Помочь порталу
Православный портал о благотворительности

За что голодают многодетные: «Мы должны знать, когда получим жилье»

Десять женщин, шесть из которых – многодетные матери, устраивают в Москве голодовки и пикеты, требуя предоставления жилья. Кто они и чего хотят? Что думают об этом власти и правозащитники?

21 сентября Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ) провел специальное заседание, посвященное жилищной политике по отношению к социально незащищенным гражданам. Говорилось на заседании, в том числе, и о проблемах многодетных семей, многие годы ждущих своей очереди на получение жилья.

«По результатам сегодняшнего заседания будут составлены рекомендации и переданы президенту», – рассказала «Милосердию.ru» лидер движения «Очередники Москвы» Луиза Мартьянова.

Чего они хотят

Луиза Мартьянова. Фото с сайта riamo.ru

Требования протестующих Мартьянова сформулировала так:

«1. Самое главное – это прозрачность очереди, все должны знать, за кем они стоят, все должны знать, когда примерно они получат жилье. Должен быть список, кого уже обеспечили жильем. Буквально на днях я получила письмо из прокуратуры о том, что в 2015 году было выдано всего 93 квартиры. Очевидно, что с такой динамикой люди никогда не дождутся жилья.

2. Выдача пустующего жилья. Жилье строится, бюджетные деньги на это выделяются. В Москве свободны десятки тысяч квартир, которые находятся в собственности города. Эти квартиры должны быть выданы очередникам.

3. Возвращение отдельной очереди на субсидии для многодетных семей. Департамент государственного имущества должен сформулировать, какие меры поддержки для многодетных семей существуют в городе».

Справка
Движение под названием «Очередники Москвы» возникло в октябре 2015 года путем слияния инициативных групп многодетных семей, стоявших в очереди на жилье, и обычных очередников. По словам Луизы Мартьяновой, оно объединяет около полутора тысяч человек, из них около 70% – многодетные семьи. На данный момент эта организация не является юридическим лицом. Когда «Очередники Москвы» завершат свое оформление, они смогут стать серьезным защитником жилищных прав граждан, считает глава СПЧ Михаил Федотов.

«Вообще, существует три очереди, – пояснила Мартьянова. – Это очередники, вставшие на учет до 2005 года, и очередники, вставшие на учет после 2005-го, которые разделяются еще на две очереди.

Во-первых, малообеспеченные, претендующие на социальный найм, то есть на бесплатное жилье, во-вторых, нуждающиеся в содействии города, это платные программы. Допустим, субсидия – это и есть платная программа, еще бывает купля-продажа с рассрочкой платежа, ипотечное кредитование, программы для молодых семей. Но на самом деле эти три очереди идут как одна, и никто не может дождаться жилья».

Объединение трех очередей в одну, произошедшее несколько лет назад, привело к тому, что многие семьи, надеявшиеся на получение квартир от города, были отодвинуты на несколько тысяч позиций назад.

Кто участвовал в голодовке

Участники движения «Очередники Москвы». Фото с сайта svoboda.org

Луиза Мартьянова перечислила десять женщин, участвовавших в голодовках в Банном переулке и у здания мэрии. Вот их список.

Светлана Вдовина, живет с мужем и мамой, инвалидом-колясочником, в комнате в общежитии, ждет жилья с 1983 года. Пенсионер.

Светлана Демина, проживает в трехкомнатной квартире с мужем, двумя детьми, мамой, братом и бывшей женой брата, у которой тоже двое детей. В очереди с 2004 года. Работает.

Лариса Дроздова, пятеро детей, стоит в очереди на субсидию с 2013 года. Проживает в малогабаритной «двушке». Работает воспитателем, есть свой бизнес – детский клуб.

Надежда Зверева, шестеро детей, стоит в очереди на субсидию с 2013 года. Живет в малогабаритной «двушке». Домохозяйка.

Ольга Ишлинская, двое детей, в очереди с 1991 года. Живут в комнате в коммунальной квартире вместе с ее мамой и братом. Мать-одиночка, работает продавцом в торговом центре.

Ирина Какулия, четверо детей, стоит в очереди с 1990 года, живет в комнате в коммунальной квартире. «У нее двойня маленькая, скорее всего, она не работает», – отметила Мартьянова.

Луиза Мартьянова, трое детей, в очереди с 2010 года. Живут в коммунальной квартире вместе с ее мамой и братом. Работает воспитателем в детском саду.

