Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

Можно ли научиться чему-нибудь у антропософов?

Недавно нам на сайт поступили сразу два похожих замечания. Под статьей о единственном в России кэмпхилле – деревне Светлане под Питером – нам напомнили о том, что кэмпхилльское движение родилось в окружении создателя антропософии Рудольфа Штайнера, а в связи с нашими публикациями о Центре лечебной педагогики – что и словосочетание “лечебная педагогика” также введено Штейнером и также не подлежит пропаганде в православной среде

Недавно нам на сайт поступили сразу два похожих замечания. Под статьей о единственном в России кэмпхилле – деревне Светлане под Питером – нам напомнили о том, что кэмпхилльское движение родилось в окружении создателя антропософии Рудольфа Штайнера, а в связи с нашими публикациями о Центре лечебной педагогики – что и словосочетание «лечебная педагогика» также введено Штейнером и также не подлежит пропаганде в православной среде. Возможно ли пользоваться наработками инославных – в т.ч., антропософов, – и в каких масштабах – мы спросили у ряда социальных работников и у диакона Андрея КУРАЕВА (признан в РФ иноагентом) – как сектоведа и миссионера:

Священник Михаил РЕЗИН, настоятель Знаменского собора города Ардатова Нижегородской области, духовник Центра реабилитации «Вера. Надежда. Любовь»
В жизни не всегда есть возможность принять бескомпромиссное решение, выбрать абсолютное добро. В таком случае надо из двух зол выбирать меньшее. Это не мое мнение, так говорил мне архимандрит Кирилл (Павлов). Поскольку наш приход по возможности помогает асоциальным детям, я часто бываю в муниципальном реабилитационном центре. Картина страшная! Бывает, что дети, когда их туда привозят, первым делом бросаются к мусорному ведру …в поисках пищи. В 3-4 года они не представляют, что еда может быть на столе, никогда раньше не сидели за столом, не держали в руках ложку. Некоторые даже говорить не умеют, а только рычат или гавкают. И любой, кто поможет хотя бы одному такому ребенку, накормит его, отмоет, оденет в чистую одежду, благодетель независимо от того, православный он, мусульманин, буддист или даже сектант. Естественно, к антропософии и теософии я отношусь однозначно отрицательно, но считаю, что лучше пусть ребенка поддержат антропософы (если у православных не найдется ни сил, ни времени, ни ума), чем он окончательно потеряет человеческий облик.

Есть разные формы помощи беспризорным или инвалидам. Можно просто накормить, обогреть, поддержать добрым словом. Такая помощь тоже угодна Богу, но это неквалифицированный труд, достаточно иметь доброе сердце. А чтобы заниматься реабилитацией таких детей (форм реабилитации очень много – лечебная физкультура, иппотерапия, терапия творчеством, специальная учебная программа), одного желания мало, нужны также знания и опыт. Хочешь заниматься реабилитацией – учись. Если кто-то не хочет перенимать чужой опыт, потому что он ему кажется духовно чуждым, пусть сначала создаст лучшее или, по крайней мере, не худшее. Раз ты православный человек семи пядей во лбу, создай православный реабилитационный центр, кто против? А голословно критиковать проще всего. Надо уметь отделять зерна от плевел. Философия Штайнера мне неинтересна и чужда, но, думаю, оттого, что православный человек, помогающий проблемным детям, познакомится с опытом штайнерианских организаций, он не станет антропософом. Зато, возможно, найдет там что-то не противоречащее христианству. Так же, на мой взгляд, следует подходить к любым апробированным психолого-педагогическим и социально-реабилитационным методикам, духовные истоки которых кажутся нам сомнительными. Не отвергать и огульно не охаивать, но трезво смотреть, можно ли отдельные элементы оттуда эффективно использовать в православной социальной работе.

Сергей МОРОЗОВ, председатель Общества помощи аутичным детям «Добро»
Ни педагогическая, ни медицинская методика сами по себе не могут быть духовно близкими или духовно чуждыми. Фактически это технологии, которые мы применяем для решения той или иной задачи, а вот задачи могут оказаться разными. Если методика помогает ребенку научиться одеваться или пользоваться ложкой, читать или писать, она, безусловно, полезна вне зависимости от ее происхождения. Программу ТЕАССН (Treatment and Education оf Autistic and Children with Relative Communicative Handicapp – лечение и обучение детей с аутизмом и коммуникативными расстройствами) создал иудей Эрик Шоплер, но ее применяют католики Фландрии, швейцарские кальвинисты, мусульмане Кувейта, буддисты Индии, синтоисты Японии и православные России и Украины.

Тем более мне странно, что кого-то пугает термин «лечебная педагогика». Не знаю точно, кто его первым употребил (может быть и Штайнер), но если сегодня вы спросите любого психиатра, какие есть основные методы помощи людям с психическими расстройствами, он вам ответит: медикаментозное лечение, психотерапия и лечебная педагогика. При этом вполне возможно, что он ничего не слышал про вальдорфскую педагогику и Штайнера. Лечебная педагогика – то же самое, что коррекционная педагогика. Это фактически синонимы. Так вот коррекционной (т.е. лечебной) педагогикой занимались в России (преимущественно православные люди) вне зависимости от Штайнера.

Татьяна СКЛЯРОВА, кандидат педагогических наук, завкафедрой социальной педагогики ПСТГУ
Штайнер верил в переселение душ и учил своих учеников, что тот, кто сегодня здоров, красив, умен, талантлив, в следующей жизни (или через 2-3 жизни) может родиться инвалидом или умственно отсталым. И от того, как он помогает людям в этой жизни, зависит, помогут ли ему в будущей. Прагматический подход, но именно он обусловил успех Кэмпхильских деревень, созданных учеником Штайнера Кенигом. Это, действительно, эффективный проект, но приемлем ли он для православных? Основополагающая идея, конечно, нет – это антихристианская идея. Но некоторые вещи вполне могут быть для нас примером. Например, то, что там все вовлечены в трудовую деятельность, и потом продукция выгодно продается, а прибыль идет на развитие проекта. Здесь я не вижу антропософской подоплеки, это хороший коммерческий подход к решению социальных проблем. А сможем ли мы наполнить его другим духовным содержанием и добиться не меньшего эффекта, зависит от нашего профессионализма и от крепости нашей веры.
Знакомиться с другим опытом и что-то перенимать оттуда можно и нужно, но при этом важно всегда соотносить конечные цели делания с собственными духовными традициями.

Диакон Андрей КУРАЕВ, профессор Московской Духовной академии:
Церковь – живой организм и, как любой живой организм, может что-то брать из внешней среды. Но это что-то все равно наше. То есть мы перенимаем нечто доброе, соответствующее нашему духовному коду из того, что сначала было сформулировано и опробовано вне Церкви. Типографию, средства массовой информации, интернет и многое другое создали неправославные люди, но мы используем это для наших целей.

Подготовил Леонид ВИНОГРАДОВ

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?