Вместе с участниками акции «Доступ есть» корреспондент сайта «Милосердие.ru» прошел по Моховой и Волхонке, от библиотеки им. Ленина до музея им. А.С. Пушкина, это был один из четырех маршрутов, которые тестировали участники «Кода доступа».
Опытные колясочники-инвалиды участвовали в акции вместе с любителями. В коляски сели политик Сергей Миронов, актриса Александра Ребенок, телеведущие Юлия Таратута и Денис Катаев и художник Стас Жицкий.
Караван из восьми колясок и сопровождающей прессы следовал от Воздвиженки вниз по Волхонке, украшенный шариками. Если объект доступен, клеили стикер, если недоступен – давали руководству памятку, рассказывающую как сделать объект доступнее для маломобильных групп населения.
Прохожие останавливались и гадали – свадьба это или день рождения, впрочем, много было и тех, кто понимал, что происходит: «Тестируете доступность?» Акция проходит уже не первый год, что действительно изменилось, так это отношение людей.
Стартовали у библиотеки им. Ленина, где собирались под памятником Достоевкому. Подъем там для колясок слишком крут, въехать на него не смогли даже профи. Пришлось привлекать помощников.
В автоматическом уличном туалете наш резидент чуть было не остался навеки. Маневрировать в узком помещении невозможно. Спасаясь из плена, он уронил пачку стикеров, но мы не стали их там оставлять, гордого звания доступного объекта туалет недостоин – въехать в него можно только с посторонней помощью, выехать тоже, но гораздо сложнее. Собственно проблемы начались еще на входе, щель для банковской карты в платежном автомате туалета почти невозможно было достать, сидя в коляске. Ведь привстать, или подпрыгнуть человек в коляске способен не всегда.
В чем-то нашей команде было легче, чем другим. Ведь с нами был депутат Государственной думы. Двери метро, хотя и не без некоторой заминки открылись для такой большой группы колясочников. Охрана несколько удивилась, но быстро все поняла. Точнее, поняла, что пред ней депутат, хоть и на коляске. Но продвинулись наши герои недалеко, только до эскалатора, который в тот день (летний, воскресный) на спуск не работал. Нам предложили подождать сотрудников центра обеспечения мобильности пассажиров, чтобы они снесли коляски вниз на руках. Но мы ждать не стали, пошли дальше.
Оказывается прогулка на коляске – мероприятие строго плановое.
Нужно четко знать, куда именно идешь, зачастую и во сколько будешь на месте. Сотрудников метро нужно было предупредить заранее
Для человека на коляске все сложно. Например, выход со станции метро Библиотека им. Ленина – впереди ступеньки, а съезд для колясок – сбоку. И таких «концов» за день набирается на много километров. Одна из участниц прогулки призналась, что на метро ездить не рискует. Спасает машина, но найти парковку сложно, те, что для инвалидов, почти всегда заняты. Приходится пользоваться платными.
Багаж знаний стремительно пополнялся, опытные колясочники инструктировали новичков. Полоски желтой плитки на тротуаре – для слепых. Колясочнику они скорее мешают, скользко и неудобно.
Зато у колясочника больше шансов выжить на светофоре. Конечно, времени, отпущенного на переход, всегда не хватает, перейти дорогу за 21 секунду может только здоровый пешеход на своих двоих, для коляски времени маловато. Зато коляску видно! И машина может подождать, пока коляска переберется через дорогу, а вот когда дорогу переходит слепой, возможны очень опасные ситуации.
Выяснилось, что Волхонка напротив Кремля делает вираж, опасный для жизни. Причем только для жизни колясочника, причина неудобств здесь неустранима, она в московском рельефе – узкий тротуар, дорога на подъем и плотный поток машин на оживленном повороте превращают этот участок пути в адреналиновый аттракцион. Если сил не хватит или подведет коляска – вмиг окажешься под колесами.
Зато в галерею Александра Шилова попали все, кто хотел. Подъемник работал, все было отлично. За это галерея получила стикер доступного объекта. Единственный за время нашей прогулки. Мы заходили, точнее, пытались заходить везде, но почти никуда попасть не получилось.
Оказалось, что если в кафе ведет крутая лестница, это не самый худший вариант.
В этом случае хотя бы сразу понятно, что на коляске туда не надо. Хуже то, что туалеты в кафе часто располагаются в подвале. Именно поэтому стикер доступности не дали уютному кафе на Волхонке с марципановыми тортами в витрине, которое уже сочли было доступным объектом, но подвел туалет.
На каждом объекте кто-то «застревал», если бы мы не ждали, двигались бы быстрее, но тогда прогулка была бы похожа на считалочку про 10 негритят, на каждом этапе мы теряли бы одного из участников. Не исключено, что к финишу в Пушкинском музее добрался бы кто-то один. Но мы всех ждали. Поэтому маршрут, рассчитанный на 40 минут проходили почти два часа. Пришли к финишу все, лишь Сергей Миронов покинул гуляющих чуть раньше.
Именно поэтому в Пушкинский музей смогла пробраться лишь одна участница группы. Оказывается для того, чтобы туда попасть, колясочнику нужно быть с сопровождающим. Сопровождающий поднимется по ступенькам главного входа в администрацию, там ему скажут, что нужно везти коляску к боковому входу и ждать сотрудников, чтобы они подняли ее по лестнице. По словам нашего резидента, о том, как поднимать коляску по лестнице, помощники имели весьма отдаленное представление.
Сотрудники музея сказали, что трудности временные, что в музее сейчас идет реконструкция и после нее доступность повысится. Но то же самое говорили здесь год назад Ирине Ясиной, которая своей инвалидной коляске попасть в Пушкинский музей так и не смогла.
Художник Стас Жицкий московские улицы штурмует на коляске в третий раз. Но опыта не приобрел. По его словам, инфраструктура за годы не стала доступнее. Впрочем, об этом Стас знал давно, понял это, гуляя с детской коляской. А прогулка на коляске инвалидной каждый раз – родео. Одышка, стертые руки, боль в мышцах, как после спортзала. Москва по-прежнему доступна лишь тем, кто готов к подвигам.
О подобном тестировании ул. Покровка в 2014 году читайте в нашей статье «Колясочники в пешеходной зоне: гуляешь – в магазин не заедешь, а слепой и вовсе убьется»