Надежда Соболькова, инвалид 2 группы, проживает вместе с совершеннолетней дочерью в одной комнате, в очереди на жилье – с 1996 года. Пенсионер.

Елена Старшинина, трое детей, в очереди с 2004 года. Двое из ее детей – инвалиды, причем один – инвалид-колясочник. Проживают в малогабаритной «двушке». Не работает, ухаживает за детьми-инвалидами.

Юлия Субочева, семеро детей, в очереди на субсидию с 2013 года. Живет в трехкомнатной квартире, где, помимо ее семьи, проживают еще ее мама и брат. Домохозяйка.

На заседании СПЧ уполномоченный по правам человека в городе Москве Татьяна Потяева сообщила, что проблемы четырех из этих женщин уже удалось решить, а в отношении остальных законодательство не было нарушено.

По мнению Мартьяновой, речь идет об Ирине Какулия (ей предложили однокомнатную квартиру), Ольге Ишлинской, (ей пообещали выделить квартиру в следующем году), Елене Старшининой (ей помогли правильно заполнить ИПРА для внеочередного получения жилья) и, вероятно, Светлане Деминой.

Мнение уполномоченного по правам человека

Татьяна Потяева. Фото А. Авилова с сайта m24.ru

Татьяна Потяева отметила, что получает «вал» обращений, связанных с жилищным вопросом: незаконным снятием с учета, выселением «на улицу» по решению суда, несоблюдением прав инвалидов.

Она и сотрудники ее аппарата навещали участников голодовки по два раза в неделю и разобрались в каждой ситуации. Оказалось, что не все так просто, как кажется на первый взгляд.

«Одна из женщин, проживающая в квартире с семьей сестры, вышла на голодовку из-за того, что ей дали небольшую, с ее точки зрения, субсидию – около 4 миллионов рублей. Когда начали разбираться, то выяснили, что ей субсидию рассчитали правильно по закону», – рассказала Потяева в интервью «Москва-24».

Другая участница акции «проживает в съемной квартире, оплату которой ей компенсирует департамент городского имущества. В один момент платить компенсации перестали, потому что проходила реорганизация ведомства. Чтобы платить за квартиру, она набрала кредиты. Когда департамент возобновил выплаты, она получила меньшую сумму, чем ожидала. Женщина возмутилась, но мы выяснили, что департамент платит все правильно», – продолжила Потяева.

Мать ребенка-инвалида, имеющая право на специализированное жилье, не добилась внесения этого условия в ИПРА самостоятельно. Теперь необходимое заключение получено.

Очереднице, которая действительно долго ждет получения жилья, власти предложили шесть быстрых способов улучшения жилищных условий, но она отказалась, так как считает, что ей положена квартира. Остальные очередники стоят на учете с 2010, 2011, 2013 и 2014 годов, отметила Потяева.

Уполномоченный по правам человека согласна с протестующими в том, что информация на сайте департамента городского имущества должна быть прозрачной, «чтобы любой очередник смог бы зайти на сайт и посмотреть, как продвигается его очередь».

Также необходимо увеличивать ввод в строй социального жилья, подчеркнула она. Что касается возвращения отдельной очереди для многодетных семей, то эту идею Потяева не поддерживает, так как подобная мера ущемит права других социально незащищенных граждан.

«Нормальная семья» может сама купить квартиру в Москве?

Иллюстрация Б. Дежкина. Изображение с сайта labirint.ru

«С нашей точки зрения, сомнительно то, что нормальная семья, где есть двое работающих людей, которые не являются иждивенцами, в городе, где нет безработицы, просят помощи. Это просто мошенники, которые скрывают свои доходы. Я считаю, что здесь надо с привлечением правоохранительных и налоговых органов проверять их имущество, доходы и расходы семей. Давайте введем дополнительные критерии для тех семей, которые считаются малоимущими», – заявил руководитель департамента городского имущества Владимир Ефимов.

Он предложил ужесточить законодательство в отношении предоставления жилья малоимущим.

По словам Ефимова, 30-40% очередников не соглашаются на предлагаемую жилплощадь. «Мы предлагаем три варианта квартир, но они отказываются», – посетовал чиновник.

Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства видит корень проблемы в продлении сроков бесплатной приватизации жилья.

«Когда-то надо прекращать бесплатную приватизацию, – заявил на заседании СПЧ заместитель министра Олег Бетин. – Сегодня объем приватизированного жилья составляет 85%, приватизация жилья лишает муниципалитеты и маневренного фонда жилья, и фонда социального найма».

