Об этом на слушаниях «Проблемные вопросы реализации постановления правительства Москвы от 23 декабря 2015 года №932-ПП», которые прошли 10 марта в Общественной палате, заявила Ольга Грачева, первый заместитель департамента труда и соцзащиты населения Москвы.
Создание комиссии продиктовано тем, что многие семьи, не зная о постановлении, уже привезли в столицу детей из регионов, в том числе и с ограниченными возможностями здоровья, и теперь пытаются понять, каким образом государство в лице столичных властей будет их поддерживать. Комиссия создана по решению главы департамента соцзащиты Владимира Петросяна.
Для того, чтобы «проблемное» дело было рассмотрено индивидуально на заседании этой комиссии, нужно, чтобы районные органы опеки и попечительства собрали пакет документов и отправили его на рассмотрение. По каждому делу, уверила Ольга Грачева, будет приниматься индивидуальное решение.
Постановление №932-ПП: зачем оно было принято
В конце 2015 года правительство Москвы приняло постановление, лишающее выплат приемные семьи с приезжими детьми-сиротами, ставящее материальную поддержку приемных семей, где воспитываются дети под опекой, в зависимость от места проживания. Наш портал писал об этом в материале «Чужие» дети: сирот из регионов лишают московских выплат?
До постановления основным требованием для получения московского опекунского вознаграждения или выплат на содержание ребенка было наличие постоянной регистрации в Москве у опекунов ребенка и заключение договора о приемной семье с московскими органами опеки и попечительства.
Теперь, исходя из постановления, постоянная регистрация в Москве должны быть не только у приемных родителей, но и у ребенка, взятого под опеку.
Как объяснили на слушаниях представители департамента труда и соцзащиты Москвы постановление № 932-ПП появилось из-за множества федеральных законов и региональных правовых актов, которые регламентируют в том числе и выплаты опекунам и детям, находящимся под опекой.
«Еще 1 января 2005 года пресловутый закон о монетизации, 122-й, передал все полномочия, касающиеся поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на уровень субъектов РФ. С этого момента каждый регион прошел определенный путь на уровне законов субъекта, а также нормативно-правовых актов субъекта в этой сфере. Этот же путь прошла и Москва», – рассказала Ольга Грачева.
Чиновница особо отметила, что постановление вступило в силу с 1 января 2016 года и распространяется на правоотношения в сфере опеки, которые начинаются с этой даты.
Другими словами, все договора о приемных семьях, заключенные ранее, не должны быть отменены или пересмотрены.
Цена вопроса: во сколько Москве обходятся иногородние сироты
По статистике, приведенной Аллой Дзугаевой, заместителем руководителя столичного департамента соцзащиты, количество иногородних детей-сирот в Москве составляет 28% от общего числа взятых под опеку. 12,6 тысяч детей воспитывается в замещающих семьях – 3,5 тысяч из них прибыли из регионов.
С каждым годом растет количество детей, которых опекуны привозят в Москву из других городов: если в 2013 году их было 708 человек, в 2014-м – 778, то в 2015 854 ребенка прибыли в столицу из других субъектов Российской Федерации.
По словам Аллы Дзугаевой, при этом количество выявленных детей-сирот в столице уменьшается. Расходы увеличиваются как раз из-за вновь прибывающих из других регионов. На обеспечение всех детей-сирот Москвы, взятых под опеку, тратится около 3 млрд рублей в год. Около 1,2 млрд из них уходит на иногородних детей.
Ольга Грачева во время слушаний заявила, что власти Москвы обратились к вице-премьеру РФ Ольге Голодец с письменной просьбой урегулировать вопросы выделения социальных выплат детям-сиротам и их опекунам.
Невозможность постоянной регистрации и квартирный риск
Эксперты-общественники во время слушаний сходились на том, что постановление нужно отменить, потому что оно нарушает сразу несколько законов Российской Федерации, включая статью 20 Гражданского кодекса, которая определяет место жительства как место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Постановление № 932-ПП апеллирует к закону №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения…», где сказано, что в месте жительства гражданин должен быть зарегистрирован.
Представитель ФМС Владимир Кузнецов, выступая на слушаниях, пояснил, что этот закон регламентирует только то, что связано с нормами контроля миграционной службы. Он отметил, что регистрация или ее отсутствие не должны влиять на реализацию прав гражданина, особенно ребенка.
При этом для Владимира Кузнецова стало некоторой неожиданностью то, что опекаемых детей органы опеки не разрешают регистрировать на постоянной основе у своих опекунов. Кто-то из приемных родителей готов это сделать, рискнув даже полагающемся ребенку по достижении его 18-летия ребенка жильем.
При этом, представители департамента труда и соцзащиты на прямой вопрос – если постоянная регистрация опекаемого ребенка в столице все же будет осуществлена, получит ли он причитающееся ему жилье? – ответили утвердительно.
Принцип «деньги следуют за ребенком» кажется целесообразным
По итогам слушания будет принят план мер, которые помогут решить создавшуюся ситуацию. Например, целесообразным признали пересмотр законодательства в том числе по части уточнения понятия места жительства.
Принцип «деньги должны следовать за ребенком» многие выступавшие на слушаниях призвали положить в основу правила солидарной ответственности нескольких регионов за содержание детей-сирот, взятых под опеку из одного субъекта РФ в другой.
Другими словами, если ребенок привезен в Москву из Кемерова, то с ним вместе должно быть «привезено» и его обеспечение, заложенное в бюджет Кемеровской области. Однако Москва при этом будет добавлять на содержание ребенка до положенного в столице уровня выплат.
На сайте Общественной палаты доступна видеозапись слушаний целиком.