее нехитрым правилам. Удивительно, но эта система действует.

Константин Услистый-Рыбченко, специалист по социальной работе, старший консультант Московского научно-практического центра наркологии: «В США я встречал игроманов, которые не играют уже по 40 лет».

Олег Бузик, доктор медицинских наук, заместитель директора Московского
научно-практического центра наркологии: «Наши болезни хронические. Но это не значит, что они неизлечимые. Компенсация может наступить такая, что человек не будет играть до конца своих дней».

Действенность метода признают и православные священники. Нередко собрания анонимных игроков проходят при храмах.

Игумен Иона Займовский, руководитель программы помощи химически зависимым и их родственникам при Свято-Даниловом монастыре: «К нам на программу «Метанойя» редко, но приходят игроманы. Группа анонимных игроманов собирается при храме Троицы Живоначальной в Хорошове. Она так и называется, Троица. Я называю это пассивным миссионерством: церковь предоставляет для такого рода собраний помещения, а в результате мы получаем уже готовых христиан».

Увы, игроман остается таким навсегда. Он будет посещать собрания анонимных игроков – пусть изредка – до конца своих дней. Но это – плата за полноценные семьи, доверие близких и, наконец, спасенные жизни.

Дарья Татаркова, Анна Пальчева, Наталья Калышева для программы «Церковь и мир»

СЕМЕНОВ: Наш зритель на сайте «Православие.ru» прочитал, что все содержатели игорных заведений отлучены от причастия. Действительно ли это так, спрашивает он.

ВЛАДЫКА: Я думаю, что содержатель игорного заведения — это человек, который сознательно нарушает заповеди Божии. Я не думаю, что все подряд должны быть отлучены от причастия, но я думаю, что если такой человек придет на исповедь перед причастием, то ему будет сказано, что он должен отказаться от своей профессии, от своего бизнеса, потому что он не ведет его ко спасению, а он вредит его душе и он вредит душам многих других людей.

СЕМЕНОВ: Наша зрительница Анна из Москвы пишет: «В житии святителя Николая есть эпизоды, которые его представляют очень азартным, увлекающимся человеком. В частности, известный момент, когда он ударил еретика Ария. Получается, что это был своеобразный азарт во спасение души?».

ВЛАДЫКА: Вы знаете, что такое азарт и что такое эмоциональность? Надо может быть эти понятия прояснить. Потому что, есть люди по натуре своей очень спокойные. Есть люди по натуре вспыльчивые и эмоциональные. И в том числе, когда человек, например, защищает свою веру, он иной раз может быть очень эмоциональным. И иной раз он может доказывать истину с неким азартом. Я не думаю, что сами по себе эти явления греховны. Здесь очень важно, конечно, чтобы человек не переступал определенную черту. Чтобы, например, азарт в защите истины не превращался в агрессивность по отношению к тем, кто не принимает аргументы человека.

Дорогие братья и сестры, давайте теперь посмотрим репортажи о некоторых новостях прошедшей недели.

«Большой проект» Стивена Хокинга.

Ученый с мировым именем, британский астрофизик Стивен Хокинг сделал сенсационное заявление о происхождении мира. Новый взгляд ученого противоречит не только исследованиям Исаака Ньютона, но и собственным предыдущим выводам.

Еще несколько лет назад известный ученый не исключал влияния высших сил в возникновении мира и видел в Боге «потенциального создателя». Сегодня астрофизик заявляет – вселенная сама создала себя из ничего, благодаря физическим законам. Это и есть основная идея принципиально новой работы Хокинга под названием «Большой проект». Книга вышла в свет на днях в Лондоне (9 сентября).

По мнению автора «большой взрыв, который привел к появлению известного науке современного мира, не требует «божественной руки». Он представляет собой неизбежные последствия физических законов». Благодаря таким выводам, Хокинга теперь нельзя назвать последователем Исаака Ньютона, который утверждал, что мир не мог возникнуть без Создателя. Однако, именно Стивен Хокинг занимает должность Лукасовского профессора математики в Кембриджском университете. 300 лет назад эта должность принадлежала Исааку Ньютону.

По астрофизика, в недалеком будущем ученое сообщество разработает единую универсальную теорию, объясняющую все фундаментальные основы физического мира и бытия. Все исследования Хокинг проводит, будучи неизлечимо больным. На протяжении более 30 лет выдающийся ученый страдает рассеянным склерозом, при котором человек
теряет способность двигаться.

Дарья Татаркова для программы «Церковь и мир»

СЕМЕНОВ: Владыка, вот эта последняя новость о знаменитом ученом, который в позднем возрасте, уже прикованный к креслу, стал отрицать Творца, удивительна, потому что, обычно, все-таки, приближаясь к смертному одру, человек больше думает именно о духовном, о Боге. Вам не кажется так?

ВЛАДЫКА: Каждый человек развивается по-разному. Тот же ученый еще не так давно в одной из своих очень популярных книг допускал возможность существования Бога, и даже каждая из глав этой книги заканчивалась вопросом о том, есть ли Бог? И как бы автор давал понять, что этот вопрос для него открыт. На данном этапе он пришел для себя к выводу о том, что нет Бога Творца. Если он, даст Бог, проживет еще какое-то время, может быть, Господь откроет ему глаза и он на основе тех же знаний, которыми он сегодня обладает, придет к уверенности в том, что Бог существует. Дело в том, что научные данные, которые он приводит в своих книгах, они не могут не доказать, не опровергнуть бытие Бога. Мы только знаем очень хорошо одну простую истину, которая основана на физических законах — а именно, что из ничего не возникает ничего. Вот если не было вообще ничего и Никого, то просто так что-то само возникнуть в силу физических законов не могло, потому что этих физических законов не было. Значит, некий стартовый пункт все-таки должен был существовать. И никогда еще не происходило такого в мире, чтобы вдруг из ничего возникало что-то. Значит, этот вопрос о происхождении мира, он, с точки зрения логики, с точки зрения физики, он вообще не может быть поставлен так, чтобы на него был дан определенный ответ. В конечно итоге, это вопрос веры. Верующий человек, наблюдая за тем, как устроен мир, приходит к мысли о том, что мир этот не мог появиться иначе как по воле Творца, который его создал. К этой мысли приходили и многие ученые, и Ньютон, на которого так часто ссылается Хокинг и многие другие ученые прошлого и настоящего. Всегда будут верующие ученые, также как наверно всегда будут оставаться неверующие ученые. Дай Бог здоровья Стивену Хокингу, дай Бог, чтобы он прожил столько, чтобы уверовать в Бога.

Дорогие братья и сестры, в нашей передаче мы говорили об азартных играх. И я хотел бы в заключении напомнить вам слова апостола Павла: «Все мне позволительно, но не все полезно. Все мне позволительно, но не все назидает». Я желаю вам всего доброго. Да хранит вас всех Господь!

Мы просим подписаться на небольшой, но регулярный платеж в пользу нашего сайта. Милосердие.ru работает благодаря добровольным пожертвованиям наших читателей. На командировки, съемки, зарплаты редакторов, журналистов и техническую поддержку сайта нужны средства.

Читайте наши статьи в Телеграме

Подписаться

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?