«Милосердие.ru» пишет о «местах умиротворения», садах и парках Москвы – подчас о самых малоизвестных, потайных и даже таинственных местах города. Таков Морозовский сад. У него сложная и многогранная судьба. Труднодоступный и затерянный, поднятый каменными стенами выше человеческого роста, он не сразу может быть обнаружен: важно не пропустить решётчатую калитку.
Сад поднимается к усадебному дому уступами. Обвитая зеленью, каменная кладка стен создаёт ощущение южного города близ моря. К концу сентябрю побеги дикого винограда достигают самой земли. И, если бы не грядущие заморозки, и работа садовников и коммунальных служб, вполне вероятно, что увитыми оказались бы и бордюрные столбики.
В летний зной тут всегда можно найти покой. Страхи, страсти, заботы и навязчивые мысли отступают: это место отдохновения.
Судьба
Сад, занимающий площадь всего около половины гектара, своё название получил по фамилии владевших усадебным домом и прилегающей территорией купцов-старообрядцев Морозовых, Марии Фёдоровны и её сыновей, знаменитого предпринимателя и мецената Саввы Тимофеевича и его старшего брата Сергея, немало участвовавшего в формировании внешнего облика усадьбы.
Нижний сад общедоступен, верхний – в пределах тени, отбрасываемой усадебным домом – пока нет
Семье Морозовых усадебный дом и сад принадлежали с 1889 года, а до этого времени, с 1840-х годов – купцу В.А.Кокореву. Сад перед домом, который назывался тогда Кокоревским, как и сейчас, был общедоступным. Василий Александрович, почётный член Академии художеств, устроивший в своём доме картинную галерею, крупный предприниматель и меценат, патриот и публицист, в числе прочих благородных начинаний совершил (раз мы говорим о саде, то и об этом необходимо упомянуть) следующее: выделил достаточные средства на устроение длинного, тянущегося от Лубочного переулка до самой Болотной площади, бульвара, засаженного липами и вязами, украсившими собой всю Болотную набережную. Это был один из немногих общественных бульваров и скверов Москвы, устроенных за частный счет. Бульвар так и носил имя своего устроителя вплоть до ликвидации в 1930-е годы. Сейчас тут автостоянка.
С площадки Морозовского сада и из окон особняка, в котором в 1918 году во время июльского мятежа базировался штаб левых эсеров, открывался вид на кремлёвские храмы и дворцы. Отсюда большевиками вёлся легендарный обстрел Кремля и засевших там юнкеров, повредивший не только стены и башни старой крепости, но и соборы – святыни древней столицы. Были повреждены купола и иконы, гробницы московских святителей и государей. Кремль был завален мёртвыми телами, и монахи Чудова монастыря непрестанно молились об «убиенных во дни и в нощи», и о прекращении обстрела и междоусобицы. В общей сложности по Кремлю было выпущено около 300 снарядов из тяжёлых артиллерийских пушек. И большая часть – именно из Морозовского сада.
После подавления восстания (или левоэсерского мятежа, по советской историографии), дом и сад посетили руководители осаждавших – В.И.Ленин и Ф.Э.Дзержинский. Памятная доска на стене особняка напоминает об этом визите.
Усадьба Морозовых в кадре исторического фильма «Шестое июля», повествующего о подавлении контрреволюционного мятежа
А в конце 1980-х годов в строительном котловане на углу сада, у пересечения Подкопаевского и Большого Трёхсвятительского переулков был обнаружен артиллерийский фугасный снаряд без взрывателя от трёхдюймовой (76-миллиметровой) пушки.
Вид от входа в сад на Подкопаевский переулок, уходящий вправо и вниз к Солянке
Сквозь богатую растительность сада можно видеть купол собора Иоанно-Предтеченского монастыря, в котором с 1918 года и практически до передачи обители Церкви находились, концентрационный (до 1923 года) и исправительно-трудовой лагеря, потом – тюрьма.
Фото Э.В.Готье-Дюфайе, 1850-е годы.
Благодаря неповторимому рельефу Ивановской горки с площадки Морозовского сада открывался панорамный вид на Московский Кремль и Ивановский монастырь. Этот вид на Кремль в дальнейшем будет утрачен в связи с постройкой в Иоанно-Предтеченском монастыре большого каменного собора (1879 г., архитектор М.Д. Быковский), купол которого ныне виден практически с каждой точки Ивановской горки.
А в здании напротив сада со стороны Хохловского переулка – в существующих и поныне палатах 17-го века, принадлежащих дипломату времён Петра Первого дьяку Емельяну Украинцеву – хранился (до 1875 года) архив Коллегии иностранных дел, в котором над «Борисом Годуновым» работал А.С.Пушкин. В архиве служили братья Веневитиновы и Тургеневы, В. Ф. Одоевский, А. К. Толстой, С. А. Соболевский. Также в саду отдыхали и общались С. Т. Аксаков, Ф. М. Достоевский, А. Н. Островский, Л. Н. Толстой. П.И.Чайковский хорошо знал эти места.
