— Лидия Владимировна, может ли ребенок быть счастлив, воспитываясь в детском доме?
— Мне кажется, что в большинстве государственных детских домов и интернатов не может. Детей там много, и нет возможности работать с каждым ребенком индивидуально. А ребенку в первую очередь нужны любовь и внимание. Мы в детском доме стараемся проявить внимание к каждому ребенку. Но у нас работает 25 воспитателей, а проживает сегодня 32 девочки (максимально возможное число детей – 36). В таких условиях можно обеспечить детям нормальные условия, полноценно заботиться о них. Так что надо по возможности создавать малочисленные частные детские дома с достаточным количеством педагогов, и там будет проводиться индивидуальная работа с каждым ребенком.
Свято-Димитриевский православный детский дом
— Но многие считают, что надо всех сирот распределить по приемным и патронатным семьям, а детские дома постепенно ликвидировать?
— Я согласна, что любой детский дом – явление ненормальное. А нормальные условия проживания для ребенка – семья, дом, любящие заботливые родители. Но совсем ликвидировать детские дома можно будет, когда не станет сирот, асоциальных семей. Желающих усыновить ребенка, взять под опеку и на патронатное воспитание надо морально подготовить, чтобы они поняли, какую ответственность берут на себя, подумали, по силам ли им этот крест. Тяжелый крест – в современных детских домах практически нет здоровых детей, они почти все психологически травмированы, имеют задержки психического и интеллектуального развития. Ведь откуда попадают сегодня в детские дома? Либо из асоциальных семей (дети алкоголиков, наркоманов, бомжей), либо из домов ребенка, то есть дети, от которых отказались еще в роддоме. И я вам скажу по своему опыту, что дети из домов ребенка более сложные. Как ни тяжело жить с родителями-алкоголиками, это все же менее трагично, чем до трех лет находиться в доме ребенка. Там их, наверное, и на руки ни разу не брали. Это такая психическая травма для ребенка, на его реабилитацию уходят годы. Многие ли готовы воспитывать такого ребенка? Бывает, люди с самыми благими желаниями берут ребенка из детдома, а потом не выдерживают и отказываются от него. Повторный отказ – очень сильная травма для ребенка, воспитателям придется реабилитировать его с нуля. Тем более необходима тщательная проверка семей, желающих взять ребенка на патронатное воспитание. На это выделяются деньги, и на поверку часто оказывается, что люди берут ребенка из корысти. То же самое и с опекой. Так что прежде, чем отдавать ребенка на патронат, надо понять, что стоит за этим желанием. И в любом случае необходим контроль органов опеки и самого детского дома за приемными и патронатными семьями и опекунами.
А бывает, что семья хорошая, а ребенок не может адаптироваться к новым условиям жизни, потому что привык жить в коллективе. И иногда по собственному желанию возвращается в детский дом. Наверное, это все-таки недоработка воспитателей, не подготовивших его морально к переменам. Но речь не об этом, а о том, что по многим причинам детские дома сегодня в России необходимы, а призывы их ликвидировать – безответственны.
— Что, кроме большого штата педагогов, необходимо для создания в детском доме человеческих условий?
— Проблема не только в количестве, но и в качестве воспитателей. Многие сотрудники в государственных детских домах работают без души. Иногда работают там только потому, что больше никуда не смогли устроиться. Отработал человек смену, ровно в пять ушел домой и до следующей смены про детей не вспоминает. И дети чувствуют это равнодушие. Нужен коллектив единомышленников, любящих свое дело, имеющих общую цель – воспитать ребенка, подарить ему любовь, компенсировать отсутствие родителей. Тогда психологические и психические проблемы постепенно начинают решаться, ребенок нормально развивается. Но сотрудникам необходим и отдых. Мы пришли к выводу, что оптимальный график работы воспитателя – сутки через трое. Повторяю, дети очень сложные, есть и с психическими заболеваниями, человеку после смены необходимо восстановиться, чтобы максимально эффективно помочь детям. В плане единомыслия нам проще – у нас православный детский дом, и сотрудники все православные. Все девочки учатся в Свято-Димитриевской и Традиционной гимназиях, общаются с верующими одноклассниками, живущими в семьях. Иногда на выходные многодетные семьи из прихода берут наших детей к себе домой (и наши воспитатели – тоже), чтобы они видели семью. К нашим девочкам приходят учителя из московских музыкальных школ, обучают их игре на фортепиано, на скрипке и на виолончели. Почти все дети занимаются. А многие также занимаются в разных кружках при гимназии. И это им, по-моему, еще больше нравится – они же взаимодействуют с другими детьми! Поэтому, кстати, я считаю, что не нужно создавать школу в детском доме – в замкнутом мире к жизни не подготовишь. Ходим с девочками в театр, в консерваторию, прививаем им любовь к настоящему искусству. Летом выезжаем на дачу. Много путешествуем по святым местам. В основном по России, но и за границей были: в Болгарии, в Греции и даже на Святой Земле. Так что жизнь у наших девочек интересная, разнообразная. Пытаемся создать большую семью.
Девочки Свято-Димитриевского детского дома на концерте
— А в каком максимально возрасте попадают к вам дети из асоциальных семей?
— Одну девочку мы взяли в 16 лет. Очень трагическая история у нее – мама продала квартиру в Москве, потом они бомжевали на Украине. Но так как последняя прописка у них была в Москве, ее отправили в один из московских приютов. Оттуда нам позвонили, мы познакомились и взяли ее к себе. Образование у нее было на тот момент 4 класса. Но она стремилась учиться и вообще определиться в жизни. Экстерном закончила 11 классов, сейчас ей 23 года, и она учится на третьем курсе Свято-Тихоновского университета, на факультете церковного искусства. Отличница, наша гордость!
– Ваши дети не комплексуют, что они детдомовские?
– Нет, таких примеров не было. Учителя, бывало, напоминали им – не для обиды, а так, в разговоре – но мы просили их этого избегать. А теперь учителя сами говорят, что наши дети от домашних ничем не отличаются.
— Во многих православных семьях дети в старших классах начинают бунтовать, не ходят в храм. Некоторые священники даже считают, что такой бунт в наше время неизбежен. Ваши девочки не бунтуют?
— Пока мы не сталкивались с такими проблемами. Иногда кто-то из девочек может пропустить службу, сославшись на усталость или плохое самочувствие. Естественно, мы не принуждаем их. Но чтобы совсем не ходить в храм?.. К счастью, пока ни у кого из наших детей такого желания не возникало.
В храме
— Чего не может дать ребенку даже самый замечательный детский дом?
— Маму заменить не может никто. Как бы не было хорошо у нас девочкам, каждая мечтает о своей маме. Не все говорят об этом вслух, но все мечтают. А кто помнит маму, лишенную родительских прав, говорит о ней с такой любовью! Какая бы ни была мама, она для ребенка самый родной человек. Мы пытаемся это компенсировать, но только компенсировать – заменить маму невозможно. Но я убеждена, что ребенку лучше в хорошем детском доме, чем с нерадивыми приемными родителями. Поэтому мы тщательно проверяем потенциальных усыновителей, с ними обязательно беседует духовник детского дома. Даже православные люди часто не понимают, на что идут. Они хотят обязательно взять ребенка именно из православного детского дома, думая, что у нас тут ангелы живут. Нет, это такие же дети, как в других детдомах – проблемные, травмированные. И если потом приемные родители или опекуны не выдержат, отступятся от него, они не только не помогут ребенку, но нанесут ему еще одну душевную травму.
Беседовал Леонид ВИНОГРАДОВ