Хроника протестов, задержаний и судов

Участницы голодовки. Фото В. Кантора с сайта activatica.org

1 июля 2016 года протестующие очередники начали голодовку у московского офиса «Единой России». Более месяца в Банном переулке стояла полиэтиленовая палатка, где жили 10 женщин. Участниц акции неоднократно задерживали и доставляли в отделение полиции.

11 июля с ними встретились депутаты от различных оппозиционных партий.

20 июля СПЧ провел совещание, посвященное проблемам очередников. По его итогам глава Совета Михаил Федотов заявил, что ситуация с предоставлением жилья очередникам в Москве берется под постоянный контроль.

30 июля три участницы акции (Лариса Дроздова, Светлана Вдовина и Светлана Демина) объявили о переходе к сухой голодовке.

1 августа Ларису Дроздову доставили в больницу на «скорой» из-за понижения уровня сахара в крови. «Мне сделали уколы. Я решила, что сейчас мне нужна вода. Я не хочу умирать. Но из больницы поеду сразу в лагерь. Голодовку я не прекращаю», – заявила она.

4 августа лагерь протестующих был разрушен под предлогом благоустройства территории, а сквер, где стояла палатка, перекопали.

10 августа прошло заседание Мещанского суда по фактам, связанным с задержанием участников голодовки (их приводили в отделение полиции 1 и 2 июля). Однако сотрудники правоохранительных органов не признали свои подписи в протоколах о задержании, и суд перенесли на 30 августа.

26 августа «Очередники Москвы» устроили флэшмоб у «Белого Дома».

30 августа Мещанский суд рассмотрел дело о задержании протестующих и признал четырех очередников виновными по статье 20.2 КоАП РФ («Нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования»). Слушание дела еще по девяти участникам акции было перенесено.

В сентябре женщины по очереди устраивали одиночные пикеты у мэрии Москвы, продолжая «эстафетную голодовку» – по два человека на одной неделе.

9 сентября, на вторые сутки своего одиночного пикета у входа в мэрию, Лариса Дроздова опять объявила сухую голодовку. За два дня ее дважды забирали в отделение полиции. Когда ее задержали во второй раз, она потеряла сознание в полицейском участке, и ее доставили на «скорой» в Боткинскую больницу.

10 сентября «Очередники» провели акцию протеста у здания правительства Москвы. «Пока мы раздавали листовки, я увидела Собянина, подбежала к нему и озвучила нашу проблему. Он сказал мне так: «Скоро, скоро решу», – сообщила журналистам Мартьянова.

«Вот так нас сделали бомжами»

Акция на Тверской улице 15.09.2016. Фото с сайта protestactions.info

Другая история – и похожая, и непохожая – связана не с очередниками, а с бюджетниками, которым предоставили жилье в 2006 году, а теперь, по их словам, они могут его лишиться.

15 сентября они устроили протестную акцию в центре Москвы. Четверо участников были задержаны за «попытку перекрыть Тверскую улицу». В отношении их составили административные протоколы.

Жилплощадь предоставлялась бюджетникам на условиях работы в учреждениях города. По словам активистов, им обещали социальный найм с возможностью приватизации. Но вместо этого заключили с ними временные договоры, срок которых уже истек.

«У нас была встреча с мэром Москвы Сергеем Собяниным в августе 2014 года, после которой он издал распоряжение о предоставлении новой жилплощади. То есть по бумагам нам дали новые квартиры большей площади, но документы на них нам не предоставили.

Из-за этого мы два года не можем въехать в новое жилье, но и прав на прежние квартиры уже не имеем. Этими несложными манипуляциями с документами 88 семей медицинских работников из нашего дома сделали бомжами», – рассказала в августе 2016 года педагог Дарья Кириллова.

Свои требования жильцы изложили в обращении, опубликованном на сайте Democrator.ru. В частности, они обвиняют чиновников в сокрытии информации и нарушении распоряжения мэра города.

Сколько квартир продает город

Москва распродала за август 2016 года 398 квартир, построенных за счет городского бюджета, на общую сумму около 4,5 млрд рублей, сообщил «Интерфаксу» заместитель генерального директора по девелопменту «Мосинжпроекта» Альберт Суниев.

Это были электронные торги. Лоты реализовывались в жилых комплексах «Некрасовка», «На Базовской», «На Нижегородской», «Пресненский вал», «В Солнцево» и других объектах.

В июле Москва продала 421 квартиру, построенную за счет городского бюджета на общую сумму 3,7 млрд рублей.

Для улучшения работы сайта мы используем куки! Что это значит?