С 1960-х и до 2001 года, когда сад и дом Морозовых вновь оказался в частных руках, тут располагался детский сад.
Вид особняка Морозовых в Трёхсвятительском переулке с внутренней стороны, противоположной саду; фото 1900 – 1912 гг. Ребёнок в коляске,возможно, сын Сергея Морозова, племянник Саввы.
Эти места – благодаря свой живописности – стали натурой, местом съемок по крайней мере четырех фильмов. Здесь снимались детские картины – музыкальная комедия «Усатый нянь» (реж. Владимир Грамматиков, 1977 год) и «Приключение травки» (реж. Аркадий Кордон, 1976 год); историко-революционный фильм «Шестое июля» (реж. Юлий Карасик, 1968 год), и картина «К Чёрному морю» (реж. Андрей Тутышкин, 1957 год). Впрочем, Морозовский сад и окрестности можно увидеть и во многих других фильмах – киношники любят эти исторические места, где мало общественного транспорта и редки прохожие, и можно привольно развернуть съёмочную аппаратуру.
Место отдохновения
В летний зной тут всегда можно найти покой. Страхи, страсти, заботы и навязчивые мысли отступают: это место отдохновения.
Огромная засохшая лиана дикого винограда сохранена в саду ландшафтными дизайнерами в качестве художественно-исторического памятника-артефакта. Сколько лет надобно было растению, чтобы достигнуть такого размера?!
Специально не спиленное засохшее дерево придаёт этому маленькому саду готическую, или, возможно, романтическую атмосферу.
Цветочные клумбы всегда полны разнообразными цветами – с мая по сентябрь.
Вход в усадебный дом со стороны Трёхсвятительского переулка
В оформлении внешнего вида воротных тумб и фасада дома, перестроенного в 1898 году архитектором П. А. Дриттенпрейсом в русском стиле, принимал участие его владелец Сергей Тимофеевич Морозов.
Будучи неплохим пейзажистом, Сергей Тимофеевич лично оказывал всяческую поддержку знаменитому художнику Исааку Левитану, и другим художникам – в рамках различных благотворительных проектов. Финансировал издание журнала «Мир искусства», способствовал становлению молодых дарований и получению ими полноценного художественного образования. Также он был одним из устроителей общедоступного собрания декоративно-прикладного искусства – Кустарного музея, коллекция которого пополнялась редкими древними образцами народных промыслов. Сергей Тимофеевич участвовал и в поиске новых форм, образцов для декоративно-пркладного творчества. Мы видим в этом влияние детства, проведённого в усадебном саду, где, родившийся в консервативной старообрядческой семье (а значит и ограниченный в выборе зрелищ), Сергей научился понимать и ценить красоту живой природы, служащей натурой и источником художественного вдохновения.
Кабинет-гостиная Марии Фёдоровны Морозовой, матери Сергея и Саввы Тимофеевичей в усадебном доме; фото 1900 – 1915 гг. Приблизительно в эти годы Максим Горький пишет свою «Вассу Железнову»
Главное – не пропустить калитку
Борьба за сад
В 2001 г. Морозовский дом (не сад), на основании инвестиционного контракта с правительством Москвы, перешел в собственность компании «Интерстрой». Кроме того, фирма получила участок земли в 11 соток, прилегающий к особняку. Но почему-то прихватила и остальные полгектара сада, к которым не имела никакого отношения. Ворота закрыли под предлогом реконструкции. Жители района неоднократно писали в управу Басманного района, с требованием сделать сад общедоступным. Была создана инициативная группа «Морозовский сад», целью которой является восстановление открытого доступа в сад. Борьба жителей увенчалась частичным успехом, и с 2011 года открыт доступ в нижнюю часть сада.
За прошедшее время сад сильно пострадал: вырублены многие деревья, снят декор с усадебного дома. Но, тем не менее, большим достижением для жителей района стало открытие свободного доступа в сад.
Морозовский сад находится в Басманном районе Москвы (ЦАО) между Большим Трехсвятительским, Хохловским и Подкопаевским переулками. Вход в сад — со стороны Подкопаевского переулка. Сад открыт с 9 часов утра до 21 часа вечера.
Адрес: Большой Трёхсвятительский переулок, владение 1, сад.
На превью статьи — фрагмент картины (масло) «Морозовский сад в Китай-городе» А.А.Чариной.
Использованы материалы сайтов: ivanovska-gorka.livejournal.com; exclav.ru; wikipedia.org; pastvu.com; retromap.ru