Добровольцы Православной службы помощи «Милосердие» приехали к своим питерским коллегам, чтобы узнать об их опыте в работе с подопечными и поделиться своим.
«Мы учимся понимать и развивать тех, о ком часто говорят, что они безнадежны. На самом деле это только значит, что мы не нашли подхода. Ведь легче сказать «он необучаем», чем признаться: «Я не знаю, как научить». Когда мы признаем свое неумение, для нас открывается целый мир возможностей собственного развития. И это то, что мы делаем уже много лет», – так считает директор Санкт-Петербургской благотворительной организации «Перспективы» Мария Островская.
Сотрудники СПБО «Перспективы» работают с детьми и взрослыми с тяжелыми множественными нарушениями в двух интернатах под Санкт-Петербургом. Добровольцы православной службы помощи «Милосердие», помогающие в трех интернатов для детей-инвалидов и одном интернате для взрослых, нашли возможность приехать к питерским коллегам, чтобы получить необходимый опыт в работе с подопечными и поделиться своим. Впечатлениями о поездке делится координатор службы добовольцев Яна Белова:
– Если характеризовать парой слов людей, работающих в этой организации, то можно так: «они прекрасны». Я жила в гостевой комнате при офисе организации. Меня поразило то, что двери не закрывались в рабочие комнаты: бухгалтерию, другие отделы. Эта открытость и доверие сразу располагали. Наверно, можно сказать, что я была просто счастлива эти две недели: просыпаешься с утра и понимаешь, что за сегодняшний день я увижу много важного и интересного.
Радостно, когда вещи называются своими именами. Без лишних стеснений и экивоков, когда можно быть честной и прямой. Мне посчастливилось поработать с прекрасными профессионалами. Я оценила, каким интересным может быть человек, когда он любит свое дело, является в нем профессионалом. Когда, где угодно, за обедом, в электричке или даже за бокалом вина можно спросить «а вот у нас такой мальчик с вот такими разъезжающимися ногами. Что делать? Как его сажать?». И люди тут же вникают в суть вопроса, отвечают, показывают на своих ногах, как их нужно фиксировать, чтобы они не разъезжались.
Сотрудники этой организации вложили в свое дело огромные усилия, много терпения и времени, и в результате, им удалось добиться того, что корпус, где находятся самые слабые дети, похож на место, где дети живут, а не на место, где они хронически лечатся. Да, у них и сейчас много проблем. Но нам, добровольцам, есть с чем сравнить.
Доска памяти. На ней вывешены фотографии воспитанников, которые ушли из жизни. В этом доме жили эти дети, и они не забыты. Это очень, до дрожи важно, потому что это человеческое. Не номенклатурное, не какая-то единица системы проживала и числилась, а жил ребенок.
За две недели командировки мне довелось на собственном опыте прожить, прочувствовать, понять содержание понятий «свобода», «безопасность», «уважение», «единомышленники». Нет оглядки, а как подумают и оценят другие. Нет безумного саможаления или этого: «ну я же герой, раз в таком месте тружусь».
Конечно, кризисы бывают у всех. Одна из коллег рассказала, как в конце 90-х она с напарником ходила в интернате в отделение, где жили изолированно неуравновешенные или попросту буйные пациенты, прибивать плинтусы и драпировать потолок тканью. Говорит: «Прибиваем плинтуса, сидим спина к спине, чтобы сзади никто не ударил, а из угла мужской голос: «Сволочинушка, хлебушка дай, дай хлебушка, сволочинушка». Я спрашиваю: «Зачем же вы ходили туда?». Женщина очень просто отвечает: «Хотелось сделать так, чтобы было красиво. Они же там все время живут».
В этом их философия, подход к работе, отношение к людям. В жизни каждого человека должны быть не только биологически и жизненно необходимые вещи – поесть, поспать, а и простые собственно человеческие вещи: человек должен жить в обстановке, о которой позаботились, человек имеет право на выбор, личное пространство, непрекращающееся уважение к своей личности. У ребенка должна быть возможность играть, капризничать, гулять, перемазываться, переворачивать на себя кашу или компот, купаться в ванне с игрушками и пеной, слушать колыбельные, проситься на руки, перед тем как заснуть, ходить босыми ногами по песку, по траве, шлепать по лужам, облизываться, знать разные вкусы и запахи. Почему я всё это перечисляю? У большинства наших детей-подопечных этого так мало. А надо, чтобы было.