Она стала одной из четырех долгожителей на земле, чей почтенный возраст был официально подтвержден. Своим рекордом сестра Андре не гордилась, мечтая поскорее завершить земной путь и уйти к Богу. Единственное, о чем она говорила до последнего дня, – о необходимости деятельной любви к ближнему.
Три раза стояла на краю смерти
«Нет у меня никакого секрета», – отвечала монахиня журналистам, которые пытались понять, как до 108 лет женщина оставалась активной и не прерывала служения. У викентианок это работа сестер милосердия. Французские СМИ писали, что сестра Андре любит шоколад, ежедневно позволяет себе бокал хорошего красного вина, и предполагали, что рецепт долголетия, возможно, кроется в питании.
Она опровергала эту версию. Как минимум три раза стояла на краю смерти, но каждый раз оставалась в этом мире. Возможно, говорила сестра Андре, дело в ее сестре-близнеце: девочка умерла в полтора года от воспаления легких, а она выжила, хоть и появилась на свет очень слабой. «Я думаю, Господь хочет, чтобы я прожила те дни, которые не достались ей».
«Возвращение двух братьев с войны – лучший день моей жизни»

В миру сестру Андре звали Люсиль Рандон. Она появилась на свет 11 февраля 1904 года в городе Алес на юге Франции. Ее дедушка был протестантским пастором (регион традиционно населяли потомки средневековых гугенотов), а родители вообще не верили в Бога. Жили бедно. В 12 лет девочка была вынуждена наняться на работу гувернанткой.
Самыми яркими событиями юности для будущей монахини стало появление в их городке электричества и Первая мировая война. О первом она вспоминала с улыбкой, про второе говорила со страхом и болью.
С «чудесным светом» Люсиль познакомилась в школе. Просто однажды отпала необходимость искать утром спички и зажигать в классной комнате свечи, чтобы учиться. С ужасами Первой мировой пришлось столкнуться в то же время. Люсиль вспоминала, как мать ежедневно наблюдала в окно за почтальоном в надежде, что он обойдет их дом и не принесет страшную весть, что старшие братья, Люсьен и Андре, погибли на фронте. К счастью, оба выжили – редкая удача, когда почти каждая французская семья не могла досчитаться родственников мужского пола.
«Возвращение двух моих братьев с войны 1914 года – лучший день моей жизни. Люсьен пришел домой среди ночи, и, когда я встала, чтобы пойти в школу, мама сказала мне, что приехал брат. Он проснулся, поцеловал меня, я была так счастлива», – вспоминала сестра Андре спустя век.
Но так же ярко, как приход Люсьена с фронта, ей запомнился еще один эпизод: как сошел с ума юноша, недавно вернувшийся с войны и пытавшийся освоить мирную профессию каменщика. Когда парень работал над восстановлением часовни, рядом с ним прогремел взрыв, и 22-летний бывший солдат лишился рассудка, больше не узнавал никого из близких.
«Три войны – это много для одной жизни», – любила повторять сестра Андре. После Первой мировой встретилась с ужасами гитлеровской оккупации, затем – с военным конфликтом Франции и Алжира, в ходе которого колония выступала за полный суверенитет. Но пережить эти войны, говорит монахиня, было легче, потому что тогда рядом уже был Бог.
В 1944 году Люсиль исчезла

В 19 лет девушка приняла крещение и стала католичкой. Она не любила подробно рассказывать, как выбрала этот путь, упоминая лишь, что видела в происшедшем несомненную волю Божию. Незадолго до смерти она сказала: «Господь меня гениально во все это втянул!»
Вера, а затем и монашество, несомненно, были ее призванием. День своего первого причастия сестра Андре до самой смерти считала вторым самым счастливым в своей долгой жизни.
Став христианкой, Люсиль Рандон продолжала работать гувернанткой в богатых семьях (в ее биографии было даже сотрудничество с автопромышленниками Пежо), оставила родной город и переехала жить в Версаль. В 1944 году Люсиль исчезла, ее место после пострига заняла сестра Андре.
Монашеское имя она выбрала в честь одного из своих братьев, попросив церковное начальство, чтобы женское окончание убрали, и ее имя звучало в мужском варианте (как если бы у нас монахиню назвали не Сергия, а Сергей). Ей казалось важным таким образом отметить брата, который поначалу совсем не поощрял новую жизнь младшей сестры, но затем смирился и поддержал ее.
«Представляете, моим малышам сейчас уже около 80 лет!»

С 1945 года сестра Андре несла послушание в больнице города Виши, где под ее попечением находились пожилые пациенты и дети-сироты. Всех она старалась утешить и всем помочь. Старики, оставшиеся без родных, и малыши, у которых не было родителей, казались монахине людьми, которым особенно нужна помощь и тепло.
Всех своих сирот она помнила по именам, и позже, когда ей было уже более 100 лет и она находилась в доме престарелых, постаралась разыскать и узнать их судьбу. «Представляете, моим малышам сейчас уже около 80 лет!» – удивлялась тогда сестра Андре.
До 75 лет она несла служение сестры милосердия, затем отправилась на покой в дом престарелых в Савойе, но и там не смогла сидеть без дела: ухаживала за другими постояльцами, многие из которых были значительно моложе нее самой. Так продолжалось до того, как сестре Андре исполнилось 105 лет.
«Я не боюсь смерти»

«Мне иногда кажется, что Господь забыл меня», – жаловалась сестра Андре журналистам, которые ежегодно атаковали ее после 100-летнего юбилея. Монахиня признавалась, что совсем не боится смерти, наоборот, ждет ее с нетерпением, чтобы наконец увидеться с братьями и предстать перед Господом. Говорила, что молится об этом ежедневно, но ответа, увы, не получает.
Здоровье всегда активной сестры Андре постепенно ухудшалось, после 110-го дня рождения она потеряла зрение и перестала ходить, пересев в инвалидную коляску. О слишком долгой жизни она рассказывала без прикрас и добавляла, что ей совсем не стоит завидовать: мучает бессонница, постоянные боли во всем теле, а главное – очень печалит собственная беспомощность и невозможность помогать людям.
При этом сестра Андре ежедневно посещала мессу, а в свободные минуты предавалась молитве. Когда один из журналистов спросил у сестры Андре, о чем же она молится, та ответила просто: «Обо всех людях в этом мире. Ведь люди – это самое главное!»
Сестра Андре негативно относилась к любым попыткам изучать ее здоровье и искать в нем особый секрет долголетия, она отказывалась сдавать анализы и образцы для исследования ДНК.
Когда в 2021 году монахиня вдруг показала положительный тест на ковид, и вокруг дома престарелых в Тулоне, где она проживала последние годы, разбили палаточный лагерь представители желтой прессы, она снова удивила всех: болезнь прошла абсолютно бессимптомно.
Из жизни сестра Андре ушла тихо и незаметно, во сне. У нее спрашивали, каких французских президентов она помнит (Саркози, Олланда и Макрона она уже не видела, ослепла), спрашивали о делах столетней давности, шутили насчет ежедневного бокала красного вина и называли «молодой девушкой». А простые слова о том, что главное – любить друг друга, похоже, так никто и не догадался вынести в заголовок.
https://www.leprogres.fr/societe/2022/04/25/qui-est-soeur-andre-la-francaise-probable-
nouvelle-doyenne-de-l-humanite
https://www.radiofrance.fr/franceinter/soeur-andre-a-115-ans-aujourd-hui-et-deux-
souhaits-2172660
https://www.midilibre.fr/2023/01/17/lalesienne-soeur-andre-doyenne-de-lhumanite-est-
decedee-a-118-ans-10789795.php