Родители больших семей нередко переживают из-за мифических стандартов, которым вроде бы должно соответствовать воспитание детей и вся жизнь вообще. Мы пытаемся мерить себя не своей меркой и от этого мучаемся, забывая, что жизнь с детьми – это не воспитательный процесс, это просто жизнь. А если детей много — то жизнь в n-ной степени на n-ной скорости.
Екатерина Бурмистрова, детский и семейный психолог семейного клуба «Рождество», мама 8 детей |
Мы, родившие по несколько детей, с виду почти не отличаемся от «обычных» людей.
И только очень опытному глазу не могут не броситься в глаза «приметы» многодетности.
Мама: часто астеничная (второй вариант — сильно располневшая), не очень следящая за собой особа, на всех парах в режиме савраски мчащаяся отвозить очередного ребенка на очередное занятие.
Папа: с кругами под глазами и недодуманными мыслями в голове. Взгляд его часто блуждающий или затравленный. Иногда он может становиться очень злым, таким, что его пугается даже мама.
Бабушки: вечно напоминающие о том, что «они же нас предупреждали, когда у нас был всего один прекрасный мальчик».
Родители могут быть в тумане от вечного недосыпа или в состоянии, близком к перегоранию от запредельно наполненного расписания рабочей недели. Выходных у нас тоже нет – суббота заполнена культурными мероприятиями, а в воскресенье мы идем в храм. И все это на очень высокой скорости. Потому что ведь нужно одеть и раздеть несколько маленьких сущностей, не забыть питье и сменку, вовремя сказать правильные слова вредному подростку, ну и конечно же — покормить младенца.
В голове у многодетной мамы беспрерывной лентой, как на бегущей строке рекламы, прокручивается бесконечный список ежедневных и еженедельных дел. Ее диспетчерские функции отнимают много сил, хотя не видны никому. И только когда мама приболела, становится видно, как все тут же разваливается.
У многих многодетных родителей всегда пятница: не успеешь оглянуться – раз, и уже пятница, а потом еще раз — и другая. И скоро уже закончится очередной учебный год.
Мы почти всегда торопимся: много детей — не шутка. А требования к себе, к качеству детского образования, да и вообще всего, связанного с детьми, у многодетных весьма высоки. Мы очень устаем – и в основном от ощущения, что успеваем лишь процентов на 20 от того, что должны были бы сделать. Кому должны? Прежде всего — себе самим. У нас есть ощущение, что на 4 делать в жизни ничего нельзя, можно только на 5. Мы чувствуем, что у всех на виду. Будто на нас особенно внимательно и с определенной взыскательностью смотрят окружающие: ну вот, нарожали… И как теперь справляетесь? Ведь не справляетесь!!!
Мы действительно не справляемся, потому что справиться с 3-4-5 детьми по нормам единственного ребенка просто невозможно ни физически, ни морально.
Вспомним хотя бы про Новый год или 8 марта – в эти дни многодетным родителям очень хотелось бы иметь «дублей», как в книжке «Понедельник начинается в субботу», чтобы одновременно успеть на все праздники во все детские заведения. Одному человеку это фактически невозможно.
Мы можем сердиться от этой вечной перегруженности и иногда срываться на детей совершенно не по делу. Но годы жизни с детками приучили нас к тому, что извиняться не стыдно – ведь это близкие люди, мы с ними живем жизнь, они видят наше несовершенство. Но видят и то, как мы стараемся, иногда просто до надрыва.
И подросшие дети легко и охотно прощают нас. А иногда от них, подросших, можно услышать и вовсе волшебные слова: «Папа, мама, отдохните, мы сами…» сами уложим малышей, вымоем посуду, принесем теплый чай с лимоном. Добровольно. Без окриков и приказов. Такая забота дорого стоит.
Наверное, мы многое упускаем, просто в силу той скорости, на которой несется наша жизнь. Нам очень хочется, чтобы у наших детей было все лучшее, и чтобы ни в чем не было у них изъяна. А это ведь так сложно. Но постепенно, в этом бесконечном забеге на неизвестную дистанцию проступает и кристаллизуется бесценный жизненный опыт, который в аптеке не купишь. И мы начинаем понимать, что всех дел не переделаешь, и поэтому нужно научиться их ранжировать, распределять по важности и неизбежно от чего-то отказываться.
Что каждый ребенок имеет свой собственный, неповторимый склад личности, и гораздо полезней его принять, чем пытаться перекраивать под какие-то мифические условные нормы — так мы учимся видеть достоинства, а не недостатки в каждом из наших детей.
Мы понимаем, что главное — это не то, сколько мы успели посетить занятий, переделать дел и пр., а то, каким образом и в каком настроении это было сделано. То есть важен не результат, а процесс, и тот эмоциональный след, который все это оставило на отношениях.
Мы научаемся автоматически делить свое сердечное внимание на стольких детей, сколько одновременно его требует. И это уже не вызывает у нас ощущение коллапса.
Многие люди, с которыми мы были дружны раньше, перестали заходить в наш дом, наши жизни текут теперь в разных ритмах. Зато появились новые люди – единомышленники.
Семья стала многодетной. Мы научились с этим жить. Отдыхать в краткие промежутки. Спать «волчьим сном», когда спит младенец и дошкольники. Мы получаем удовольствие не только от порядка, но и от творческого беспорядка, оставшегося после детской игры.
И все это не подвиг и не эксперимент, а просто жизнь, гораздо более полная и насыщенная чем раньше.
И иногда мы даже завидует сами себе.
Екатерина БУРМИСТРОВА, мама 8 детей
См. также: Когда рождается третий ребенок