15 июня Фонд христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого) совместно с музеем благотворительности и меценатства и московским купеческим обществом провел круглый стол на тему «Благотворительность и молодежь».
Предполагалось, что на круглом столе обсудят вопросы развития государственной и общественной системы нравственного воспитания и образования детей и молодежи, роль и опыт Церкви в организации благотворительной работы молодежи, проблемы подготовки добровольцев и организации молодежных добровольческих движений.
Однако спектр тем оказался немного смещен: о молодежи говорили только как о части возрождающегося движения милосердия.
Фонд христианского просвещения и милосердия имени святителя Луки (Войно-Ясенецкого) был создан в 1988 г.для того, чтобы помочь верующим осуществлять благотворительные проекты. Своей задачей Фонд считает реализацию программ, нацеленных на повышение уровня грамотности благотворителей. Поэтому при Фонде было решено создать Школу добровольцев. Курс обучения в этой школе рассчитан на два года. В процессе обучения будущий доброволец постигает не только духовные основы милосердия и первой медицинской помощи, но и слушает лекции по мировой культуре, основам юридической грамотности, а также учится профессиональному фандрайзингу (сбору средств) на благотворительные проекты. |
Во вступительном слове председатель Фонда христианского просвещения и милосердия Сергей Матвеев рассказал, что в советское время благотворительность рассматривалась как что-то недостойное: считалось, что всю заботу о человеке должно взять на себя государство. Поэтому дореволюционная традиция взаимопомощи прервалась и сейчас общество вынуждено начинать с чистого листа.
«Возрождать традиции благотворительности надо не только в сознании, – отметил Сергей Матвеев, – но и в сердце – это гораздо тяжелее. И здесь ничего не сделаешь без активного личного участия».
Чтобы это получилось, нужно, по его мнению, объединить усилия властей, гражданских и духовных благотворительных организаций. Не должны оставаться в стороне также ученые, журналисты и другие люди, которые своей гражданской позицией могут изменить мнение окружающих.
Помощь должна доходить до адресата, что не всегда бывает в государственной системе, где все обезличено. «Благотворительная помощь должна идти от человека к человеку», – считает Сергей Матвеев.
Важно также понимать и воспитательную роль благотворительности. Ведь добровольцы несут милосердие не только в общество, но и в семьи – а роль семьи исключительна. Именно из-за упадка семейной жизни в обществе сейчас происходит разлад.
«Мы призываем пасторов заниматься людьми с полной отдачей», – отметил Сергий Матвеев и процитировал слова Григория Богослова: «Ничто столько не уподобляет человека Богу, как благотворение».
Светлана Бочарова, председатель совета директоров движения «Добро без границ»
Прозвучал ряд других выступлений: Светлана Бочарова, председатель совета директоров движения «Добро без границ», рассказала о негативном опыте работы Движения с детскими домами, а монахиня Елизавета (Крючкова) – о создании Марфо-Мариинского приюта для детей-сирот и опыте семейного детского дома, директором которого она сейчас является.
Самым ожидаемым докладом на круглом столе было выступление директора музея благотворительности и меценатства Льва Краснопевцева, посвященное истории благотворительности.
Он рассказал о том, что, для появления в людях того самого духа милосердия, нужно попытаться возродить то уважение к другим и к самому себе, которые было в людях до революции. Вся система общества была устроена так, что человек с самого детства приучался к доброделанию.
Например, было совершенно недопустимым, отдать из семьи сироту в приют – обычно среди родственников или друзей находились люди, которые все же брали себе ребенка на воспитание, и тогда воспитанник рос вместе с кровными детьми. Небольшие сиротские дома содержались при крупных фабриках, но дети фабрикантов и приютские малыши вместе отмечали праздники и ездили на дачу на каникулы.
Был еще и такой вид помощи сиротам, как благотворительные спектакли на праздниках. В спектакле участвовали дети хозяина дома, а все, кто желал его посмотреть, платили за проход в зрительный зал. Все деньги потом жертвовались на нужды приютов или других благотворительных заведений, а дети, заработавшие эти деньги, таким образом, с младых ногтей приучались к благотворительной деятельности.
Отдельно выраженных молодежных благотворительных организаций не было. Но главными «рабочими» социальных отделений, создававшихся в каждом районе Москвы, была именно молодежь. Молодые люди со списком неблагополучных домов обходили выделенную им улицу и узнавали, у кого из нуждающихся какая ситуация и какая помощь им нужна. Деньгами практически никогда не помогали. Если человеку нужно было найти работу – помогали устроиться. Кончились дрова – разговаривали о кредите с дровяной лавкой. Не на что учить ребенка – обращались в гимназию.
«Так как опыта собственной работы у молодежных организация не существовало, нынешней молодежи придется действовать практически с нуля» – отметил он в конце доклада.
Наталия ШЕСТИПЕРОВА